Практика

Как правильно работать с фоли-шумами

Фоли-шумы делают фильм по-настоящему «живым», заставляют поверить зрителя в происходящее. Но важно правильно записать и свести их

  • 25 марта
  • 1959
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Что такое фоли? Шумы, названные в честь сотрудника Universal Studio Джека Фоли, крайне важны для восприятия фильма. Благодаря им мы можем не только видеть, но и легко определить даже по звуку, идет ли главный герой по гравию, асфальту или паркету. Фоли также дают нам представление о материале, из которого изготовлена одежда героев фильма и многие другие детали. Говоря кратко, фоли-шумы представляют собой звуки, которые мы слышим в реальности. Чтобы действительно погрузить зрители в атмосферу кино за счет натуральности звучания, нужно тщательно отнестись к процессу их записи и сведения.

Работа над фоли-шумами для радиопередачи 1920 года. Панель эффектов симулирует звонки телефона и звук закрывающихся дверей / Фото: Wikipedia
Работа над фоли-шумами для радиопередачи 1920 года. Панель эффектов симулирует звонки телефона и звук закрывающихся дверей / Фото: Wikipedia

Несмотря на множество звуковых библиотек, кинематографисты все еще сохраняют традиции Джека Фоли, записывая все шумы под каждый проект заново. Это имеет смысл, ведь с помощью фоли-шумов можно не просто добавить реалистичности происходящему, но и выстроить определенную шумовую драматургию.
 

Запись


Студия фоли-артиста часто напоминает захламленную дачу: на профессиональных студиях шумовиков всегда есть много реквизитных вещей. Ботинки старые и новые, (причем, скорее всего, беспарные), несколько компьютерных клавиатур, связки ключей, небольшие емкости для записи водяных всплесков и многое другое.

Студия Фоли-артиста / Фото: DPA/TASS
Студия Фоли-артиста / Фото: DPA/TASS

Процесс записи очень важен при работе с фоли. Перед шумовиком располагается большой экран с футажом, на который он ориентируется при записи. Фоли-шумы также называют синхронными, так как они должны записываться одновременно с происходящими на экране действиями. Если требуется ориентироваться на черновую запись, шумовик также может использовать качественные наушники закрытого типа.
 

Как записывать?


Выбирая реквизит, пересмотрите несколько раз видеофайл и убедитесь, что ваш материал соответствует материалу на экране. Если режиссер или супервайзер дал вам определенную задачу относительно реквизита, обратите на это внимание: лучше потратить время на поиск той самой фактуры, нежели перезаписывать что-то в спешке.
 
Процесс записи фоли-шумов

Если вы занимаетесь записью сами, не забудьте про организацию сессии в вашем секвенсоре. Худшее, что может случиться, когда вы занимаетесь творчеством, — технические неполадки. При записи не в студии шумового озвучивания постарайтесь все равно заглушить отражающие поверхности, приблизившись по качеству к домашней студии, чтобы записи были более гибкими в плане обработки на стадии сведения. Вот, что говорил звукорежиссер Рэнди Том об акустических свойствах помещения для записи фоли:
 

Звукорежиссер Рэнди Том«Комната, в которой вы записываете фоли, должна быть либо акустически мертвой, либо ее акустика должна быть переменной. Вы можете попытаться „убить“ акустику помещения, покрыв стены и потолок каким-либо акустически поглощающим материалом. Если это утешит, то лучшие редакторы звуковых эффектов в мире все еще расстраиваются из-за своей неспособности сделать звук фоли максимально реалистичным».


 
 


Какой микрофон использовать?


Для записи шумов обычно используют кардиоидные или гиперкардиоидные конденсаторные микрофоны. Это позволяет точно локализовать запись в процессе сведения. Широко используются также микрофоны типа «пушка». Например, для записи уличных фоли-шумов этот тип подойдет отлично.

Запись фоли-шумов / Фото: Wikipedia
Запись фоли-шумов / Фото: Wikipedia

Расположение микрофона также играет важную роль. Точной формулы нет, однако все довольно логично: при крупном плане можно поставить микрофон поближе, чтобы передать «тело» звука, а при среднем микрофон можно подвинуть, дав звуку пространство.
 

Сведение


Пересмотрите отрывок с записанными шумами, чтобы убедиться, что вы ничего не пропустили. Одежда должна шуршать, ключи звенеть, а стакан с кофе ставиться на стеклянный стол с характерным звуком. Также стоит повторно проверить фоли на предмет синхронности — если в процессе записи вы не добились точной синхронности, переместите аудиорегион на «таймлайне», либо вернитесь к процессу записи, если нужного дубля не нашлось. Не забывайте и про звуковые клише, ведь они стали неотъемлемой частью современного оформления.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Не менее важно помнить главное слово в сведении звука: баланс. Звуки шагов или шелест одежды не должны перебивать диалоги. По сути это и есть основной принцип — сохранять баланс. Что касается прочих обработок, — конечно, они будут варьироваться от проекта к проекту, но вам, как и всегда, предстоит тщательно следить за спектром сигнала. Если на видео главный герой слышит приближающиеся шаги за дверью, срежьте высокие частоты, чтобы добавить реалистичности. Внимание к деталям вроде этих — определяющее на стадии сведения фоли.

Также всегда слушайте микс шумов с остальными треками вроде музыки или ADR. Это даст вам знать, правильно ли вы выстроили баланс не только у шумов между собой, но и между остальными аудиотреками кинофильма.

Фоли-шумы — это крошечные детали целого звукового образа кинофильма. Несмотря на то, что мы практически не фокусируем на них свое внимание, их отсутствие сильно скажется на реалистичности звукового оформления, именно поэтому правильная работа с фоли так важна.
 

Обложка: студия Фоли-артиста / DPA/TASS

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4531
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2733
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 2118
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1807
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1318
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1254
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее