Практика

Создание успешного хоррора: девять режиссерских советов Джеймса Вана

В честь своего 40-летнего юбилея создатель «Пилы», «Астрала» и «Заклятия» делится порцией режиссерских принципов, которые будут особенно полезны, если вы собираетесь сделать фильм ужасов

  • 27 февраля 2017
  • 4281
Павел Орлов

01. Ужас — это не обязательно дорого


Кадр из фильма «Пила" (2004)Кадр из фильма «Пила» (2004)

Если вы не можете напугать зрителя, обладая скромным бюджетом, значит, скорее всего, не преуспеете в жанре хоррора. Ограничения должны подогревать вашу изобретательность, которая является ключевым навыком любого режиссера фильма ужасов. Уникальная особенность жанра — в нем малыми средствами можно добиться большого эффекта. От одного лишь скрипа двери у вас по спине могут начать бегать мурашки. А ведь скрип двери не стоит нисколько. 
 

02. Настоящий ужас содержится в звуке, а не в изображении


Вещь, которую я не устаю повторять. Лучшие фильмы ужасов делает страшным не визуальный ряд, а звук, акустика кадра. Именно через саунд-дизайн лучше и эффектней всего заявлять угрозу вашему герою. 
 

03. Работайте с воображением зрителя


На съемках фильма «Пила» (2004)На съемках фильма «Пила» (2004)

Следуйте кредо Альфреда Хичкока — дайте возможность поработать зрительскому воображению. Помните, что саспенс заключается в ожидании события, а не в его раскрытии.
 

04. Обращайтесь к первобытным страхам


Задача напугать зрителя так или иначе сводится к обращению к древним человеческим страхам. Взрослея, каждый из нас сталкивается со всеми возможными типами этих страхов. Именно на одном из них основан фильм «И гаснет свет…». В нем мы работаем с классическим страхом очень многих людей — с боязнью темноты. 
 

05. Обманывайте зрителя


Кадр из фильма «Заклятие 2» (2016)Кадр из фильма «Заклятие 2» (2016)

Современный зритель, в отличие от зрителя предыдущих эпох, прекрасно подкован в языке жанра хоррор, потому что кино стало легкодоступно, а фильмов огромное количество. В этих условиях ваша задача как режиссера — постоянно удивлять зрителя. Только так вы можете удержать его внимание. Если аудитория ждет, что произойдет нечто, задумайтесь, как вам обмануть ее ожидания. Я всегда стараюсь найти что-то, что бы могло удивить.  
 

06. Переворачивайте жанровые каноны хоррора


Берите классические приемы фильмов ужасов и используйте их неожиданным образом, чтобы найти свой способ поветвования. В случае «Астрала» мы хотели сделать «историю дома с привидениями», но только так, чтобы она не была традиционной «историей дома с привидениями». А «Пила» задумывалась как камерный триллер, но такой, который был бы не похож на другие инди-картины этого жанра. 
 

07. Создавайте запоминающиеся кульминации


Кадр из фильма «Мертвая тишина» (2006)Кадр из фильма «Мертвая тишина» (2006)

В фильме обязательно должны быть особенно яркие, запоминающиеся эпизоды. Эпизоды такой силы, чтобы именно их люди обсуждали, придя на работу на следующий день после просмотра вашего кино.  
 

08. Принимайте ответственность


Опыт сиквелов «Пилы» научил меня кое-чему. Я не снимал ни одно из продолжений, но многие думали, что именно я был их режиссером. Поэтому «Заклятие 2» я решил снимать сам: «Если кто-то станет ругать меня за франшизу, по крайней мере, я действительно буду за нее ответственен». Кроме того, если продолжения «Пилы» повернули не в то русло, в какое хотел бы я, то «Заклятие» развивается именно так, как я хочу. 
 

09. Работайте над собственным стилем


На съемках фильма «Заклятие 2» (2016)

Настоящая ирония судьбы. Хотя после «Пилы» я сделал ряд других картин, как мне кажется, более совершенных и в большей степени отражающих мой стиль, до тех пор, пока я не снял «Заклятие», меня продолжали ассоциировать именно с «Пилой». Увы, посмотрев этот фильм, некоторые люди обратили внимание только на то, что для нас было не столь важно, — на кровь и кишки. Из-за этого долгое время пришлось доказывать, что я умею пользоваться инструментарием фильма ужасов, умею создавать саспенс, а не просто шокирую членовредительством. 

Источник: BZFilm, Film School RejectIndieWire

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3565
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2934
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2574
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2507
Практика

Что такое звуковой ландшафт

Начинающий звукорежиссер часто задумывается: с чего стоит начать работу над сценой. Проложить звук проезжающего автомобиля или «собрать» шум города? Помочь тут может система звукового ланшдафта, разработанная Рэймондом Шафером

  • 27 ноября
  • 1788
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1662
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее