Практика

Создание персонажей с помощью грима

Невероятных и фантастических персонажей в кино создают с помощью четырех инструментов: покадровой анимации, кукол и аниматроники, компьютерной графики и пластического грима. Последний мы и рассмотрим в этой статье

  • 30 ноября 2017
  • 1425
Надежда Маркалова

Кино — не первый вид искусства, где требуется грим. Театр существовал тысячи лет до кинематографа, но в киногриме есть свои особенности. Да и объем использования именно пластического грима в кино совсем иной, как и требуемая степень достоверности.
 

Истоки искусства


В театре зрители привыкли к условностям, и такие вещи, как гипертрофированный накладной нос, вполне допустимы. Кинозрителю же для полного погружения в историю требуется другой уровень реалистичности. Прежде всего потому, что экраны в кинотеатрах увеличивают любой дефект на лице.

Изначально черно-белая пленка не могла передать тон кожи, поэтому первым киноактерам требовался грим, который мог бы тонально отделить белки глаз от остального лица, чтобы они не сливались с кожей. Поэтому первые гримеры в основном заботились о внешнем виде звезд.

Материалов для создания персонажей тогда тоже не было. Пользовались воском и даже обычной шпатлевкой, из которых, слой за слоем, создавали нужную форму. Самым неприятным материалом был коллодий — это жидкий пластик в виде сиропа. Именно из него и послойной ваты создали, например, голову Франкенштейна для классического фильма студии Universal в 1931 году.
 

Лон Чейни, актер тысячи лиц

Лон Чейни

Лон Чейни

Лон Чейни в фильме «Монстр» (1925) / Фото: MGM

Лон Чейни в фильме «Монстр» (1925) / Фото: MGM

Лон Чейни в фильме «Тени» (1922) / Фото: Preferred Pictures Corporation

Лон Чейни в фильме «Тени» (1922) / Фото: Preferred Pictures Corporation

Лон Чейни в фильме «Тот, кто получает пощечины» (1924) / Фото: MGM

Лон Чейни в фильме «Тот, кто получает пощечины» (1924) / Фото: MGM

Лон Чейни  в фильме «Лондон после полуночи» (1927) / Фото: MGM

Лон Чейни в фильме «Лондон после полуночи» (1927) / Фото: MGM

Лон Чейни в фильме «Призрак оперы» (1925) / Фото: Universal Pictures

Лон Чейни в фильме «Призрак оперы» (1925) / Фото: Universal Pictures

Лон Чейни в фильме «Горбун из Нотр-Дама» (1923) / Фото: Universal Pictures

Лон Чейни в фильме «Горбун из Нотр-Дама» (1923) / Фото: Universal Pictures

Первым известным гримером и по совместительству актером был Лон Чейни (1883-1930). Это первый артист кино, которого знали только по персонажам, и не узнавали на улицах. Он приобрел известность как актер с тысячью лицами, а в Голливуде про него шутили: «Не наступай на паука, это может быть Лон Чейни!».

Он был сыном глухонемых родителей, и необходимость выражать свои эмоции не словами, а жестами и мимикой, придала его движениям особую пластичность и выразительность. Лон Чейни также прославился довольно брутальными методами изменения внешности: он мог вставить проволоку под веки глаз, чтобы изменить их контур, приподнять кончик носа, приклеив к нему закрепленную на лбу полоску рыбьей кожи или повесить на спину горб весом 18 кг. Он накладывал свой грим сам, запираясь в гримерке, чтобы не выдавать никому своих секретов.

Перед камерой он появлялся только тогда, когда был доволен результатом своей работы. Даже дома он запирал свою гримерную на ключ и никого туда не приглашал, так что о его методах известно мало — ведь даже своему сыну, Лону Чейни-младшему, тоже актеру в гриме, он не передал своих секретов, унеся их в могилу.
 

Джек Пирс и актерские риски


Кадр из фильма «Невеста Франкенштейна» — два классических монстра Джека Пирса (1935) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Невеста Франкенштейна» — два классических монстра Джека Пирса (1935) / Фото: Universal Pictures

Джек Пирс (1889-1968) одним из первых добился славы именно как гример. Его дебютной работой был фильм «Обезьяньи разговоры» (1927), в котором он превратил актера в обезьяну с помощью выделанной под замшу кожи, шпатлевки и специальной резины.

В 1931 году студия Universal запустила серию фильмов с монстрами с картиной «Дракула». Пирс нашел рецепт зеленой смеси, которая при нанесении на черно-белую пленку дает фарфорово-белый цвет. Тот классический образ Франкенштейна — это его работа. Вата и коллодий, накладывались слой за слоем, пока голова не приобрела желаемую форму.

Каждый съемочный день такую «маску» приходилось создавать с нуля, и весь процесс занимал до восьми часов. Поэтому иногда Борис Карлофф уходил домой, не снимая грима, чтобы не накладывать его завтра. На фильме «Невеста Франкенштейна» эту плоскую голову делали единым куском из резины и просто накладывали ее на голову актера, что ускоряло процесс. Снимать такой грим было долго, болезненно и неприятно. Кроме того, он вонял растворителем. А в прическе Эльзы Ланчестер была спрятана металлическая клеть, так что ее работа тоже была не сахар.

Джек Пирс готовит «Человека-волка» (1941) / Фото: Universal Pictures
Джек Пирс готовит «Человека-волка» (1941) / Фото: Universal Pictures

На заре кинематографа токсичный грим был естественной издержкой профессии. На съемках фильма «Волшебник из страны Оз» (1939) Бадди Эбсен, первый актер, исполнявший роль Железного дровосека, оказался в больнице из-за серебряной краски, которую гримеры наносили на его лицо. Художники изменили рецепт, чтобы не навредить другому актеру — Джеку Хейли, но и он в итоге оказался у врачей с инфекцией в глазу.

Актриса, игравшая роль Злой ведьмы в этом же фильме — Маргарет Хэмилтон — тоже могла пострадать от своего зеленого грима, потому что этот состав содержал медь. Такой грим часто снимали ацетоном, но в данном случае художник по гриму Джек Янг использовал алкоголь из-за его антисептических свойств. Каждый день он тщательно отчищал ядовитую зелень с лица актрисы, чтобы она не пострадала. Кстати, грим Франкенштейна на самом деле тоже был зеленым и имел тот же рецепт, просто при съемке на черно-белую пленку, да еще через синий фильтр на экране он казался мертвенно-белым.
 

Дик Смит и пластический грим


Дик Смит создает Сальери, фильм «Амадей» (1984) / Фото: Orion Pictures
Дик Смит создает Сальери, фильм «Амадей» (1984) / Фото: Orion Pictures

Одним из самых известных гримеров 60-х был Дик Смит. Он прославился инновационным методом создания грим-масок — он делал их из отдельных их частей, что позволяло актеру управлять маской, выражая эмоции, и позволяло играть. Тогда остальные гримеры над ним посмеивались, но сегодня пластический грим делают именно так.

Среди самых известных персонажей Дика Смита — старик Сальери из «Амадея» Милоша Формана, столетний Дастин Хоффман из «Маленького большого человека», стареющий Дэвид Боуи в «Голоде» Тони Скотта и, конечно, Рэган в «Изгоняющем дьявола». Для последнего фильма он также состарил и Макса фон Сюдова, сделав его 70-летним.

Вообще, Дик Смит славился своим возрастным гримом. В интервью он рассказывает, как создавал морщины: он просто делал тонкую накладку из латекса, приклеивал один конец к коже актера, а за второй конец растягивал. После он приклеивал накладку на нужное место, а потом отпускал. В результате она стягивала кожу гармошкой. Получались морщины.
Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Состаривание Марлона Брандо для «Крестного отца» / Фото: Paramount Pictures

Дика Смита называют крестным отцом грима, поскольку своими находками и изобретениями он открыто делился со всеми. Например, многие годы Голливуд варил кинокровь по его рецепту.
Дик Смит сделал из Макса фон Сюдова старика

Дик Смит сделал из Макса фон Сюдова старика

А из юной Линд Блэр – одержимую

А из юной Линд Блэр – одержимую

Как же создают пластический грим? Это довольно длительный и трудоемкий процесс.
 
Снятие слепка с актера Дага Джонса, к которому мы вернемся в конце статьи

Сначала с актера нужно снять слепок. Для этого его усаживают в кресло поудобнее (актеру придется провести в этом кресле часа два), закрывают волосы и одежду пленкой, потом всю голову обмазывают альгинатом (сегодня для этого используют специальный силикон). Это материал, с помощью которого дантисты делают слепки зубов. В процессе нужно следить, чтобы ноздри человека оставались открытыми и он мог дышать.

Эта процедура очень болезненна для людей, страдающих клаустрофобией. Сегодня их сканируют с помощью лазера и печатают «слепок» на 3D-принтере.
Состаривание Дастина Хоффмана для фильма «Маленьких большой человек» (1970) / Фото: National General Pictures

Состаривание Дастина Хоффмана для фильма «Маленьких большой человек» (1970) / Фото: National General Pictures

Состаривание Дастина Хоффмана для фильма «Маленьких большой человек» (1970) / Фото: National General Pictures

Состаривание Дастина Хоффмана для фильма «Маленьких большой человек» (1970) / Фото: National General Pictures

Поверх альгината накладывают гипсовые бинты. Когда бинты и альгинат подсыхают, форму аккуратно разрезают надвое и снимают с актера. Потом в нее заливают гипс, делая слепок бюста. Поверх него лепят нужную форму, создают внешний вид персонажа. После чего процедуру снятия слепка повторяют уже с головой персонажа, получая таким образом рельеф внешней поверхности накладок.

Чтобы вычесть голову актера из внешнего рельефа и создать сами накладки из латекса или силикона, в «минусовую» форму, снятую с финальной головы, вставляют «плюсовую» копию головы актера, а оставшееся между ними пространство заливают латексом или силиконом. Всю конструкцию ставят в печь часов на пять и «выпекают» при температуре 300⁰С. Во всяком случае, именно так вся процедура выглядела в 80-е.

Дик Смит накладывает дублерше Линды Блэр устройство, которое выплевывало противную зеленую жидкость в фильме «Изгоняющий дьявола» (1973) / Фото: Warner Bros.
Дик Смит накладывает дублерше Линды Блэр устройство, которое выплевывало противную зеленую жидкость в фильме «Изгоняющий дьявола» (1973) / Фото: Warner Bros. 
 

Рик Бейкер и экранная трансформация


Дик Смит выпестовал одного из самых известных гримеров Голливуда — Рика Бейкера. Рик был поклонником Дика Смита и написал ему письмо. Смит ответил и пригласил Рика в гости. Он поделился с пареньком всем, что знал сам и даже взял его на работу. Дебют Рика Бейкера состоялся на фильме «Изгоняющий дьявола». Сегодня он— единственный гример с семью «Оскарами». Он ввел понятие «спецэффектный грим» в 1981 году во время работы над картиной «Американский оборотень в Лондоне», за которую получил свой первый «Оскар».
 
Сцена из фильма «Американский оборотень в Лондоне» (1981)

На этом фильме он придумал пару простых эффектов. Как, например, заставить волосы расти в кадре? Очень просто! Бейкер сделал кусок «кожи», а концы волос приклеил с изнанки к картону. Когда Рик тянул за картон, волосы перед камерой исчезали. Но если пропечатать эти кадры в обратную сторону, окажется, что волоски вырастают.

Но не все уловки были такими простыми. Для сцен трансформации в оборотня Рику пришлось сконструировать голову человека с изменяющейся длиной «морды». Обе челюсти и нос должны были вырасти вперед, превратив человеческое лицо в собачью морду. Но искусственная кожа могла порваться, поскольку была не настолько резиновой и вряд ли вынесла трансформацию. Рику пришлось найти рецепт особого материала. Однако процесс размягчения кожи не остановился, и в итоге вся она превратилась в слизь и слезла с головы. Но сцену все-таки успели отснять.

Несколько стадий старения персонажа Дэвида Бои для фильма «Голод» (1983) / Фото: MGM
Несколько стадий старения персонажа Дэвида Боуи для фильма «Голод» (1983) / Фото: MGM

«Я был очень разочарован, что сцену отсняли за 10 секунд, — делится Рик Бейкер. — Мы мучились с ней несколько месяцев, а отсняли за десять секунд! Но когда эти кадры оказались на экране, люди в кинотеатре вскочили со своих мест и начали одобрительно кричать. Тогда я понял, зачем мучился все эти месяцы!».
 
Клип Майкла Джексона «Триллер», над гримом для которого работал Рик Бейкер

На этом фильме у Рика Бейкера впервые была команда ассистентов, состоящая из поклонников артиста, которые писали ему фанатские письма. Он решил продолжить дело Дика Смита и обучать молодых энтузиастов.

Рик Бейкер делает грим для фильма «Планета обезьян» (2001). Обезьяны всегда были его особой страстью. Он даже играл Кинг Конга в фильме 1976 года  / Фото: 20th Century Fox
Рик Бейкер делает грим для фильма «Планета обезьян» (2001). Обезьяны всегда были его особой страстью. Он даже играл Кинг Конга в фильме 1976 года  / Фото: 20th Century Fox
 

Роб Боттин и смешение технологий


Роб Боттин на съемках фильма «Нечто» 1982 / Фото Universal Pictures
Роб Боттин на съемках фильма «Нечто» 1982 / Фото: Universal Pictures

Одним из его учеников был Роб Боттин, известный своими работами для таких классических картин 80-х, как «Нечто», «Легенда», «Робокоп», «Вспомнить все» и других. Он также активно работал с Дэвидом Финчером на лентах «Семь» и «Бойцовский клуб». В работе над фильмом «Нечто» Роб Боттин применил все известные ему на то время технологии: гидравлику, пневматику, радиоуправление, съемку задом наперед, кабельное управление. В ход шли даже материалы, не предназначенные для создания спецэффектов: майонез и разогретая жевательная резинка, клубничное варенье, желатин и пищевой наполнитель. Также применялись синтетические материалы: уретан, метал, оргстекло, пенолатекс, резина и лубрикант компании KY Jelly (тот самый, который изображал слюну чужого в одноименном фильме).
 

Даг Джонс и наши дни

Даг Джонс в фильме «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008) / Фото:  Universal Pictures

Даг Джонс в фильме «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008) / Фото: Universal Pictures

Кадр из сериала «Рухнувшие небеса» / Фото: Warner Bros.

Кадр из сериала «Рухнувшие небеса» / Фото: Warner Bros.

Даг Джонс в фильме «Легион» (2010) / Фото: Screen Gems

Даг Джонс в фильме «Легион» (2010) / Фото: Screen Gems

Даг Джонс в фильме «Лабиринт фавна» (2006) / Фото: Warner Bros.

Даг Джонс в фильме «Лабиринт фавна» (2006) / Фото: Warner Bros.

Даг Джонс в фильме  «Форма воды» (2017) / Фото: 20th Century Fox

Даг Джонс в фильме «Форма воды» (2017) / Фото: 20th Century Fox

Даг Джонс в фильме  «Лабиринт фавна» (2006) / Фото: Warner Bros.

Даг Джонс в фильме «Лабиринт фавна» (2006) / Фото: Warner Bros.

Даг Джонс в фильме «Багровый пик» (2015) / Фото:  Universal Pictures

Даг Джонс в фильме «Багровый пик» (2015) / Фото: Universal Pictures

Даг Джонс в фильме «Фантастическая четвёрка: Вторжение Серебряного серфера» (2015) / Фото: 20th Century Fox

Даг Джонс в фильме «Фантастическая четвёрка: Вторжение Серебряного серфера» (2015) / Фото: 20th Century Fox

Даг Джонс в фильме «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) / Фото Columbia Pictures

Даг Джонс в фильме «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) / Фото Columbia Pictures

Мы обещали вернуться к Дагу Джонсу. Он не гример, но на сегодняшний день это единственный актер, известный преимущественно своими ролями инопланетных и мифических существ, призраков и другой «нечисти». Если бы не было интернета, мы бы даже не знали, как он выглядит, как современники не знали Лона Чейни. Джонс сыграл сотни ролей в пластическом гриме. И скоро на наши экраны выходит еще один фильм с его участием — «Форма воды». В интервью Даг Джонс говорит, что это — самый сложный грим-костюм, который ему приходилось носить.
 

Обложка: Хавьер Ботет на съемках фильма «Багровый пик» (2015) / Universal Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 2128
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1775
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1646
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1576
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1388
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1347
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее