Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4975
Павел Орлов

Запуск: долгострой и сценарий

 

Трейлер фильма «Я – легенда» (2007) 
 
Фильм «Я — легенда», экранизация одноименного научно-фантастического романа Ричарда Мэтисона, долгое время носил славу одного из самых проблемных проектов Голливуда. Студия Warner Bros. пыталась запустить картину еще в середине 1990-х годов, сценарий переписывали, как минимум, трижды, а к работе привлекались Ридли Скотт и Майкл Бэй в качестве режиссеров, и Том Круз, Майкл Дуглас, Мел Гибсон, Николас Кейдж и Арнольд Шварценеггер как исполнители главной роли. Однако только после того, как в 2004 году к проекту подключили продюсера и сценариста Акиву Голдсмана, дело приобрело более реальные очертания. Голдсман утвердил на позицию режиссера Френсиса Лоуренса, поскольку оказался впечатлен, как тот показал крупный мегаполис в фильме «Константин: Повелитель тьмы». Именно абсолютно безлюдный Нью-Йорк должен был стать одной из главных «фишек» будущей картины.

Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 
Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 

Кстати, о Нью-Йорке. Сценарий картины продолжал меняться даже после завершения основных съемок, и в итоге довольно далеко отошел от первоисточника Мэтисона. Одно из самых крупных изменений связано с местом действия. События перенесли из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. По словам Голдсмана, такое решение позволяло усилить эмоциональный эффект, ведь город в кадре абсолютно пустой, а Нью-Йорк, в отличие от Лос-Анджелеса или многих других мегаполисов, просто невозможно представить без людей. По мнению актрисы Алиси Брага именно это и делает фильм необычным: «Очень странно видеть Нью-Йорк таким опустошенным».

Фрэнсис Лоуренс и Уилл Смит на съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.
Фрэнсис Лоуренс и Уилл Смит на съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.

Звездой фильма стал Уилл Смит. Его привлекло в фильме то, что добрую половину истории его герой находится один (не считая собаки). Это значит, что в картине не очень много диалогов, и необходимо играть, обходясь без речи. По словам исполнителя, это стало для него вызовом и сильно помогло вырасти как актеру. Готовясь к роли, Смит специально встречался с бывшим военнопленным, пережившим длительное одиночное заключение. Интересно, что Лоуренс, работая над «Я — легенда», постоянно пересматривал фильм Джейн Кэмпион «Пианино» — по его мнению, яркий пример использования тишины и отсутствия диалогов в кино.
 

Съемки: Нью-Йорк без людей


Кадр из фильма «Я — легенда» на фоне Нью-Йорка / Фото: Christopher Moloney
Кадр из фильма «Я — легенда» на фоне Нью-Йорка / Фото: Christopher Moloney

Пожалуй, ключевая сложность состояла в организации съемок в Нью-Йорке. Голдсман признается, что решиться на перекрытие «столицы мира» ему помог фильм «28 дней спустя» — если Дэнни Бойлу удалось снять пустынный центр Лондона, то это возможно проделать и с Нью-Йорком. И, разумеется, «опустошать» надо тоже культовые и многолюдные места: Вашингтон-Сквер-парк, Бруклинский мост, Гринвич-Виллидж, Пятая авеню, Метрополитен-музей и ряд других объектов. Правда, если Бойл управился с Лондоном за несколько уикендов, группа «Я — легенда» «терроризировала» Нью-Йорк почти полгода. Одним из самых крупных вмешательств в жизнь города стали съемки на Пятой авеню, потребовавшие перекрытия десяти кварталов. При этом отснятая сцена в финальный монтаж не вошла.

Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 

Для создания эффекта заброшенности команде художников пришлось серьезно потрудиться. Необходимо было оперативно фактурить здания, размещать и убирать автомобили, а также правильно разбрасывать сорную траву, которую специально привезли из Флориды. Правда, без мощной поддержки визуальными эффектами было не обойтись, но максимально возможный объем материала авторы сняли на натуре. С учетом оживленности города и необходимости задействовать целые улицы и кварталы, только регулированием движения занимались около пятисот человек. Увы, жители и гости Нью-Йорка съемкам в основном оказались не рады. Уилл Смит даже был вынужден с грустью признать следующий факт: «Большего числа средних пальцев в мой адрес я не видел никогда в жизни».

На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 

Одной из наиболее трудоемких была сцена с автомобильной погоней в начале картины. В ней было задействовано несколько Mustang Shelby, естественно, специально доработанных для съемок. Для ее создания использовался риг Russian Arm, а для крупных планов Уилла Смита за рулем на ходу — Go-Mobile, когда управление автомобилем осуществляется водителем, находящимся вне пределов салона и видимости камеры, например, в люльке со стороны пассажирской двери. Уилл Смит в реальности был за рулем не более, чем в 20% кадров.

Фрэнсис Лоуренс и Уилл Смит на съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.
Фрэнсис Лоуренс и Уилл Смит на съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.

Также в Нью-Йорке в четырехэтажном здании действующего оружейного завода построили декорации для интерьерных съемок. В том числе здесь был полностью сделан дом главного героя. Под одной из декораций находились воздушные амортизаторы, позволявшие резко поднимать ее на высоту до пятнадцати сантиметров. Таким образом имитировалось ощущение взрывной волны.

На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.

Пожалуй, самая масштабная и дорогостоящая сцена фильма — сцена эвакуации. Для ее съемок группа провела две недели под Бруклинским мостом. В отдельные моменты съемка велась одновременно тринадцатью камерами. Массовка достигала тысячи человек, среди которых было сто шестьдесят настоящих военных из Национальной гвардии США. Они же, кстати, предоставили и настоящую военную технику: от машин и вертолетов до снаряжения (кроме оружия, по соображениям безопасности). Добавляло сложностей то, что съемки проходили зимой в довольно холодную погоду.

Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.

Для Фрэнсиса Лоуренса отдельным поводом для волнения стала работа с собакой, потому что поведение животных бывает непредсказуемо. Тем более, что роль у собаки была довольно большая. Кобеля немецкой овчарки Сэма сыграла сука Эбби. Ее подготовка заняла несколько месяцев. Только в паре сцен ей потребовалось два дублера, потому что Эбби отказывалась участвовать в погонях и нападениях на людей, так что для этого понадобилось задействовать других, специально натренированных овчарок.
 

Визуальное решение: «светлый» постапокалипсис


Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 

Особенность визуального решения фильма состоит в том, что, несмотря на формальную принадлежность к постапокалипсису и хоррору, картина нетипично для таких жанров светлая. Значительная часть действия происходит в дневное время на открытом пространстве, а экранный мир (большую часть времени) вовсе не кажется мрачным. Такой подход к визуальному решению вторит сюжетной линии, согласно которой светлое время суток — это время безопасности. Впрочем, в фильме хватает и темных сцен. Эпизод, в котором главный герой, догоняя собаку, забредает в нечто вроде логова вампиров, в значительной степени решен на почти черном экране. Оператор фильма Эндрю Лесни говорит об этом так: «Чем больше оставляешь воображению зрителя, тем страшнее ему становится». Вообще конфликт света и тьмы — основной визуальный мотив картины.

На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 

В сюжете выделяются две основные линии. Первая — это борьба героя за выживание в опустевшем Нью-Йорке. Вторая — предыстория распространения эпидемии, поданная с помощью флэшбеков. Для каждой линии использовался свой формат съемки: «современная» снималась в анаморфоте 2.40:1, а предыстория — в Super 35. Лесни подчеркивает, что специально задействовал во флешбеках больше света, чтобы подчеркнуть присутствие жизни.

Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 
Кадр из фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 

Лесни отмечает такую особенность своей работы: съемки проходили при естественном свете в Нью-Йорке, городе небоскребов и строгой планировки улиц, а значит операторской группе необходимо было заранее продумывать расположение солнца в том или ином месте в определенное время.
 

Визуальные эффекты


На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 
На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 

Поначалу образы зараженных должны были создаваться с помощью пластического грима, однако после недели съемок Лоуренс пришел к выводу, что в таком виде монстры неубедительны. Тогда было решено применить визуальные эффекты и технологии motion capture. Всего было разработано шесть различных типов зараженных, отличных по характеру движения и внешним данным.

На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 
На съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Фото: Warner Bros. 

Также с помощью графики делали львов, оленей и зараженных собак, а отдельным фронтом работы стала «невидимая графика» городских кадров: удаление из кадра примет жизни, вроде прохожих и движущихся машин, и добавление примет постапокалипсиса, например, разбитых окон, травы на дорогах и тому подобного. Некоторые сцены снимать в городе было невозможно. Скажем, Таймс-сквер перекрывать для съемочной группы никто не собирался, поэтому соответствующую сцену сняли в павильоне с огромным хромакеем, на котором в дальнейшем дорисовали здания и небо.
 
Ролик о создании визуальных эффектов в фильме «Я — легенда» (2007)

Увы, именно графику монстров критиковали чаще всего. Что интересно, Лоуренс со всей критикой согласен. Режиссер признает качество зараженных неудовлетворительным и объясняет это нехваткой времени. Более того, Лоуренс считает, что и в целом зловещий образ воплощен неверно — монстров нужно было показывать в кадре как можно меньше. Но как бы то ни было, все эти недостатки не помешали картине собрать в мировом прокате почти $600 млн.
 

Обложка: на съемках фильма «Я – легенда» (2007) / Warner Bros. 

 


Комментарии

Комментариев: 2

Вот, честно, более унылого фильма про постапокалипсис я не видел.
Очень плохие "вампиры", визуально дрянные. Да и вообще, строили-строили, и наконец построили... 
Когда я после фильма прочитал книгу, впечатление о картине испортилось ещё больше. Как можно было такой интересный материал вот так низвести до примитивного боевика с фанерной драмой. 
Так что ещё средних пальцев создателям вдогонку)

P.S. Единственное стоящее в фильме - тизер бэтмена против супермена. 
Андрей Житенёв
Да, основную (и офигенную) идею книги просто убрали из фильма, сделав обычным боевичком. Хотя альтернативная версия концовки немного скрашивала впечатления.

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6494
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5814
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4807
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4600
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4480
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4061
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее