Главная / Практика / Как работает звук в анимации?

Как работает звук в анимации?

С появлением новых плагинов и способов создания звуков саунд-дизайн меняется почти каждые пару месяцев. Чтобы понять, как формировались устоявшиеся правила и технологии в звуковом дизайне, нужно немного окунуться в историю.
 

Сначала было слово

С появлением возможности записи звука в 1927-ом (фильм «Певец джаза»), главный аниматор того времени Уолт Дисней сразу же воспользовался ей, вскоре выпустив знаменитый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли». Он стал настолько популярным, что синхронную запись шумов под видеоряд стали в шутку называть «микки-маусинг».
 

Мультфильм «Пароходик Вилли» (1928)

Так как оборудование тогда не было настолько мобильным, как сейчас, студиям нужно было придумывать интересные способы озвучания картин. Рабочими оказались два: музыкальный подход и шумовой. Музыкальный представлял собой имитацию движений посредством музыкальных инструментов — в основном это была перкуссия. В шумовом же использовались машины, которые имитировали существующие звуки за пределами студии (вроде грома и дождя).

В 30-ых годах музыкальный подход достиг своего пика. Для озвучания движений теперь использовались не только перкуссионные инструменты, но и все остальные, вроде духовых и смычковых. Кстати, именно из этой эпохи к нам пришло знаменитое звуковое клише в виде скрипичного пиццикато, когда мы видим крадущегося куда-то персонажа на цыпочках.
 

Звуковые эффекты Трега Брауна

На этой исторической вехе мы и оставим историю звукового дизайна в анимации. Мало-помалу он развивался в соответствиями с прогрессом звукозаписи. Оборудование становилось все более портативным, и в конце концов саунд-дизайнерам больше не понадобилось работать в студии — можно было записывать совершенно любой звук и превращать его во что угодно посредством обработок.
 

Звук в современной анимации

Организация мультипликационного проекта на деле едва ли отличается от организации любого другого. Продюсер также контролирует «все и вся», режиссер далеко от него не отстает, но что изменилось в звуковом департаменте? Так как в анимационном проекте фактически нет съемочного периода (безусловно, есть наброски и выбор фактур для записи), то вся основная работа происходит на постпродакшне. Если раньше саунд-дизайнер (или шумовик того времени) выполнял все функции, то теперь найдется и супервайзер, и фоли-артист, и редактор диалогов. И все — разные люди.
 

Звуковые эффекты в мультфильме «ВАЛЛ-И» (2008)

При этом миссия саунд-дизайнера как такового нисколько не уменьшилась. Он также должен уметь создавать несуществующие звуки из подручных средств и «слышать» их в своей голове заранее. Современные саунд-дизайнеры используют комбинированный подход: какие-то звуки могут быть реальной записью, какие-то — имитироваться с помощью музыкальных инструментов, а какие-то и вовсе созданные из звуковой волны на синтезаторе. Но что конкретно нужно учесть, работая над анимацией?
 

Будьте ЕЩЁ креативнее

Как и всегда, вам нужно оставаться максимально продуктивным, но не забывать про креатив. Именно он в большей части вам и понадобится. Как еще можно представить звучание музыкальных инструментов с лягушачьей планеты?
 

О звуковых эффектах в сериале «Рик и Морти»
 

Делайте звуки ярче

Если в художественном фильме звуки скорее погружают зрителя в атмосферу, особо при этом не выделяясь, то в анимации они, напротив, должны быть «яркими», развлекая публику.
 


Джефф Шифманн«Я создал бесчисленных роботов и пришельцев. Построил карьеру на животных, практикующих боевые искусства, реактивных ранцах, космических кораблях и футуристических гонщиках Я путешествовал в дальний конец Галактики и неоднократно разрушал известную вселенную (оказывается, существует множество способов уничтожить мир). Мне посчастливилось поработать над многими боевиками, которые были насыщенными саунд-дизайном. Тем не менее работа в области звукового дизайна в анимации крайне интересна. Возможность воплотить звуковую среду в жизнь полностью с нуля очень ответственна, и мне очень повезло, что я попал самую веселую сферу развлекательного бизнеса».
 

Джефф Шифманн,
саунд-дизайнер и звукорежиссер, известный своей работой в проектах «Черепашки-ниндзя», «Утиные историй», «Луни-Тюнз»

 

 

Думайте о шумовой партитуре как о музыкальной

Тщательно продумывая последовательность, ритм и фактуры звуков, можно не только дополнить звуковой образ, но и заполнить его так, что музыка даже не понадобится.
 


Джефф Шифманн«В эпизоде с Киком Буттовски (персонаж мультфильма „Сорвиголова“ — прим. автора) два главных героя мчатся, чтобы постричь газон. Эпизод решен, как гонка NASCAR. Газонокосилки должны были трансформироваться, превращаясь в гоночные автомобили. Камера проникает под косилку в двигатель внутреннего сгорания. Мы скользим по бензобаку и видим, как искра зажигает топливо, выбрасывает нас из выхлопной трубы и гонка начинается.

Когда мы закончили работу над этой сценой, она вовсе не нуждалась в музыке. Это один из тех редких случаев на стадии сведения, когда продюсер решает просто позволить звуковому дизайну вести за собой сцену».
 

Джефф Шифманн

 


 

Дайте персонажу «свои» звуки

Работая с анимацией, также важно не просто как-то озвучивать то, что видишь, но и добавлять детали, которые будут характеризовать персонажа. Это также повлияет на его восприятие зрителями при просмотре.
 


Эрик Аадал«В „Кунг-фу Панде“ каждый персонаж представляет свой стиль единоборства. Это подчеркивается звуком: звуковое оформление для Богомола основано на деревянных трещотках, для Тигрицы — на быстром вокале; для Журавля — на звуках перьев и взмахов крыльев; для Обезьяны — на „покачивающихся вушах“; для Гадюки — на змеиных погремушках, а для злодея Тай Лунга звуковое оформление основано на грубой силе, контрастирующей с „резиновостью“ По».
 

Эрик Аадал,
саунд-дизайнер, известный работой на проектах «Кунг-фу Панда», «Трансформеры» и многих других

 


Анимация — одно из лучших мест для звукового дизайне. Не привязываясь к реалистичности звуков, вы можете заполнять созданный мир буквально с нуля, а еще попутно добавлять детали для конкретных персонажей, мест и предметов.
 


Обложка: кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Disney

 

Еще по теме

Как создать эффект цифровых помех на экране за две минуты
Эффект цифровых помех может сделать визуально интереснее как фильм, так...
Рождественские мультфильмы
15 рождественских мультфильмов про чудеса
Мультфильмы про Новый год и Рождество любят и дети и...
12 режиссеров, пришедших в кино из театра: от Мейерхольда до Серебренникова
01. Всеволод Мейерхольд Один из ключевых реформаторов театра первой половины...
Фильмы про пленных
10 фильмов про военнопленных, пробирающих до мурашек
Война всегда ассоциируется с горем и разрушениями, гибелью людей. Но...
Как интересно снять диалоговую сцену при помощи «восьмерки»
Неважно, снимаете вы боевик, комедию или фильм ужасов, рано или поздно...
Как звучит «Чернобыль»?
Кто писал? Виолончелистка Хильдур Гуднадоттир / Фото: Timothee Lambrecq /...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
К чему стремиться и чего избегать при замедленной съемке
Вспомните, когда вы в последний раз смотрели видео или фильм,...