Практика

4 шумовых эффекта, ставших важной частью драматургии

Как «убить двух зайцев» и при помощи скрипа ботинок передать эпоху фильма и характер героя? И как донести трагедию сцены, просто наложив шум поезда? Рассмотрим примеры удачного применения шумов в драматургических целях в популярных фильмах

  • 18 августа
  • 3677
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Фильм — это чередование аудиовизуальных образов, изображения и звука. Если изображение (чаще всего) обращается к разуму, то звук действует бессознательно: работает с психикой, вызывает эмоции. Драматургия фильма развивается, основываясь на зрительном действии (наблюдении видеоряда), словесном действии (речевой компонент) и музыкально-шумовом действии (музыка, шумы).

Материал звуковой сферы состоит из четырех компонентов, которые, в зависимости от драматургии и режиссерской задачи, смешаны между собой в разных соотношениях. Все эти четыре компонента — человеческая речь, музыка, шумы, тишина, — могут создавать драматургическое движение. О роли музыки и диалогов вы уже могли прочитать в других статьях портала tvkinoradio.ru. Сейчас же мы рассмотрим драматургическое движение исключительно за счет шумов.
 

1«Зеленая миля» реж. Фрэнк Дарабонт

 
Сцена из фильма «Зеленая миля» (1999)

Из всех надзирателей блока «Е» тюрьмы «Холодная гора» явно выделяется Перси Уэтмор. Он племянник губернатора штата и позволяет себе издевательства над заключенными, что крайне не нравится команде. Помимо актерской игры сложно каким-либо образом как-то выделить одного охранника на фоне других, ведь все носят одну и ту же униформу.

Авторы фильма решили задачу интересно — к звуку обуви персонажа Уэтмора был добавлен характерный скрип, что сразу говорило о скользкой натуре злобного персонажа и помогало идентифицировать подлеца.

Со скрипучими ботинками в «Зеленой миле» связана еще одна интересная история. В 1991 году режиссер Фрэнк Дарабонт отправил костюмера к известному обувному дизайнеру Паскалю Фабрицио, у семьи которого была на тот момент небольшая мастерская в Лос-Анджелесе, чтобы исправить одну раздражающую его проблему. В сцене казни на электрическом стуле раритетная обувь 30-ых годов Тома Хэнкса скрипела, что сильно отвлекало режиссера. Фабрицио справился с задачей и костюмер доставил ботинки без скрипа на съемочную площадку.

Спустя несколько месяцев в мастерскую Фабрицио снова обратился костюмер с просьбой вернуть скрип обуви: Дарабонт посчитал, что скрип добавляет драматичности происходящему, еще больше нагнетая напряженную проходку по пустому коридору перед казнью.
 

2«Крестный отец» реж. Фрэнсис Форд Коппола

 
Сцена из фильма «Крестный отец» (1972)

Все киноманы помнят сцену в ресторане, когда Майкл, герой войны, присоединился к семейному криминальному делу, убив Солоццо и МакКласки. Спросив разрешения, Майкл встает и направляется в уборную, где находит оставленный ранее пистолет. В это время мы слышим звук приближающегося поезда. В Бронксе такое возможно: даже внутри закусочных порой слышна «подземка». Но поезд разгоняется так, словно вот-вот протаранит тайник, откуда Майкл только что достал оружие.

Этот эффект помогает зрителю понять персонажа «изнутри». Сэмпл поезда здесь не только элемент звукового ландшафта, но и метафора — после убийства Майкл уже не сможет вести спокойную жизнь, его беззаботные дни героя войны останутся в вагоне этого проносящегося мимо поезда. Вот как эту сцену прокомментировал монтажер и саунд-дизайнер фильма Уолтер Мёрч:

«Зритель удивляется: что это за звук? Визг поезда, который, вероятно, исходит откуда-то по соседству. Но из-за того, что он настолько оторван от изображения, металлический скрип отлично работает, отражая состояние Майкла в этот критический момент — прежде чем он совершит свое первое убийство, а его жизнь изменится. Это эффективнее, так как лицо Майкла спокойно, а поезд звучит ненормально громко. Нарастающее напряжение между тем, что мы видим, и что мы слышим, внезапно завершается выстрелами пистолета во время убийства Солоццо и МакКласки: разрыв между тем, что мы видим, и тем, что мы слышим, рушится в тот момент, когда судьба Майкла определена».
 

3«Хэшер» реж. Спенсер Сассер

 
Сцена из фильма «Хэшер» (2010)

Когда Ти Джей узнает, что его давняя пассия Николь занимается сексом с Хэшером, Ти Джей по-настоящему злится и разбивает машину Хэшера. В это время мы слышим неочевидные звуки — сильного дождя и грома, хотя день стоит солнечный. Здесь звуковые эффекты передают внутреннее состояние героя: его злость и разочарование в подруге. Также эти звуковые эффекты — это звуковой мост к следующей сцене, где торжествует непогода. Это значит, что звуки дождя и грома оправданы и применен конвергентный контрапункт.
 

4«Великий Гэтсби» реж. Баз Лурман

 
Сцена из фильма «Великий Гэтсби» (2013)

В «Гэтсби» звуковой эффект использован попроще, однако задача усилить драматичность эпизода выполнена отлично . В сцене убийства персонажа Леонардо ДиКаприо мы слышим лишь один выстрел — в самого Гэтсби, однако самоубийства Джорджа Уилсона не видим , — сэмпл падения тела миллионера в бассейн заменяет выстрел.

Звук — мощный инструмент каждого режиссера в создании драматургического движения в кино. Важно продумывать драматургию фильма ещё на стадии написания сценария, иначе вы рискуете оставить звуку лишь иллюстративную функцию.

Источники: «The Sonic Boom: How Sound Transforms the Way We Think, Feel, and Buy» Joel Beckerman, Tyler Gray, filmsound.orgcinemashock.org.
 

Обложка: на съемках фильма «Крестный отец» (1972) / Paramount Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 3688
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3511
Обзоры

Я тебя породил, я тебя и убью: 8 режиссеров против собственных фильмов

Далеко не всегда режиссеры остаются довольны собственными творениями. Но иногда фильм не удается настолько, что авторы открещиваются от своего «детища» и даже препятствуют его «появлению на свет». Вспоминаем несколько таких случаев

  • 3 ноября
  • 2885
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2591
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 1842
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1628
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее