tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Саунд-дизайн на практике: озвучивание инфографики

Инфографика везде: анимационные человечки и графические элементы уже мало кого удивляют. Более того, достаточно просто представить, как выглядит «типичная» инфографика. Но как же она должна звучать?

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Когда приходится работать с инфографикой, сразу возникает вопрос: стоит ли действительно озвучивать все всплывающие и вылетающие друг из друга элементы? Все зависит от задачи, которую вам поставит режиссер. Я работал над далеко не первым роликом серии, поэтому у меня были конкретные ориентиры. В этой статье я расскажу вам о ролике для НПО «Криста», где я занимался звуковым дизайном.
 

Организация проекта


Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как и всегда, в моем шаблоне для саунд-дизайна уже находились треки с пресетами для закадрового голоса, музыки и моно- и стереоэффектов. Помимо этого в проекте также был AUX-трек реверберации и, конечно же, мастер-трек.

Проект поступил ко мне в формате видео с прикрепленной «сырой» дорожкой голоса. Важно, что диктора оказалось два — один закадровый и внутрикадровый. Я продублировал VO(voiceover)-трек, так как закадровый голос был совсем «сухой», потому что записан в заглушенной студии, а внутрикадровый был с посторонними шумами и некоторыми артефактами петличного микрофона.
 

Подбор и запись звуков


Если в роликах с панорамными и городскими кадрами можно воспользоваться личными шумовыми записями или даже стать немного «фоли-артистом», то видео с инфографикой — скорее более библиотечная история. Вот несколько библиотек, которые могут помочь вам при озвучании роликов с инфографикой.




Конечно, не стоит полностью полагаться на приобретенные библиотеки. Вполне возможно, что вам все-таки придется делать некоторые звуки самому. Зная основные принципы звукового синтезирования, сделать это нетрудно. Примерно сорок процентов звуков я сделал сам в простейших синтезаторах Logic Pro X. Не забывайте, что саунд-дизайн — это творческий процесс, где вам действительно предстоит придумать, как будет звучать тот или иной элемент. Если в библиотеках нет именно такого, какой вам нужен, — сделайте его сами.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как я уже сказал, из рабочих материалов от заказчика мне достался лишь видеофайл с аудиодорожкой дикторов. Музыки там не было, поэтому я воспользовался бесплатными ресурсами и приобретенными музыкальными библиотеками.




Когда все было на своих местах, я приступил к сведению.
 

Сведение


Сперва я поработал с закадровым голосом, убрав некоторые дефекты эквалайзером и добавив динамической обработки в виде компрессора. Также я «поджал» сибилянты («свистящие» согласные звуки вроде «с» и «щ», при произнесеии которых поток воздуха проходит между зубами и создает неприятный призвук) плагином De-Esser компании FabFilter Pro.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Стоило также разобраться и со второй дорожкой голоса, над которой предстояло больше работы.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Помимо стандартных обработок вроде спектральной и динамической, мне пришлось также «чистить» трек. Здесь мне на помощь пришел инструмент для реставрации аудиозаписей компании Izotope Inc под названием RX, где можно быстро и качественно убрать посторонние шумы и прочие дефекты с записи. Я воспользовался плагином De-Noise, а также De-Clip, так как в некоторый моментах на записи присутсвовал перегруз или клиппинг (clipping). На второй части записи я также обнаружил несколько «задуваний», поэтому здесь также был применен модуль De-Wind, который также относится к Izotope «RX».

Когда я разобрался с индивдуальными треками речи, было самое время прослушать их с музыкальным треком. Как оказалось, аранжировка инструментала была достаточно свободная для голоса, однако я все равно «вырезал» некоторые «человеческие» частоты, чтобы речь слушалась более свободно.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Далее оставалось лишь разобраться с эффектами, ради которых и приглашают саунд-дизайнеров на такого рода проекты. Они уже находились в нужном месте, поэтому я всего лишь выстроил нужный баланс, опираясь на предыдущие ролики компании, и подкорректировал тембры некоторых шумов. AUX-шина реверберации помогла мне сгладить некоторые «хвосты» шумов, чтобы они не звучали и не обрывались слишком резко.
 

Мастер


Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как такового технического задания не было, так что относительно мастер-трека у меня была полная свобода. Довольно просто я приблизил общий спектр и динамический диапазон к предыдущим роликам, на которые я ориентировался с самого начала.

Инфографика — один из популярнейших способов донести большое количество статистических данных более интересным способом. Неудивительно, что она все чаще встречается не только на любительских видео, но и на государственных. Что касается конкретно этого ролика, — на мой взгляд он вышел неплохим. Думаю, многие заметят, что порой бесконечные клики не прекращаются и даже в какой-то момент ненадолго надоедают. К сожалению, это — результат ориентирования на прошлые ролики. Заказчик принял работу без каких-либо правок. Как видите, в озвучании инфографики нет ничего сложного, стоит лишь подобрать или создать нужные звуки и не забывать про основы сведения.
 
Итоговое видео
 

Обложка: James Owen

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Сталкер»

Начиная «Сталкера», Андрей Тарковский думал быстро сделать приключенческую фантастику. Но в итоге картина заняла три года, трижды переснималась, став самым мучительным в производстве фильмом режиссера. И, по его же мнению, самым лучшим. К 40-летию картины разбираемся, как так получилось

19 мая 34708
Практика

Как это снято: «Сияние»

На «Сиянии» Стэнли Кубрик поставил мировой рекорд дублей, впервые использовал Steadicam, пролил сотни литров крови и сжег декорации. Как создавался один из самых спорных и загадочных хорроров в истории кино?

22 мая 6862
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 6841
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

21 мая 3343
Практика

Приемы: Ритм

Разбираемся в принципах создания визуального ритма: почему надо использовать правило третей, диагоналей и перспективу, как работать со статичными и движущимися объектами в кадре и зачем чередовать фрагментарные и непрерывные события

18 мая 2597
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее