Обзоры

Как это снято: «ВАЛЛ-И»

10 лет назад Pixar выпустили свой, возможно, лучший мультфильм. Как создавалась история робота-мусорщика, спасшего планету: «Робинзон Крузо» и постапокалипсис, немое кино и футуристическая архитектура, Роджер Дикинс и Чернобыль

  • 27 июня
  • 3460
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Драматургия: трехактовая структура, отголоски «Робинзона Крузо» и сценарная запись под хайку


Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Идея «ВАЛЛ-И» родилась у Pixar в 1994 году, еще до выхода первого полнометражного мультфильма студии «История игрушек». Аниматоры Джон Лассетер, Пит Доктер, Джо Рэнфт и Эндрю Стэнтон во время очередного брэйнсторминга заинтересовались идеей футуристического «Робинзона Крузо», где вместо одинокого моряка был бы не менее одинокий робот, а вместо острова — целая планета. Далее родилась экологическая концепция — планета оказалась безлюдной из-за излишнего загрязнения, а робот стал мусорщиком. И хотя такой поворот отдавал нотками постапокалипсиса, Стэнтон не находил концепцию мрачной — примерно так еще в детстве он и представлял себе мир будущего и потому, видимо, с таким образом успел свыкнуться.

Постапокалипсис был не так страшен еще и потому, что роботу, по задумке авторов, предстояло встретить любовь. Проект разрабатывался Стэнтоном, Лессетером и Доктером вплоть до начала 1995 года, однако Доктер в какой-то момент предпочел сосредоточиться на режиссуре «Корпорации монстров», а Стэнтон — на «Приключениях Флика», а затем и «В поисках Немо».

Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Только в 2002 году режиссер вместе со сценаристом Джимом Рирдоном вернулся к разработкам «ВАЛЛ-И». Уже через год были готовы раскадровки первых двадцати минут будущего мультфильма. Однако если история для первого акта была в общих чертах готова, то дальнейшие приключения робота еще предстояло придумать.

Концепции были самые разные и включали злых инопланетян, восстание людей против машин и даже авторитарный антиутопический мир на космическом корабле. В итоге Стэнтон пришел к тому, что история становится излишне сложной. Впрочем, идеи восстания и антиутопии в облегченных формах сохранились до финальной версии сценария.

Второй и третий акт было решено поместить на космический корабль «Аксиома». Сначала зрителя «знакомят» с человечеством, которое затем, натыкаясь на противодействие других роботов, возвращается на Землю.

Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Примечательная особенность «ВАЛЛ-И» — в мультфильме сравнительно мало диалогов. Первыми репликами основные герои обмениваются только в районе двадцатой минуты экранного действия, да и то их речь ограничивается форматом «техногенного чириканья», в котором важны не столько сами слова, сколько интонации.

По замечанию Стэнтона, с появлением звука кино стало больше опираться на звучащую речь и меньше работать с актерской пластикой и визуальным рядом. «ВАЛЛ-И» как раз был удачной возможностью рассказать историю прежде всего через изображение, а не речь. Интересно, что такой подход повлиял и на сценарную запись. Стэнтон придал тексту лаконичный формат, похожий на хайку, что позволяло в краткой форме выразить самую суть того, что необходимо перенести на экран.

Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Сюжетно мультфильм продолжали дорабатывать после тестовых показов. Например, благодаря ним появилась сцена на финальных титрах, показывающая жизнь человечества на Земле после возвращения. Дело в том, что половина тестовой аудитории не верила, что люди смогут выжить на планете. Развеять их сомнения решили титровой сценой, решенной в стилистике различных художественных периодов и направлений, выстроенных по хронологии — от первобытной эстетики до Ван Гога.
 

Дизайн: герои и пространства


Концепт-арт к фильму «ВАЛЛ-И» / Фото: Disney
Концепт-арт к фильму «ВАЛЛ-И» / Фото: Disney

На момент выхода мультфильма сами авторы называли его наиболее сложным проектом Pixar со времен «Корпорации монстров». Начать с того, что раскадровка «ВАЛЛ-И» была в два раза больше, чем обычно — если подготовительные материалы предыдущих мультфильмов состояли из 75 тысяч кадров, то здесь их было 125 тысяч.

Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Одной из самых сложных задач стала разработка внешнего образа главного героя. Можно выделить два основных принципа, которыми руководствовался Стэнтон и Pixar.

Во-первых, в приоритете была простота. Слишком много деталей и движений отвлекали бы от понимания персонажа. Кроме того, все элементы «тела» ВАЛЛ-И должны были быть функциональными (поэтому было решено отказаться, например, от бровей как элемента, функционально не оправданного у робота-мусорщика). Из-за принципа простоты разработка робота началась с простейшей фигуры — куба.

Во-вторых, ВАЛЛ-И должен был быть именно машиной с человеческими чертами, а не человеком с чертами машины (и поэтому тоже чем проще, тем лучше). Иными словами, нечто ближе к R2-D2 из «Звездных войн», чем к Железному дровосеку из «Волшебника страны Оз». Такой подход, по мнению авторов, в большей степени способствует сопереживанию зрителя.

Непосредственными прообразами различных внешних черт ВАЛЛ-И послужили марсоходы NASA и роботы-саперы полиции Сан-Франциско. Кроме того, совершенно очевидно влияние робота-главного героя из фантастического фильма «Короткое замыкание». Грустные глаза ВАЛЛ-И и в целом почти детские черты «лица» вдохновил образ Бастера Китона. Авто-зум глаз был добавлен, поскольку придавал ощущение жизни и делал робота еще более симпатичным. Правда, создание достоверного отражения в такой «оптике» создало аниматорам отдельную головную боль.

Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Кстати, Китон не единственный герой эпохи немого кино, который помог создателям мультфильма. Поскольку в картине в принципе не очень много диалогов, а роботы и вовсе почти бессловесны, все взаимодействие и выражение эмоций строится на пластике, движении, жестах и мимике. Чтобы все это было максимально правдоподобно и артистично, авторы обратились к исследованию работ Китона, Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда. Так что при желании в том, как ведут себя роботы, можно найти частички этих актеров.

Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Если основой ВАЛЛ-И была грубая и устойчивая кубическая форма, то его возлюбленная ЕВА на контрасте «происходила» из яйца, то есть плавной округлой формы. Здесь источниками вдохновения послужили ламантины и продукция Apple, вроде iPod. Дизайнер компании Джонатан Айв даже консультировал Pixar и остался доволен их разработками.

Один из интересных моментов дизайна состоял в том, что из-за его лаконичности эмоции и реакции ЕВЫ должны были выражаться очень скупыми средствами. По сути, только наклоном туловища и фигурами однотонных глаз.

Здесь же добавим, что главный «злодей» мультфильма, робот Авто, очевидно, создавался как оммаж HAL 9000 из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика.

Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Прообразом постапокалиптического города будущего, в котором трудится ВАЛЛ-И, послужило несколько мест. С одной стороны, здесь угадываются очертания мегаполисов восточного побережья США. С другой — желая показать загрязнение и запущенность, авторы изучали такие локации, как Чернобыль и София. Последний город авторы выбрали потому, что арт-директор картины Энтони Христов родился в Болгарии, где наблюдал проблему с мусором и экологией.

Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Дизайн интерьеров космического корабля «Аксиома» также был вдохновлен рядом источников. Среди них — современная архитектура Шанхая, Дубая и Лас-Вегаса, работы испанского архитектора Сантьяго Калатравы и концепты диснеевского аттракциона Tomorrowland, отражавшие оптимистический взгляд на будущее из 60-х годов XX века.
 

Визуальное решение: цвет, свет и стилизация под кино


Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Три акта мультфильма разделены между собой визуально. В первой свет теплый, создающий живую «романтическую атмосферу», словами художника-постановщика Ральфа Эгглстона. Во втором же свет холодный, формирующий ощущение стерильности и искусственности. В третьем акте теплый и холодный свет чередуются.

В первой части цветовое решение почти монохромное с доминированием серых, коричневых и желтых оттенков. Работая над цветовым решением второго и третьего актов, авторы старались избегать яркого желтого и зеленого цветов, чтобы выделялись ВАЛЛ-И и растение, которое он нашел, то есть как раз желтый и зеленый объекты. Желтым ВАЛЛ-И во многом сделали для того, чтобы уподобить его трактору, то есть чему-то, что ассоциируется с трудом.

Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Фото: Disney

Стэнтон хотел добиться максимально реалистичного, почти документального изображения. Он считал, что предыдущим проектам Pixar, в том числе «В поисках Немо», не хватало визуального несовершенства, свойственного кино, снятому на пленку, где встречаются различные дисторсии, блики, нерезкий фон и так далее.

Чтобы учесть необходимые особенности киносвета и реального пространства, авторы пригласили в качестве консультантов оператора Роджера Дикинса и мастера спецэффектов Денниса Мьюрена. Фильмы Гаса Ван Сента подтолкнули авторов к имитации мягкого фокуса. На этапе тестов авторы даже использовали камеры с 70-мм пленкой, чтобы понять, какие особенности киноизображения необходимо учесть.

Различные типы движения камеры тоже помогали подчеркнуть драматургическое деление фильма: в первом акте имитируется ручная камера, во втором — Стедикам, а в третьем — смешиваются порывистое движение и более плавное. В целом же, продумывая изображение, Стэнтон отталкивался от своих представлений о том, с какой точки и под каким углом снимал был оператор, будь это не мультфильм, а кинофильм.
 

Звук и музыка: саунд-дизайн, шлягеры и Питер Гэбриэл

 
Сцена из фильма «ВАЛЛ-И»

«ВАЛЛ-И» — один из самых сложных фильмов последних лет в плане звукового решения. Саунд-дизайнером картины выступил звукооператор Бен Бертт, обладатель четырёх премий «Оскар». До этого он работал, например, над голосами пришельца из «Инопланетянина» и дроида R2-D2 из «Звёздных войн». После третьего эпизода франшизы Джорджа Лукаса Бертт зарекся работать над звуком для роботов, но перед очарованием ВАЛЛ-И устоять не смог.

Для озвучивания фильма Бертт создал гигантскую библиотеку из 2500 файлов, что в два раза больше, чем для других картин его фильмографии. Работа Бертта строилась примерно следующим образом. Он искал и разрабатывал звуки героев на основе концепт-артов, а затем плотно сотрудничал с аниматорами — по мере разработки визуального образа дорабатывалась и его звуковая «аранжировка», а поправки в звуке, в свою очередь, могли влиять на визуальную сторону.
 
Сцена из фильма «ВАЛЛ-И»

Приведем несколько примеров того, как родились некоторые звуки фильма. Чтобы сделать звук стремительного перемещения таракана, Бертт использовал ускоренную запись пары полицейских наручников, которые защелкивал и расщелкивал. Звук полета ЕВЫ — это полет трехметровой модели реактивного самолета, а плазменное ружье — пружина.
Движения ВАЛЛ-И создавались с помощью проворачиваемого вручную инерционного стартера от биплана 1930-х годов. Трение холщового мешка об ковровое покрытие и шум Ниагарского водопада, который Бертт записал еще в 1987 году, помогли создать звук песчаного шторма на опустевшей Земле.
 
Сцена из фильма «ВАЛЛ-И»

Важнейшую, в том числе сюжетную роль в мультфильме играет музыка. Композитором картины выступил Томас Ньюман, уже сотрудничавший с Pixar над «В поисках Немо».

Учитывая прошлый опыт, он настоял на том, чтобы включиться в работу на этапе сценария. Видимо, уже тогда композитору пришла идея тоже подчеркнуть разделение актов — если в первой части упор идет на оркестровую музыку, то действие на космическом корабле сопровождается еще и электронными композициями.

Черновой вариант картины сопровождался популярными песнями 1920-60-х годов, в том числе таких исполнителей, как Луи Армстронг и Бинг Кросби. Однако Ньюман хотел посоревноваться с авторами знаменитых шлягеров и предложил написать собственную музыку. Большая часть из его сочинений вошла в фильм. Из известных песен остались сюжетно необходимые композиции «Put On Your Sunday Clothes» и «It Only Takes a Moment» из мюзикла «Хеллоу, Долли!».

Напоследок упомянем песню на финальных титрах, которую Ньюман написал совместно с Питером Гэбриэлом специально для мультфильма. Случай примечательный, учитывая то, с какой избирательностью относится Гэбриэл к саундтрекам.
 

Обложка: кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И» (2008) / Disney

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

5 приложений для современного кинопроизводства

Кинематограф встречает технический прогресс — несколько приложений способных если не полностью изменить, то заметно облегчить подход к производству фильмов и видео

  • 8 июля
  • 3398
Практика

Как это снято: «Армагеддон»

Минуло двадцать лет как Майкл Бэй попытался в очередной раз уничтожить человечество, а Брюс Уиллис в очередной раз его спас. Вспоминаем, как мастер жирного голливудского блокбастера обрушивал на Землю гигантский астероид: рытье ям в павильонах Disney, пулеметный монтаж, анаморфотная оптика и пироманьячество

  • 7 июля
  • 2696
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 2684
Практика

Как ProRes RAW может изменить кинопроизводство

Семейство кодеков Apple ProRes RAW, по обещаниям разработчиков, должно быть высокопроизводительным, а файлы будут занимать мало пространства на жестком диске. Но возможно ли все преимущества ProRes перенести на рабочий процесс RAW?

  • 6 июля
  • 2504
Практика

4 совета по съемке черно-белого изображения

При черно-белой съемке меняются правила освещения, ставшие уже привычными в эру цветного кино и видео. Оператор Джастин Джонс объясняет базовые принципы подобной стилизации

  • 6 июля
  • 2340
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 2055
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее