Практика

Эпоха естественного освещения: зачем снимать с натуральным светом

Почему в последнее время так много операторов стали снимать без искусственного освещения и о чем надо помнить, затевая подобные съемки

  • 8 июня 2017
  • 7804
Сейчас естественным освещением в кадре никого не удивишь, однако еще недавно для владельцев цифровых камер снимать без дополнительных приборов освещения было гораздо сложнее, чем для их коллег, использующих пленку. Динамический диапазон первых цифровых камер не был столь широк, как у пленочных моделей, и это заметно усложняло жизнь операторам, которые не могли в полной мере воплотить свои задумки в жизнь.

Вот как известный оператор-постановщик Эммануэль Любецки высказался в одном из своих интервью: «К сожалению, переход произошел слишком рано, так как цифровые камеры все еще не были достаточно хороши. Динамический диапазон первых моделей, появившихся где-то 15 лет назад, никак нельзя было сравнивать с пленочными конкурентами. Я работал с режиссерами, которые экспериментировали с новыми технологиями, например, Майклом Манном. В некоторых аспектах эти камеры были действительно хороши, и мы продолжали их использовать, но вместе с тем это были примитивные устройства, не готовые совершить революцию в съемке».

Кадр из фильма «Выживший»Кадр из фильма «Выживший»

За пятнадцать лет цифровые камеры проделали огромный путь, и если некоторые консервативные операторы все еще не готовы принять новые технологии, то их обязательно стоит познакомить с RED WEAPON с его 16.5 ступенями динамического диапазона. Подобные характеристики, безусловно, расширяют возможности съемки. Однако если слишком темные изображения, снятые на пленку, можно исправить (в разумных пределах) в лаборатории при помощи передержки, которая вернет в кадр яркие участки, то цифра не прощает засветов. Как только они появляются в кадре, важная информация пропадает. Поэтому многие кинематографисты настраивают экспозицию, ориентируясь на яркие участки, и добавляют тени на этапе постпродакшна. У подобного подхода есть свой недостаток — зернистость финального изображения.
 
Сейчас, к счастью, многие камеры спокойно снимают со светочувствительностью 1600 ISO без ущерба качеству.
 

Зачем нужно освещение на уличных дневных съемках


Съемочные группы подсвечивают уличные локации днем по нескольким причинам. Во-первых, чтобы освещение оставалось неизменным в течение дня; во-вторых, чтобы в кадре не было лишних теней, и в-третьих — чтобы не нарушалась композиция освещения. Это позволяет операторам настраивать экспозицию по ярким участкам неба: дополнительное освещение правильно ложится на стоящих на первом плане актеров.

На съемках сериала «Ходячие мертвецы»На съемках сериала «Ходячие мертвецы»

Однако широкий динамический диапазон современных камер и возможность работать с RAW-файлами часто позволяет обходиться без дополнительного освещения.

Если говорить кратко, то динамический диапазон обозначает возможность камеры снимать участки с различным освещением (от самых ярких до самых темных) без потери информации. Если у вас получается снимать яркое небо и темный лес, то вы можете не использовать искусственное освещение.
 

Советы


Допустим, вы собираетесь повторить опыт Ива Беланже, который снял «Дикую» — фильм, 95 процентов сцен которого сняты при естественном освещении без отражателей и рассеивателей.
 
 
Перед тем, как отбросить в сторону осветительное оборудование, нужно учесть несколько моментов.

Время суток

Когда солнце находится в зените, вы получаете самое яркое освещение, но вместе с тем и очень грубое. Обычный дневной солнечный свет рождает четкие тени, а также предоставляет достаточно возможностей «засветить» материал — это если не вспоминать об актерах, которые будут постоянно щуриться, смотря на солнце. Поставьте их спиной к нему.

 

Многие считают, что самое лучшее время для съемок — это время рассвета и заката (так называемое режимное время и золотой час): поскольку солнце находится близко к горизонту, оно дает красивое золотистое освещение. Терренс Малик умело обращается с этим освещением в своих фильмах. Из представленного выше видео вы можете узнать, как наиболее эффективно снимать в таких условиях.

Локации

Кадр из фильма «Дикая»Кадр из фильма «Дикая»

Локации тесно связаны с временем суток. Если вы снимаете в лесу, то вам будет необходимо все доступное освещение, поэтому стоит снимать, когда солнце находится в зените. И наоборот, если вы хотите снимать в золотой час, но ваша локация находится в центре города, где вечернее небо со всех сторон загораживают здания, вы, скорее всего, так и не увидите золотое солнце. Относитесь к выбору времени и места съемок ответственно.

Тем не менее, по словам Любецки, «чем реже вы снимаете при искусственном освещении, тем чаще вы стараетесь его избегать, так как вас не покидает ощущение нереалистичности сцены».

Источник: premiumbeat.com

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 24050
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 12378
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 10269
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 6715
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5230
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4258
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее