Практика

4 шумовых эффекта, ставших важной частью драматургии

Как «убить двух зайцев» и при помощи скрипа ботинок передать эпоху фильма и характер героя? И как донести трагедию сцены, просто наложив шум поезда? Рассмотрим примеры удачного применения шумов в драматургических целях в популярных фильмах

  • 18 августа 2018
  • 3938
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Фильм — это чередование аудиовизуальных образов, изображения и звука. Если изображение (чаще всего) обращается к разуму, то звук действует бессознательно: работает с психикой, вызывает эмоции. Драматургия фильма развивается, основываясь на зрительном действии (наблюдении видеоряда), словесном действии (речевой компонент) и музыкально-шумовом действии (музыка, шумы).

Материал звуковой сферы состоит из четырех компонентов, которые, в зависимости от драматургии и режиссерской задачи, смешаны между собой в разных соотношениях. Все эти четыре компонента — человеческая речь, музыка, шумы, тишина, — могут создавать драматургическое движение. О роли музыки и диалогов вы уже могли прочитать в других статьях портала tvkinoradio.ru. Сейчас же мы рассмотрим драматургическое движение исключительно за счет шумов.
 

1«Зеленая миля» реж. Фрэнк Дарабонт

 
Сцена из фильма «Зеленая миля» (1999)

Из всех надзирателей блока «Е» тюрьмы «Холодная гора» явно выделяется Перси Уэтмор. Он племянник губернатора штата и позволяет себе издевательства над заключенными, что крайне не нравится команде. Помимо актерской игры сложно каким-либо образом как-то выделить одного охранника на фоне других, ведь все носят одну и ту же униформу.

Авторы фильма решили задачу интересно — к звуку обуви персонажа Уэтмора был добавлен характерный скрип, что сразу говорило о скользкой натуре злобного персонажа и помогало идентифицировать подлеца.

Со скрипучими ботинками в «Зеленой миле» связана еще одна интересная история. В 1991 году режиссер Фрэнк Дарабонт отправил костюмера к известному обувному дизайнеру Паскалю Фабрицио, у семьи которого была на тот момент небольшая мастерская в Лос-Анджелесе, чтобы исправить одну раздражающую его проблему. В сцене казни на электрическом стуле раритетная обувь 30-ых годов Тома Хэнкса скрипела, что сильно отвлекало режиссера. Фабрицио справился с задачей и костюмер доставил ботинки без скрипа на съемочную площадку.

Спустя несколько месяцев в мастерскую Фабрицио снова обратился костюмер с просьбой вернуть скрип обуви: Дарабонт посчитал, что скрип добавляет драматичности происходящему, еще больше нагнетая напряженную проходку по пустому коридору перед казнью.
 

2«Крестный отец» реж. Фрэнсис Форд Коппола

 
Сцена из фильма «Крестный отец» (1972)

Все киноманы помнят сцену в ресторане, когда Майкл, герой войны, присоединился к семейному криминальному делу, убив Солоццо и МакКласки. Спросив разрешения, Майкл встает и направляется в уборную, где находит оставленный ранее пистолет. В это время мы слышим звук приближающегося поезда. В Бронксе такое возможно: даже внутри закусочных порой слышна «подземка». Но поезд разгоняется так, словно вот-вот протаранит тайник, откуда Майкл только что достал оружие.

Этот эффект помогает зрителю понять персонажа «изнутри». Сэмпл поезда здесь не только элемент звукового ландшафта, но и метафора — после убийства Майкл уже не сможет вести спокойную жизнь, его беззаботные дни героя войны останутся в вагоне этого проносящегося мимо поезда. Вот как эту сцену прокомментировал монтажер и саунд-дизайнер фильма Уолтер Мёрч:

«Зритель удивляется: что это за звук? Визг поезда, который, вероятно, исходит откуда-то по соседству. Но из-за того, что он настолько оторван от изображения, металлический скрип отлично работает, отражая состояние Майкла в этот критический момент — прежде чем он совершит свое первое убийство, а его жизнь изменится. Это эффективнее, так как лицо Майкла спокойно, а поезд звучит ненормально громко. Нарастающее напряжение между тем, что мы видим, и что мы слышим, внезапно завершается выстрелами пистолета во время убийства Солоццо и МакКласки: разрыв между тем, что мы видим, и тем, что мы слышим, рушится в тот момент, когда судьба Майкла определена».
 

3«Хэшер» реж. Спенсер Сассер

 
Сцена из фильма «Хэшер» (2010)

Когда Ти Джей узнает, что его давняя пассия Николь занимается сексом с Хэшером, Ти Джей по-настоящему злится и разбивает машину Хэшера. В это время мы слышим неочевидные звуки — сильного дождя и грома, хотя день стоит солнечный. Здесь звуковые эффекты передают внутреннее состояние героя: его злость и разочарование в подруге. Также эти звуковые эффекты — это звуковой мост к следующей сцене, где торжествует непогода. Это значит, что звуки дождя и грома оправданы и применен конвергентный контрапункт.
 

4«Великий Гэтсби» реж. Баз Лурман

 
Сцена из фильма «Великий Гэтсби» (2013)

В «Гэтсби» звуковой эффект использован попроще, однако задача усилить драматичность эпизода выполнена отлично . В сцене убийства персонажа Леонардо ДиКаприо мы слышим лишь один выстрел — в самого Гэтсби, однако самоубийства Джорджа Уилсона не видим , — сэмпл падения тела миллионера в бассейн заменяет выстрел.

Звук — мощный инструмент каждого режиссера в создании драматургического движения в кино. Важно продумывать драматургию фильма ещё на стадии написания сценария, иначе вы рискуете оставить звуку лишь иллюстративную функцию.

Источники: «The Sonic Boom: How Sound Transforms the Way We Think, Feel, and Buy» Joel Beckerman, Tyler Gray, filmsound.orgcinemashock.org.
 

Обложка: на съемках фильма «Крестный отец» (1972) / Paramount Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 15691
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2151
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1999
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1587
Практика

Как снять кино на смартфон: первые шаги

Можно ли использовать вместо штатива коробку из IKEA, какие приложения выбрать для съемки и монтажа мобильного видео, как быстрее всего попасть на фестивали, и многое другое, что мы узнали на мастер-классе оператора и режиссера Артура Михеева

  • 11 мая
  • 1519
Практика

Спецэффекты «Птиц»: несуществующая дверь, намагниченные пернатые и 32 экспозиции в одном кадре

Картина Альфреда Хичкока «Птицы», вышедшая на экраны 56 лет назад — одна из самых насыщенных спецэффектами лент Мастера. Казалось бы совершенно обычные сцены здесь сделаны с применением спецэффектов: с ними здесь 371 шот (по другим данным – более 400). Это больше, чем в «Звездных войнах», выпущенных 14-ю годами позже

  • 15 мая
  • 1219
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее