Практика

Мастер: Майкл Бэй

Сегодня 50-летний юбилей отмечает автор «Армагеддона», «Перл Харбора» и «Трансформеров». По этому поводу разбираемся в деталях оглушительного стиля главного гигантомана, пироманьяка и футуриста современного Голливуда



 
Майкл Бэй одновременно входит в число как самых спорных режиссеров современности, так и самых успешных. Статус красной тряпки для критиков и завсегдатая номинаций «Золотой малины» никоим образом не помешал ему снять 11 фильмов и заработать в мировом прокате умопомрачительные $5 млрд. Секрет народной любви к Бэю прост – режиссер знает непритязательные вкусы рядового зрителя и безо всякого стеснения на них ориентируется. Как итог – довольно ровная фильмография с устойчивым стилем нового голливудского боевика и растущими от раза к разу сборами.
 
 

Фильмография



Наряду с Кристофером Ноланом, Питером Джексоном, Полом У. С. Андерсоном имя Майкла Бэя считается синонимом современного многомиллионного экшна. Начиная с середины 90-х годов, режиссер определял лицо жанра и векторы его развития. Авторству Бэя принадлежит один из лучших боевиков конца прошлого столетия «Скала». Его «Армагеддон» вернул моду на космическую тематику, также как «Перл Харбор» – на военно-историческую. Он же запустил и развил две успешных франшизы: афро-американское бади-муви о полицейских «Плохие парни» и монструозное робот-порно «Трансформеры». Пожалуй, лишь две картины Бэя чуть выбиваются из общего фона: «Остров», где режиссер решил всерьез поиграть с жанром научно-фантастической антиутопии, и «Кровью и потом», где тестостероновый экшн столкнулся с социальной сатирой и черной комедией. Что характерно, эти две картины оказались наименее прибыльными в карьере Бэя, но в кой-то веки были одобрены критикой. 
 


Футуризм



 
Кинематографическая практика Бэя, пускай и неосознанно, зато довольно точно следует теории футуристов начала XX века. Провозглашенный в их манифесте культ борьбы, опасности, «красоты скорости», «ревущих машин», «разрушительного действия», кажется, идеально выражается в творчестве голливудского мастера. Во всяком случае, трудно припомнить, где бы еще столь же стремительно развивался сюжет, техника и машины казались бы более одухотворенными и интересными, чем живые герои, было бы такое же количество погонь и перестрелок и столь же беспощадно с лица земли стирались бы памятники культурного наследия и даже целые города: от египетских пирамид до Парижа. Маринетти с Бурлюком были бы довольны.
 


Драматургия



 
Одна из ключевых претензий к Бэю – бессюжетность. Хотя режиссер и любит убеждать на словах, что в сценарии его, прежде всего, волнует история, в действительности создается впечатление, что она ему нужна лишь постольку-поскольку, как повод для выстраивания цепочки немыслимых аттракционов. Отсюда и постоянная эксплуатация одного и того же сюжета спасения мира, и диспропорция драматургической композиции, и дыры в историях, и плоские характеры с невнятными мотивировками. Впрочем, природа кинематографа аттракционов такова, что все эти вещи здесь абсолютно неважны – действие самоценно вне зависимости от своих причин и последствий.
 


Визуальный стиль




Визуальный стиль Бэя настолько стабилен, что даже определяется самостоятельным термином – bayhem, от сочетания фамилии режиссера и слова «mayhem», означающего «увечье» или «хаос». Бэй немыслим без slow motion, голландских углов, панорамирования вокруг героев, субъективной камеры, следования за объектом (например, падающей бомбой), наездов и отъездов, сочетаемых со сложным действием в кадре (скажем, автомобильной погоней). Приемы эти используются Бэем, как правило, с одной и той же целью – придать изображению эпический масштаб.



В плане цветового решения режиссер постоянно эксплуатирует одну и ту же цветовую схему teal & orange, предполагающую для получения яркой картинки контрастное сочетание оранжевого и синего цветов. Примитивно – да, зато эффективно. Ну и фирменный кадр Бэя, обязательно воспроизводимый им из фильма в фильм, – авиация, пролетающая на фоне закатного (или рассветного) солнца. Кадр не только красивый, но и сообщающий действию лишнюю долю эпичности. Еще бы, ведь первоисточник, вдохновивший Бэя, очевиден – культовый «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.
 


Монтаж




Бэй снял свой первый фильм в середине 90-х годов, как раз в разгар популярности так называемого клипового монтажа. Имея внушительный опыт работы над рекламой и музыкальными клипами, молодой режиссер удачно вписался в моду на энергичное, каскадообразное чередование динамичных кадров, которое одновременно дезориентирует и ошеломляет. Хотя за десятилетия монтажный стиль Бэя не претерпел особых изменений, в общем надо отдать должное его умению выстраивать молниеносные монтажные фразы и ритмические мозаики в сценах погонь и сражений. Другой вопрос, что клиповая манера у Бэя распространяется на все действие – редкий кадр в его картинах длится дольше двух-трех секунд вне зависимости от характера эпизода.
 


Гигантомания



 
Бэй принадлежит к числу тех режиссеров, которые любят, чтобы все на экране было большим. Если взрывы, то оглушительные и ослепляющие. Если автомобили, то непременно внушительные американские тягачи. Если роботы, то размером со здание. Если здание, то желательно небоскреб. Если разрушение, то, как минимум нескольких небоскребов, а лучше кварталов, а лучше всего города. И даже если в кадре кто-то погибает, то безлично и массово. Правило здесь одно – если в фильме было что-то большое, в следующий раз это надо повторить, многократно увеличив. Проявляется эта болезненная гигантомания и на других уровнях, например, сюжетном – если уничтожать, то целый флот, если обманывать, то весь мир, если изображать идиотов, то клинических, ну и если спасать, то всю планету разом. Неудивителен и средний хронометраж бэевских опусов – не хилые и не вполне типичные для Голливуда 140 минут.
 


Пиромания




Пожалуй, главная «фишка» Майкла Бэя, доросшая даже до самостоятельного мема – это его одержимость взрывами. Их функция в творчестве режиссера сравнима, пожалуй, с закадровым смехом в ситкомах – это маркер некой эмоции, вероятно, изумления. Что только Бэй не взрывал: автомобили, самолеты, корабли, роботов, здания, города, космические станции, метеориты… Все это взлетало на воздух к месту или просто, чтобы выйти из очередного драматургического тупика – не важно, без взрывов нельзя. Загвоздка лишь в том, что также как и смех в ситкомах, взрывы свою функцию у Бэя давно не выполняют.
 


Поэзия машин




Воспринимать творчество Бэя можно и как нескончаемую рекламу автомобильных новинок, параллельную с ностальгией по старому-доброму ретро. Различного рода механизмы явно занимают режиссера-фетишиста больше, чем герои или сюжет. Вспомнить хотя бы причудливые бурильные устройства в «Армагеддоне», или футуристические аппараты из «Острова», или упоительные круговые панорамы в моменты преобразования трансформеров из автомобилей в роботов. В общем, Бэй не меньше Дэвида Кроненберга увлечен воспеванием машины, с той лишь разницей, что Кроненберг в ней видит смерть, а Бэй – жизнь. В любом случае, оба – извращенцы.
 


Мизогиния



 
Бея, конечно, нельзя назвать женоненавистником, однако поводов для нападок феминисток режиссер дает предостаточно. Женским персонажам у него, как правило, отводится не более чем декоративная функция. Наряду со спорткарами, взрывами и цветокоррекцией teal & orange. Отвечая запросам своей основной аудитории, подростков, Бэй подходит к прекрасному полу в кадре утилитарно – интересуясь прежде всего изгибами тела. Ну и будем честны, на месте Меган Фокс в «Трансформерах», Кейт Бекинсейл в «Перл Харборе» и даже Лив Тайлер в «Армагеддоне» можно представить кого угодно, лишь бы был схожий типаж – проявлять актерский талант никому из них у Бэя особо не приходилось. Собственно, чего еще требовать от режиссера, начинавшего с рекламы Victoria’s Secret и роликов Playboy. 
 


Милитаризм



 
Творчество Бэя если и не воспевает войну как таковую, то уж точно культивирует военную эстетику. Крепкого телосложения вооруженные мужчины в камуфляжных костюмах, действующие в команде, общающиеся языком жестов и передвигающиеся словно в танце, неизменно появляются в каждом фильме Бэя и обязательно как положительные герои. Учитывая мизогинию Бэя, все это попахивает гомоэротикой. Впрочем, подобный культ объясним и вполне практическими причинами. Без сотрудничества с ВС США не получить необходимой для съемок военной техники, а раз военные помогают, значит и показывать их надо в наилучшем свете.
 


Юмор




Бэй – тот еще Петросян. Не будь у него чувства юмора, обнаруживающего здоровую иронию и по отношению к самому себе, и по отношению ко всевозможным стереотипам и рамкам политкорректности, смотреть его, конечно, было бы совсем невозможно. Пьяный русский космонавт в ушанке в «Армагеддоне», украинец-мафиози в третьих «Трансформерах», тупые качки в «Кровью и потом» – юмор не бог весть какой, но хоть как-то позволяет отдохнуть от взрывов, роботов, знойных красоток и бравых вояк.
 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4514
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3417
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2749
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее