Практика

Саунд-дизайн на практике: озвучивание инфографики

Инфографика везде: анимационные человечки и графические элементы уже мало кого удивляют. Более того, достаточно просто представить, как выглядит «типичная» инфографика. Но как же она должна звучать?

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Когда приходится работать с инфографикой, сразу возникает вопрос: стоит ли действительно озвучивать все всплывающие и вылетающие друг из друга элементы? Все зависит от задачи, которую вам поставит режиссер. Я работал над далеко не первым роликом серии, поэтому у меня были конкретные ориентиры. В этой статье я расскажу вам о ролике для НПО «Криста», где я занимался звуковым дизайном.
 

Организация проекта


Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как и всегда, в моем шаблоне для саунд-дизайна уже находились треки с пресетами для закадрового голоса, музыки и моно- и стереоэффектов. Помимо этого в проекте также был AUX-трек реверберации и, конечно же, мастер-трек.

Проект поступил ко мне в формате видео с прикрепленной «сырой» дорожкой голоса. Важно, что диктора оказалось два — один закадровый и внутрикадровый. Я продублировал VO(voiceover)-трек, так как закадровый голос был совсем «сухой», потому что записан в заглушенной студии, а внутрикадровый был с посторонними шумами и некоторыми артефактами петличного микрофона.
 

Подбор и запись звуков


Если в роликах с панорамными и городскими кадрами можно воспользоваться личными шумовыми записями или даже стать немного «фоли-артистом», то видео с инфографикой — скорее более библиотечная история. Вот несколько библиотек, которые могут помочь вам при озвучании роликов с инфографикой.




Конечно, не стоит полностью полагаться на приобретенные библиотеки. Вполне возможно, что вам все-таки придется делать некоторые звуки самому. Зная основные принципы звукового синтезирования, сделать это нетрудно. Примерно сорок процентов звуков я сделал сам в простейших синтезаторах Logic Pro X. Не забывайте, что саунд-дизайн — это творческий процесс, где вам действительно предстоит придумать, как будет звучать тот или иной элемент. Если в библиотеках нет именно такого, какой вам нужен, — сделайте его сами.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как я уже сказал, из рабочих материалов от заказчика мне достался лишь видеофайл с аудиодорожкой дикторов. Музыки там не было, поэтому я воспользовался бесплатными ресурсами и приобретенными музыкальными библиотеками.




Когда все было на своих местах, я приступил к сведению.
 

Сведение


Сперва я поработал с закадровым голосом, убрав некоторые дефекты эквалайзером и добавив динамической обработки в виде компрессора. Также я «поджал» сибилянты («свистящие» согласные звуки вроде «с» и «щ», при произнесеии которых поток воздуха проходит между зубами и создает неприятный призвук) плагином De-Esser компании FabFilter Pro.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Стоило также разобраться и со второй дорожкой голоса, над которой предстояло больше работы.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Помимо стандартных обработок вроде спектральной и динамической, мне пришлось также «чистить» трек. Здесь мне на помощь пришел инструмент для реставрации аудиозаписей компании Izotope Inc под названием RX, где можно быстро и качественно убрать посторонние шумы и прочие дефекты с записи. Я воспользовался плагином De-Noise, а также De-Clip, так как в некоторый моментах на записи присутсвовал перегруз или клиппинг (clipping). На второй части записи я также обнаружил несколько «задуваний», поэтому здесь также был применен модуль De-Wind, который также относится к Izotope «RX».

Когда я разобрался с индивдуальными треками речи, было самое время прослушать их с музыкальным треком. Как оказалось, аранжировка инструментала была достаточно свободная для голоса, однако я все равно «вырезал» некоторые «человеческие» частоты, чтобы речь слушалась более свободно.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Далее оставалось лишь разобраться с эффектами, ради которых и приглашают саунд-дизайнеров на такого рода проекты. Они уже находились в нужном месте, поэтому я всего лишь выстроил нужный баланс, опираясь на предыдущие ролики компании, и подкорректировал тембры некоторых шумов. AUX-шина реверберации помогла мне сгладить некоторые «хвосты» шумов, чтобы они не звучали и не обрывались слишком резко.
 

Мастер


Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как такового технического задания не было, так что относительно мастер-трека у меня была полная свобода. Довольно просто я приблизил общий спектр и динамический диапазон к предыдущим роликам, на которые я ориентировался с самого начала.

Инфографика — один из популярнейших способов донести большое количество статистических данных более интересным способом. Неудивительно, что она все чаще встречается не только на любительских видео, но и на государственных. Что касается конкретно этого ролика, — на мой взгляд он вышел неплохим. Думаю, многие заметят, что порой бесконечные клики не прекращаются и даже в какой-то момент ненадолго надоедают. К сожалению, это — результат ориентирования на прошлые ролики. Заказчик принял работу без каких-либо правок. Как видите, в озвучании инфографики нет ничего сложного, стоит лишь подобрать или создать нужные звуки и не забывать про основы сведения.
 
Итоговое видео
 

Обложка: James Owen

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 522
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 414
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2123
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2064
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1073
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1380
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее