Практика

4 шумовых эффекта, ставших важной частью драматургии

Как «убить двух зайцев» и при помощи скрипа ботинок передать эпоху фильма и характер героя? И как донести трагедию сцены, просто наложив шум поезда? Рассмотрим примеры удачного применения шумов в драматургических целях в популярных фильмах

  • 18 августа
  • 3410
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Фильм — это чередование аудиовизуальных образов, изображения и звука. Если изображение (чаще всего) обращается к разуму, то звук действует бессознательно: работает с психикой, вызывает эмоции. Драматургия фильма развивается, основываясь на зрительном действии (наблюдении видеоряда), словесном действии (речевой компонент) и музыкально-шумовом действии (музыка, шумы).

Материал звуковой сферы состоит из четырех компонентов, которые, в зависимости от драматургии и режиссерской задачи, смешаны между собой в разных соотношениях. Все эти четыре компонента — человеческая речь, музыка, шумы, тишина, — могут создавать драматургическое движение. О роли музыки и диалогов вы уже могли прочитать в других статьях портала tvkinoradio.ru. Сейчас же мы рассмотрим драматургическое движение исключительно за счет шумов.
 

1«Зеленая миля» реж. Фрэнк Дарабонт

 
Сцена из фильма «Зеленая миля» (1999)

Из всех надзирателей блока «Е» тюрьмы «Холодная гора» явно выделяется Перси Уэтмор. Он племянник губернатора штата и позволяет себе издевательства над заключенными, что крайне не нравится команде. Помимо актерской игры сложно каким-либо образом как-то выделить одного охранника на фоне других, ведь все носят одну и ту же униформу.

Авторы фильма решили задачу интересно — к звуку обуви персонажа Уэтмора был добавлен характерный скрип, что сразу говорило о скользкой натуре злобного персонажа и помогало идентифицировать подлеца.

Со скрипучими ботинками в «Зеленой миле» связана еще одна интересная история. В 1991 году режиссер Фрэнк Дарабонт отправил костюмера к известному обувному дизайнеру Паскалю Фабрицио, у семьи которого была на тот момент небольшая мастерская в Лос-Анджелесе, чтобы исправить одну раздражающую его проблему. В сцене казни на электрическом стуле раритетная обувь 30-ых годов Тома Хэнкса скрипела, что сильно отвлекало режиссера. Фабрицио справился с задачей и костюмер доставил ботинки без скрипа на съемочную площадку.

Спустя несколько месяцев в мастерскую Фабрицио снова обратился костюмер с просьбой вернуть скрип обуви: Дарабонт посчитал, что скрип добавляет драматичности происходящему, еще больше нагнетая напряженную проходку по пустому коридору перед казнью.
 

2«Крестный отец» реж. Фрэнсис Форд Коппола

 
Сцена из фильма «Крестный отец» (1972)

Все киноманы помнят сцену в ресторане, когда Майкл, герой войны, присоединился к семейному криминальному делу, убив Солоццо и МакКласки. Спросив разрешения, Майкл встает и направляется в уборную, где находит оставленный ранее пистолет. В это время мы слышим звук приближающегося поезда. В Бронксе такое возможно: даже внутри закусочных порой слышна «подземка». Но поезд разгоняется так, словно вот-вот протаранит тайник, откуда Майкл только что достал оружие.

Этот эффект помогает зрителю понять персонажа «изнутри». Сэмпл поезда здесь не только элемент звукового ландшафта, но и метафора — после убийства Майкл уже не сможет вести спокойную жизнь, его беззаботные дни героя войны останутся в вагоне этого проносящегося мимо поезда. Вот как эту сцену прокомментировал монтажер и саунд-дизайнер фильма Уолтер Мёрч:

«Зритель удивляется: что это за звук? Визг поезда, который, вероятно, исходит откуда-то по соседству. Но из-за того, что он настолько оторван от изображения, металлический скрип отлично работает, отражая состояние Майкла в этот критический момент — прежде чем он совершит свое первое убийство, а его жизнь изменится. Это эффективнее, так как лицо Майкла спокойно, а поезд звучит ненормально громко. Нарастающее напряжение между тем, что мы видим, и что мы слышим, внезапно завершается выстрелами пистолета во время убийства Солоццо и МакКласки: разрыв между тем, что мы видим, и тем, что мы слышим, рушится в тот момент, когда судьба Майкла определена».
 

3«Хэшер» реж. Спенсер Сассер

 
Сцена из фильма «Хэшер» (2010)

Когда Ти Джей узнает, что его давняя пассия Николь занимается сексом с Хэшером, Ти Джей по-настоящему злится и разбивает машину Хэшера. В это время мы слышим неочевидные звуки — сильного дождя и грома, хотя день стоит солнечный. Здесь звуковые эффекты передают внутреннее состояние героя: его злость и разочарование в подруге. Также эти звуковые эффекты — это звуковой мост к следующей сцене, где торжествует непогода. Это значит, что звуки дождя и грома оправданы и применен конвергентный контрапункт.
 

4«Великий Гэтсби» реж. Баз Лурман

 
Сцена из фильма «Великий Гэтсби» (2013)

В «Гэтсби» звуковой эффект использован попроще, однако задача усилить драматичность эпизода выполнена отлично . В сцене убийства персонажа Леонардо ДиКаприо мы слышим лишь один выстрел — в самого Гэтсби, однако самоубийства Джорджа Уилсона не видим , — сэмпл падения тела миллионера в бассейн заменяет выстрел.

Звук — мощный инструмент каждого режиссера в создании драматургического движения в кино. Важно продумывать драматургию фильма ещё на стадии написания сценария, иначе вы рискуете оставить звуку лишь иллюстративную функцию.

Источники: «The Sonic Boom: How Sound Transforms the Way We Think, Feel, and Buy» Joel Beckerman, Tyler Gray, filmsound.orgcinemashock.org.
 

Обложка: на съемках фильма «Крестный отец» (1972) / Paramount Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3563
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2125
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1787
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1693
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1547
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1499
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее