Практика

Саунд-дизайн на практике: озвучивание инфографики

Инфографика везде: анимационные человечки и графические элементы уже мало кого удивляют. Более того, достаточно просто представить, как выглядит «типичная» инфографика. Но как же она должна звучать?

  • 5 марта
  • 1747
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Когда приходится работать с инфографикой, сразу возникает вопрос: стоит ли действительно озвучивать все всплывающие и вылетающие друг из друга элементы? Все зависит от задачи, которую вам поставит режиссер. Я работал над далеко не первым роликом серии, поэтому у меня были конкретные ориентиры. В этой статье я расскажу вам о ролике для НПО «Криста», где я занимался звуковым дизайном.
 

Организация проекта


Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как и всегда, в моем шаблоне для саунд-дизайна уже находились треки с пресетами для закадрового голоса, музыки и моно- и стереоэффектов. Помимо этого в проекте также был AUX-трек реверберации и, конечно же, мастер-трек.

Проект поступил ко мне в формате видео с прикрепленной «сырой» дорожкой голоса. Важно, что диктора оказалось два — один закадровый и внутрикадровый. Я продублировал VO(voiceover)-трек, так как закадровый голос был совсем «сухой», потому что записан в заглушенной студии, а внутрикадровый был с посторонними шумами и некоторыми артефактами петличного микрофона.
 

Подбор и запись звуков


Если в роликах с панорамными и городскими кадрами можно воспользоваться личными шумовыми записями или даже стать немного «фоли-артистом», то видео с инфографикой — скорее более библиотечная история. Вот несколько библиотек, которые могут помочь вам при озвучании роликов с инфографикой.




Конечно, не стоит полностью полагаться на приобретенные библиотеки. Вполне возможно, что вам все-таки придется делать некоторые звуки самому. Зная основные принципы звукового синтезирования, сделать это нетрудно. Примерно сорок процентов звуков я сделал сам в простейших синтезаторах Logic Pro X. Не забывайте, что саунд-дизайн — это творческий процесс, где вам действительно предстоит придумать, как будет звучать тот или иной элемент. Если в библиотеках нет именно такого, какой вам нужен, — сделайте его сами.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как я уже сказал, из рабочих материалов от заказчика мне достался лишь видеофайл с аудиодорожкой дикторов. Музыки там не было, поэтому я воспользовался бесплатными ресурсами и приобретенными музыкальными библиотеками.




Когда все было на своих местах, я приступил к сведению.
 

Сведение


Сперва я поработал с закадровым голосом, убрав некоторые дефекты эквалайзером и добавив динамической обработки в виде компрессора. Также я «поджал» сибилянты («свистящие» согласные звуки вроде «с» и «щ», при произнесеии которых поток воздуха проходит между зубами и создает неприятный призвук) плагином De-Esser компании FabFilter Pro.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Стоило также разобраться и со второй дорожкой голоса, над которой предстояло больше работы.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Помимо стандартных обработок вроде спектральной и динамической, мне пришлось также «чистить» трек. Здесь мне на помощь пришел инструмент для реставрации аудиозаписей компании Izotope Inc под названием RX, где можно быстро и качественно убрать посторонние шумы и прочие дефекты с записи. Я воспользовался плагином De-Noise, а также De-Clip, так как в некоторый моментах на записи присутсвовал перегруз или клиппинг (clipping). На второй части записи я также обнаружил несколько «задуваний», поэтому здесь также был применен модуль De-Wind, который также относится к Izotope «RX».

Когда я разобрался с индивдуальными треками речи, было самое время прослушать их с музыкальным треком. Как оказалось, аранжировка инструментала была достаточно свободная для голоса, однако я все равно «вырезал» некоторые «человеческие» частоты, чтобы речь слушалась более свободно.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Далее оставалось лишь разобраться с эффектами, ради которых и приглашают саунд-дизайнеров на такого рода проекты. Они уже находились в нужном месте, поэтому я всего лишь выстроил нужный баланс, опираясь на предыдущие ролики компании, и подкорректировал тембры некоторых шумов. AUX-шина реверберации помогла мне сгладить некоторые «хвосты» шумов, чтобы они не звучали и не обрывались слишком резко.
 

Мастер


Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как такового технического задания не было, так что относительно мастер-трека у меня была полная свобода. Довольно просто я приблизил общий спектр и динамический диапазон к предыдущим роликам, на которые я ориентировался с самого начала.

Инфографика — один из популярнейших способов донести большое количество статистических данных более интересным способом. Неудивительно, что она все чаще встречается не только на любительских видео, но и на государственных. Что касается конкретно этого ролика, — на мой взгляд он вышел неплохим. Думаю, многие заметят, что порой бесконечные клики не прекращаются и даже в какой-то момент ненадолго надоедают. К сожалению, это — результат ориентирования на прошлые ролики. Заказчик принял работу без каких-либо правок. Как видите, в озвучании инфографики нет ничего сложного, стоит лишь подобрать или создать нужные звуки и не забывать про основы сведения.
 
Итоговое видео
 

Обложка: James Owen

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 13392
Практика

Как стать продюсером?

Кто такой продюсер, что он должен делать и за что отвечать — если вы не знаете ответов на эти вопросы, наша статья поможет составить общее представление

  • 5 мая
  • 2613
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 1973
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1667
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1616
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1528
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее