Практика

Создание успешного хоррора: девять режиссерских советов Джеймса Вана

В честь своего 40-летнего юбилея создатель «Пилы», «Астрала» и «Заклятия» делится порцией режиссерских принципов, которые будут особенно полезны, если вы собираетесь сделать фильм ужасов

  • 27 февраля 2017
  • 3576
Павел Орлов

01. Ужас — это не обязательно дорого


Кадр из фильма «Пила" (2004)Кадр из фильма «Пила» (2004)

Если вы не можете напугать зрителя, обладая скромным бюджетом, значит, скорее всего, не преуспеете в жанре хоррора. Ограничения должны подогревать вашу изобретательность, которая является ключевым навыком любого режиссера фильма ужасов. Уникальная особенность жанра — в нем малыми средствами можно добиться большого эффекта. От одного лишь скрипа двери у вас по спине могут начать бегать мурашки. А ведь скрип двери не стоит нисколько. 
 

02. Настоящий ужас содержится в звуке, а не в изображении


Вещь, которую я не устаю повторять. Лучшие фильмы ужасов делает страшным не визуальный ряд, а звук, акустика кадра. Именно через саунд-дизайн лучше и эффектней всего заявлять угрозу вашему герою. 
 

03. Работайте с воображением зрителя


На съемках фильма «Пила» (2004)На съемках фильма «Пила» (2004)

Следуйте кредо Альфреда Хичкока — дайте возможность поработать зрительскому воображению. Помните, что саспенс заключается в ожидании события, а не в его раскрытии.
 

04. Обращайтесь к первобытным страхам


Задача напугать зрителя так или иначе сводится к обращению к древним человеческим страхам. Взрослея, каждый из нас сталкивается со всеми возможными типами этих страхов. Именно на одном из них основан фильм «И гаснет свет…». В нем мы работаем с классическим страхом очень многих людей — с боязнью темноты. 
 

05. Обманывайте зрителя


Кадр из фильма «Заклятие 2» (2016)Кадр из фильма «Заклятие 2» (2016)

Современный зритель, в отличие от зрителя предыдущих эпох, прекрасно подкован в языке жанра хоррор, потому что кино стало легкодоступно, а фильмов огромное количество. В этих условиях ваша задача как режиссера — постоянно удивлять зрителя. Только так вы можете удержать его внимание. Если аудитория ждет, что произойдет нечто, задумайтесь, как вам обмануть ее ожидания. Я всегда стараюсь найти что-то, что бы могло удивить.  
 

06. Переворачивайте жанровые каноны хоррора


Берите классические приемы фильмов ужасов и используйте их неожиданным образом, чтобы найти свой способ поветвования. В случае «Астрала» мы хотели сделать «историю дома с привидениями», но только так, чтобы она не была традиционной «историей дома с привидениями». А «Пила» задумывалась как камерный триллер, но такой, который был бы не похож на другие инди-картины этого жанра. 
 

07. Создавайте запоминающиеся кульминации


Кадр из фильма «Мертвая тишина» (2006)Кадр из фильма «Мертвая тишина» (2006)

В фильме обязательно должны быть особенно яркие, запоминающиеся эпизоды. Эпизоды такой силы, чтобы именно их люди обсуждали, придя на работу на следующий день после просмотра вашего кино.  
 

08. Принимайте ответственность


Опыт сиквелов «Пилы» научил меня кое-чему. Я не снимал ни одно из продолжений, но многие думали, что именно я был их режиссером. Поэтому «Заклятие 2» я решил снимать сам: «Если кто-то станет ругать меня за франшизу, по крайней мере, я действительно буду за нее ответственен». Кроме того, если продолжения «Пилы» повернули не в то русло, в какое хотел бы я, то «Заклятие» развивается именно так, как я хочу. 
 

09. Работайте над собственным стилем


На съемках фильма «Заклятие 2» (2016)

Настоящая ирония судьбы. Хотя после «Пилы» я сделал ряд других картин, как мне кажется, более совершенных и в большей степени отражающих мой стиль, до тех пор, пока я не снял «Заклятие», меня продолжали ассоциировать именно с «Пилой». Увы, посмотрев этот фильм, некоторые люди обратили внимание только на то, что для нас было не столь важно, — на кровь и кишки. Из-за этого долгое время пришлось доказывать, что я умею пользоваться инструментарием фильма ужасов, умею создавать саспенс, а не просто шокирую членовредительством. 

Источник: BZFilm, Film School RejectIndieWire

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 7095
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6807
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3637
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 3397
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 3103
Практика

«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

Фильм Кристофера Нолана показывает события, произошедшие во Франции в 1940 году, когда союзные войска были прижаты к морскому побережью. Фактически, это три разных фильма, действие которых разворачивалось на побережье Дюнкерка, в воздухе и на море. Рассказываем, как для фильма создавали военную среду

  • 13 февраля
  • 2571
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее