Практика

Создание успешного хоррора: девять режиссерских советов Джеймса Вана

В честь своего 40-летнего юбилея создатель «Пилы», «Астрала» и «Заклятия» делится порцией режиссерских принципов, которые будут особенно полезны, если вы собираетесь сделать фильм ужасов

  • 27 февраля
  • 3472
Павел Орлов

01. Ужас — это не обязательно дорого


Кадр из фильма «Пила" (2004)Кадр из фильма «Пила» (2004)

Если вы не можете напугать зрителя, обладая скромным бюджетом, значит, скорее всего, не преуспеете в жанре хоррора. Ограничения должны подогревать вашу изобретательность, которая является ключевым навыком любого режиссера фильма ужасов. Уникальная особенность жанра — в нем малыми средствами можно добиться большого эффекта. От одного лишь скрипа двери у вас по спине могут начать бегать мурашки. А ведь скрип двери не стоит нисколько. 
 

02. Настоящий ужас содержится в звуке, а не в изображении


Вещь, которую я не устаю повторять. Лучшие фильмы ужасов делает страшным не визуальный ряд, а звук, акустика кадра. Именно через саунд-дизайн лучше и эффектней всего заявлять угрозу вашему герою. 
 

03. Работайте с воображением зрителя


На съемках фильма «Пила» (2004)На съемках фильма «Пила» (2004)

Следуйте кредо Альфреда Хичкока — дайте возможность поработать зрительскому воображению. Помните, что саспенс заключается в ожидании события, а не в его раскрытии.
 

04. Обращайтесь к первобытным страхам


Задача напугать зрителя так или иначе сводится к обращению к древним человеческим страхам. Взрослея, каждый из нас сталкивается со всеми возможными типами этих страхов. Именно на одном из них основан фильм «И гаснет свет…». В нем мы работаем с классическим страхом очень многих людей — с боязнью темноты. 
 

05. Обманывайте зрителя


Кадр из фильма «Заклятие 2» (2016)Кадр из фильма «Заклятие 2» (2016)

Современный зритель, в отличие от зрителя предыдущих эпох, прекрасно подкован в языке жанра хоррор, потому что кино стало легкодоступно, а фильмов огромное количество. В этих условиях ваша задача как режиссера — постоянно удивлять зрителя. Только так вы можете удержать его внимание. Если аудитория ждет, что произойдет нечто, задумайтесь, как вам обмануть ее ожидания. Я всегда стараюсь найти что-то, что бы могло удивить.  
 

06. Переворачивайте жанровые каноны хоррора


Берите классические приемы фильмов ужасов и используйте их неожиданным образом, чтобы найти свой способ поветвования. В случае «Астрала» мы хотели сделать «историю дома с привидениями», но только так, чтобы она не была традиционной «историей дома с привидениями». А «Пила» задумывалась как камерный триллер, но такой, который был бы не похож на другие инди-картины этого жанра. 
 

07. Создавайте запоминающиеся кульминации


Кадр из фильма «Мертвая тишина» (2006)Кадр из фильма «Мертвая тишина» (2006)

В фильме обязательно должны быть особенно яркие, запоминающиеся эпизоды. Эпизоды такой силы, чтобы именно их люди обсуждали, придя на работу на следующий день после просмотра вашего кино.  
 

08. Принимайте ответственность


Опыт сиквелов «Пилы» научил меня кое-чему. Я не снимал ни одно из продолжений, но многие думали, что именно я был их режиссером. Поэтому «Заклятие 2» я решил снимать сам: «Если кто-то станет ругать меня за франшизу, по крайней мере, я действительно буду за нее ответственен». Кроме того, если продолжения «Пилы» повернули не в то русло, в какое хотел бы я, то «Заклятие» развивается именно так, как я хочу. 
 

09. Работайте над собственным стилем


На съемках фильма «Заклятие 2» (2016)

Настоящая ирония судьбы. Хотя после «Пилы» я сделал ряд других картин, как мне кажется, более совершенных и в большей степени отражающих мой стиль, до тех пор, пока я не снял «Заклятие», меня продолжали ассоциировать именно с «Пилой». Увы, посмотрев этот фильм, некоторые люди обратили внимание только на то, что для нас было не столь важно, — на кровь и кишки. Из-за этого долгое время пришлось доказывать, что я умею пользоваться инструментарием фильма ужасов, умею создавать саспенс, а не просто шокирую членовредительством. 

Источник: BZFilm, Film School RejectIndieWire

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 5502
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4065
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 3966
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3666
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 3513
Обзоры

12 новых книг про кино

Бодров, Брессон, Мещанинова, Эйзенштейн и другие неожиданные авторы в нашей подборке свежих книг 2017 года для тех, кто занимается кино

  • 29 ноября
  • 3308
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее