Главная / Практика / Как работает звук в анимации?

Как работает звук в анимации?

С появлением новых плагинов и способов создания звуков саунд-дизайн меняется почти каждые пару месяцев. Чтобы понять, как формировались устоявшиеся правила и технологии в звуковом дизайне, нужно немного окунуться в историю.
 

Сначала было слово

С появлением возможности записи звука в 1927-ом (фильм «Певец джаза»), главный аниматор того времени Уолт Дисней сразу же воспользовался ей, вскоре выпустив знаменитый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли». Он стал настолько популярным, что синхронную запись шумов под видеоряд стали в шутку называть «микки-маусинг».
 

Мультфильм «Пароходик Вилли» (1928)

Так как оборудование тогда не было настолько мобильным, как сейчас, студиям нужно было придумывать интересные способы озвучания картин. Рабочими оказались два: музыкальный подход и шумовой. Музыкальный представлял собой имитацию движений посредством музыкальных инструментов — в основном это была перкуссия. В шумовом же использовались машины, которые имитировали существующие звуки за пределами студии (вроде грома и дождя).

В 30-ых годах музыкальный подход достиг своего пика. Для озвучания движений теперь использовались не только перкуссионные инструменты, но и все остальные, вроде духовых и смычковых. Кстати, именно из этой эпохи к нам пришло знаменитое звуковое клише в виде скрипичного пиццикато, когда мы видим крадущегося куда-то персонажа на цыпочках.
 

Звуковые эффекты Трега Брауна

На этой исторической вехе мы и оставим историю звукового дизайна в анимации. Мало-помалу он развивался в соответствиями с прогрессом звукозаписи. Оборудование становилось все более портативным, и в конце концов саунд-дизайнерам больше не понадобилось работать в студии — можно было записывать совершенно любой звук и превращать его во что угодно посредством обработок.
 

Звук в современной анимации

Организация мультипликационного проекта на деле едва ли отличается от организации любого другого. Продюсер также контролирует «все и вся», режиссер далеко от него не отстает, но что изменилось в звуковом департаменте? Так как в анимационном проекте фактически нет съемочного периода (безусловно, есть наброски и выбор фактур для записи), то вся основная работа происходит на постпродакшне. Если раньше саунд-дизайнер (или шумовик того времени) выполнял все функции, то теперь найдется и супервайзер, и фоли-артист, и редактор диалогов. И все — разные люди.
 

Звуковые эффекты в мультфильме «ВАЛЛ-И» (2008)

При этом миссия саунд-дизайнера как такового нисколько не уменьшилась. Он также должен уметь создавать несуществующие звуки из подручных средств и «слышать» их в своей голове заранее. Современные саунд-дизайнеры используют комбинированный подход: какие-то звуки могут быть реальной записью, какие-то — имитироваться с помощью музыкальных инструментов, а какие-то и вовсе созданные из звуковой волны на синтезаторе. Но что конкретно нужно учесть, работая над анимацией?
 

Будьте ЕЩЁ креативнее

Как и всегда, вам нужно оставаться максимально продуктивным, но не забывать про креатив. Именно он в большей части вам и понадобится. Как еще можно представить звучание музыкальных инструментов с лягушачьей планеты?
 

О звуковых эффектах в сериале «Рик и Морти»
 

Делайте звуки ярче

Если в художественном фильме звуки скорее погружают зрителя в атмосферу, особо при этом не выделяясь, то в анимации они, напротив, должны быть «яркими», развлекая публику.
 


Джефф Шифманн«Я создал бесчисленных роботов и пришельцев. Построил карьеру на животных, практикующих боевые искусства, реактивных ранцах, космических кораблях и футуристических гонщиках Я путешествовал в дальний конец Галактики и неоднократно разрушал известную вселенную (оказывается, существует множество способов уничтожить мир). Мне посчастливилось поработать над многими боевиками, которые были насыщенными саунд-дизайном. Тем не менее работа в области звукового дизайна в анимации крайне интересна. Возможность воплотить звуковую среду в жизнь полностью с нуля очень ответственна, и мне очень повезло, что я попал самую веселую сферу развлекательного бизнеса».
 

Джефф Шифманн,
саунд-дизайнер и звукорежиссер, известный своей работой в проектах «Черепашки-ниндзя», «Утиные историй», «Луни-Тюнз»

 

 

Думайте о шумовой партитуре как о музыкальной

Тщательно продумывая последовательность, ритм и фактуры звуков, можно не только дополнить звуковой образ, но и заполнить его так, что музыка даже не понадобится.
 


Джефф Шифманн«В эпизоде с Киком Буттовски (персонаж мультфильма „Сорвиголова“ — прим. автора) два главных героя мчатся, чтобы постричь газон. Эпизод решен, как гонка NASCAR. Газонокосилки должны были трансформироваться, превращаясь в гоночные автомобили. Камера проникает под косилку в двигатель внутреннего сгорания. Мы скользим по бензобаку и видим, как искра зажигает топливо, выбрасывает нас из выхлопной трубы и гонка начинается.

Когда мы закончили работу над этой сценой, она вовсе не нуждалась в музыке. Это один из тех редких случаев на стадии сведения, когда продюсер решает просто позволить звуковому дизайну вести за собой сцену».
 

Джефф Шифманн

 


 

Дайте персонажу «свои» звуки

Работая с анимацией, также важно не просто как-то озвучивать то, что видишь, но и добавлять детали, которые будут характеризовать персонажа. Это также повлияет на его восприятие зрителями при просмотре.
 


Эрик Аадал«В „Кунг-фу Панде“ каждый персонаж представляет свой стиль единоборства. Это подчеркивается звуком: звуковое оформление для Богомола основано на деревянных трещотках, для Тигрицы — на быстром вокале; для Журавля — на звуках перьев и взмахов крыльев; для Обезьяны — на „покачивающихся вушах“; для Гадюки — на змеиных погремушках, а для злодея Тай Лунга звуковое оформление основано на грубой силе, контрастирующей с „резиновостью“ По».
 

Эрик Аадал,
саунд-дизайнер, известный работой на проектах «Кунг-фу Панда», «Трансформеры» и многих других

 


Анимация — одно из лучших мест для звукового дизайне. Не привязываясь к реалистичности звуков, вы можете заполнять созданный мир буквально с нуля, а еще попутно добавлять детали для конкретных персонажей, мест и предметов.
 


Обложка: кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Disney

 

Еще по теме

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал
— С каким опытом вы подошли к съемкам интерактивного веб-сериала? Виктор...
детективные триллеры
10 детективных триллеров с интересным финалом
Нередко зритель смотрит кино, полное драматических и трагичных деталей, интриг,...
Как правильно пользоваться затемнением
Прочитав почти любую книгу о монтаже, вы, скорее всего, узнаете, что...
детективные сериалы 2025
Самые ожидаемые детективные сериалы 2025 года
Запутанные убийства, хитрые ограбления, страшные, но прекрасные дуэты маньяков и...
«Леди Бёрд»: как показать воспоминание при помощи цвета
Зрители и критики высоко оценили фильм Греты Гервиг «Леди Бёрд»,...
Мастер: Эннио Морриконе
Эклектика Эннио Морриконе — композитор до мозга костей. А как...
сквозь снег 4 дата выхода
Что известно про 4 сезон сериала “Сквозь снег”: дата выхода, сюжет, актеры
Объявление о продолжении проекта на четвертый сезон, когда в разгаре...
7 уроков первого полнометражного фильма
Вы будете допускать ошибки на каждом фильме, но самая первая ваша киноработа важна...