Практика

Как правильно работать с фоли-шумами

Фоли-шумы делают фильм по-настоящему «живым», заставляют поверить зрителя в происходящее. Но важно правильно записать и свести их

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Что такое фоли? Шумы, названные в честь сотрудника Universal Studio Джека Фоли, крайне важны для восприятия фильма. Благодаря им мы можем не только видеть, но и легко определить даже по звуку, идет ли главный герой по гравию, асфальту или паркету. Фоли также дают нам представление о материале, из которого изготовлена одежда героев фильма и многие другие детали. Говоря кратко, фоли-шумы представляют собой звуки, которые мы слышим в реальности. Чтобы действительно погрузить зрители в атмосферу кино за счет натуральности звучания, нужно тщательно отнестись к процессу их записи и сведения.

Работа над фоли-шумами для радиопередачи 1920 года. Панель эффектов симулирует звонки телефона и звук закрывающихся дверей / Фото: Wikipedia
Работа над фоли-шумами для радиопередачи 1920 года. Панель эффектов симулирует звонки телефона и звук закрывающихся дверей / Фото: Wikipedia

Несмотря на множество звуковых библиотек, кинематографисты все еще сохраняют традиции Джека Фоли, записывая все шумы под каждый проект заново. Это имеет смысл, ведь с помощью фоли-шумов можно не просто добавить реалистичности происходящему, но и выстроить определенную шумовую драматургию.
 

Запись


Студия фоли-артиста часто напоминает захламленную дачу: на профессиональных студиях шумовиков всегда есть много реквизитных вещей. Ботинки старые и новые, (причем, скорее всего, беспарные), несколько компьютерных клавиатур, связки ключей, небольшие емкости для записи водяных всплесков и многое другое.

Студия Фоли-артиста / Фото: DPA/TASS
Студия Фоли-артиста / Фото: DPA/TASS

Процесс записи очень важен при работе с фоли. Перед шумовиком располагается большой экран с футажом, на который он ориентируется при записи. Фоли-шумы также называют синхронными, так как они должны записываться одновременно с происходящими на экране действиями. Если требуется ориентироваться на черновую запись, шумовик также может использовать качественные наушники закрытого типа.
 

Как записывать?


Выбирая реквизит, пересмотрите несколько раз видеофайл и убедитесь, что ваш материал соответствует материалу на экране. Если режиссер или супервайзер дал вам определенную задачу относительно реквизита, обратите на это внимание: лучше потратить время на поиск той самой фактуры, нежели перезаписывать что-то в спешке.
 
Процесс записи фоли-шумов

Если вы занимаетесь записью сами, не забудьте про организацию сессии в вашем секвенсоре. Худшее, что может случиться, когда вы занимаетесь творчеством, — технические неполадки. При записи не в студии шумового озвучивания постарайтесь все равно заглушить отражающие поверхности, приблизившись по качеству к домашней студии, чтобы записи были более гибкими в плане обработки на стадии сведения. Вот, что говорил звукорежиссер Рэнди Том об акустических свойствах помещения для записи фоли:
 

Звукорежиссер Рэнди Том«Комната, в которой вы записываете фоли, должна быть либо акустически мертвой, либо ее акустика должна быть переменной. Вы можете попытаться „убить“ акустику помещения, покрыв стены и потолок каким-либо акустически поглощающим материалом. Если это утешит, то лучшие редакторы звуковых эффектов в мире все еще расстраиваются из-за своей неспособности сделать звук фоли максимально реалистичным».


 
 


Какой микрофон использовать?


Для записи шумов обычно используют кардиоидные или гиперкардиоидные конденсаторные микрофоны. Это позволяет точно локализовать запись в процессе сведения. Широко используются также микрофоны типа «пушка». Например, для записи уличных фоли-шумов этот тип подойдет отлично.

Запись фоли-шумов / Фото: Wikipedia
Запись фоли-шумов / Фото: Wikipedia

Расположение микрофона также играет важную роль. Точной формулы нет, однако все довольно логично: при крупном плане можно поставить микрофон поближе, чтобы передать «тело» звука, а при среднем микрофон можно подвинуть, дав звуку пространство.
 

Сведение


Пересмотрите отрывок с записанными шумами, чтобы убедиться, что вы ничего не пропустили. Одежда должна шуршать, ключи звенеть, а стакан с кофе ставиться на стеклянный стол с характерным звуком. Также стоит повторно проверить фоли на предмет синхронности — если в процессе записи вы не добились точной синхронности, переместите аудиорегион на «таймлайне», либо вернитесь к процессу записи, если нужного дубля не нашлось. Не забывайте и про звуковые клише, ведь они стали неотъемлемой частью современного оформления.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Не менее важно помнить главное слово в сведении звука: баланс. Звуки шагов или шелест одежды не должны перебивать диалоги. По сути это и есть основной принцип — сохранять баланс. Что касается прочих обработок, — конечно, они будут варьироваться от проекта к проекту, но вам, как и всегда, предстоит тщательно следить за спектром сигнала. Если на видео главный герой слышит приближающиеся шаги за дверью, срежьте высокие частоты, чтобы добавить реалистичности. Внимание к деталям вроде этих — определяющее на стадии сведения фоли.

Также всегда слушайте микс шумов с остальными треками вроде музыки или ADR. Это даст вам знать, правильно ли вы выстроили баланс не только у шумов между собой, но и между остальными аудиотреками кинофильма.

Фоли-шумы — это крошечные детали целого звукового образа кинофильма. Несмотря на то, что мы практически не фокусируем на них свое внимание, их отсутствие сильно скажется на реалистичности звукового оформления, именно поэтому правильная работа с фоли так важна.
 

Обложка: студия Фоли-артиста / DPA/TASS

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 468
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 398
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2070
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2016
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1063
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1370
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее