15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов
Фильм открытия
«Мертвые не умирают» (Джим Джармуш, США)
Трейлер фильма «Мертвые не умирают» (2019)
Начало у Каннского кинофестиваля в этом году исключительно обнадеживающее. Джим Джармуш вновь переосмысливает традиционные хоррор-мотивы в своей неподражаемой плавной стилистике. По сюжету в провинциальном американском городишке приключается зомби-апокалипсис, противостоять которому пытается горстка местных жителей и полицейских. В кадре, как всегда, все свои: Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Адам Драйвер, Хлоя Севиньи, Дэнни Гловер, Игги Поп, Том Уэйтс, RZA и Сара Драйвер. До российского проката лента доберется в июле.
Основной конкурс
«Однажды в Голливуде» (Квентин Тарантино, США)
Трейлер фильма «Однажды в Голливуде» (2019)
Двадцать пять лет назад Квентин Тарантино совершил постмодернистскую революцию в кинематографе, представив в Каннах «Криминальное чтиво». Не стоит ожидать, что новая лента режиссера произведет столь же ошеломляющий эффект, однако громадного интереса это не отменяет — каждая работа Тарантино становится событием. И тем более интересно, что на этот раз автор впервые взялся за реальную историю, причем за исключительно драматичный сюжет. Картина повествует о череде событий в стремительно меняющемся Голливуде 1969 года. Кульминацией должна стать кровавая бойня, устроенная бандой Чарльза Мэнсона в Лос-Анджелесе, когда одной из жертв оказалась беременная жена Романа Полански Шэрон Тейт. Актерский состав по-тарантиновски впечатляющ: Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Тим Рот, Аль Пачино, Марго Робби, Курт Рассел, Майкл Мэдсен, Брюс Дерн, Дакота Фаннинг, Джеймс Марсден. Добавим, что это девятый полный метр в фильмографии режиссера, а с учетом того, что Тарантино неоднократно грозился завязать с кино после десяти картин, может оказаться, что это его предпоследняя работа.
«Тайная жизнь» (Терренс Малик, США-Германия)
Терренс Малик везет в Канны историю австрийского блаженного Франца Егерштеттера, казненного нацистами в 1943 году за категорическое нежелание служить в вермахте. Фильм необычен для Малика тем, что у него вроде как был более-менее стандартный сценарий, а за визуальный ряд впервые после «Тонкой красной линии» отвечал не Эммануэль Любецки, а Йорг Видмер, ранее работавший с Вимом Вендерсом. Задействованы в фильме Юрген Прохнов, Маттиас Шонартс, Аугуст Диль, Мартин Вуттке. Также примечательно, что лента стала одной из последних в карьерах Бруно Ганца и Микаэла Нюквиста.
«Молодой Ахмед» (Жан-Пьер и Люк Дарденны, Бельгия)
Трейлер фильма «Молодой Ахмед» (2019)
Мастера простых, но пронзительных историй, а также любимчики Канн братья Дарденны в своей новой картине берутся за сложную, злободневную и глобальную тему. К этому фильму авторы приступили под впечатлением от терактов в Брюселе в марте 2016 года. На примере вымышленной истории скромного школьника, увлеченного идеями исламского фундаментализма и планирующего убийство учительницы, Дарденны исследуют проблему современного терроризма в Европе. Играют в фильме, как это привычно для режиссеров, непрофессиональные актеры.
«Боль и слава» (Педро Альмодовар, Испания)
Трейлер фильма «Боль и слава» (2019)
Педро Альмодовар возвращается в основной конкурс Канн со своим, кажется, самым исповедальным фильмом. Главный герой «Боли и славы» — кинопостановщик в кризисе — он вспоминает прожитые годы, былую любовь и свою мать. Давний любимец Альмодовара Антонио Бандерас станет его альтер-эго в максимальной форме, на что намекает узнаваемая прическа и щетина. В общем, все будет с перебором пафоса и душещипательности, как всегда у эксцентричного испанца.
«Маттиас и Максим» (Ксавье Долан, Канада)
Еще один регулярный участник Канн Ксавье Долан и еще одна личная история. В фильме показана квебекская тусовка парней, снимающих короткометражки и параллельно открывающих новые грани своей сексуальности. Главную роль после некоторого воздержания Долан вновь доверил себе. Среди других исполнителей выделим Энн Дорваль, ранее неоднократно игравшую у режиссера, в том числе в «Воображаемой любви» и «Мамочке». «Маттиас и Максим» интересен еще и тем, что знаменует своего рода возвращение Долана к корням после не слишком удачного англоязычного опыта с голливудскими звездами «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»
«Особый взгляд»
«Дылда» (Кантемир Балагов, Россия)
Россия в этом году не представлена в основном конкурсе, но хотя бы во второй по значимости программе «Особый взгляд» участвуют сразу две наших ленты. Начнем с Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова, чей мощный дебют «Теснота» был представлен также в «Особом взгляде» в 2017 году. В новом фильме «Дылда» действие будет разворачиваться в 1945 году в пережившем блокаду Ленинграде. Главные героини — две женщины, которые возвращаются в город с фронта и пытаются обрести новую мирную жизнь. Источником вдохновения авторам послужила книга нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», но сюжет Балагов создал оригинальный. Продюсирует картину Александр Роднянский, что не только означает определенный уровень ленты, но и, хочется верить, увеличивает шансы на награды, причем не только каннские.
«Однажды в Трубчевске» (Лариса Садилова, Россия)
Трейлер фильма «Однажды в Трубчевске» (2019)
Вторая отечественная картина в «Особом взгляде» — работа Ларисы Садиловой, известной драмами с характерными жизненными сюжетами. В фильме «Однажды в Трубчевске», аутентично снятом в Брянской области, главные герои сталкиваются с дилеммой: после измены начать новую жизнь в обретенной «половинкой» или повиниться перед старой и вернуть все как было. В ведущей роли — Егор Баринов, хорошо известный нашему зрителю по сериалам, вроде «Кадетства» и «Физрука».
«Жанна» (Брюно Дюмон, Франция)
Трейлер фильма «Жанна» (2019)
Брюно Дюмон немало удивил Канны несколько лет назад экспериментальным мюзиклом «Жаннет» о детстве Жанны д’Арк. Проект получил сиквел, причем с той же чуть повзрослевшей актрисой Лиз Леплат Прудом в главной роли. В основе картины лежит книга Шарля Пеги «Таинство милосердия Жанны д’Арк», в которой, в частности, рассказывается о достижениях французской воительницы и ее казни на костре. Напомним, что для французского кино жизнеописание героини Столетней войны имеет особое значение, так что ленту Дюмона будет любопытно сравнить с классическими работами Карла Теодора Дрейера и Робера Брессона.
Вне конкурса
«Слишком стар, чтобы умереть молодым» (Николас Виндинг Рефн, США)
Трейлер сериала «Слишком стар, чтобы умереть молодым» (2019)
Одним из самых интересных внеконкурсных показов должны стать пара эпизодов амазоновского проекта Николаса Виндинга Рефна. Сериал посвящен полицейскому, который при исполнении убивает «не ту женщину», чем запускает волну криминальных разборок с участием киллеров, мексиканского картеля, русской мафии, якудза и банды тинейджеров. Играют в этом безобразии Уильям Болдуин, Джон Хоукс, Майлз Теллер и Джена Мэлоун. Зная Рефна, на сюжет особо не надеемся, зато ждем много эстетизированного неонового насилия. Сериал целиком выйдет в июне.
«Рокетмен» (Декстер Флетчер, Великобритания)
Трейлер фильма «Рокетмен» (2019)
Если в прошлом году главным фильмом о музыке стала «Богемская рапсодия», то в этом году такая роль, очевидно, уготована «Рокетмену» (что характерно, режиссер Декстер Флетчер приложил руку к «Рапсодии», заменив уволенного на финальных этапах Брайана Сингера). В биографической ленте будет отражена история застенчивого и скромного парня Реджинальда Дуайта, ставшего известным в качестве одного из самых эксцентричных мировых рок-музыкантов. Речь об Элтоне Джоне. Надеемся, что на этот раз авторы копнут чуть глубже в плане осмысленности и драматизма, а не станут вытягивать всю ленту на одной музыке, как это было в случае «Рапсодии». Рядовой зритель, кстати, узнает об удачности этого опыта очень скоро — старт российского проката фильма запланирован на июнь.
Полуночные показы
«Вечный свет» (Гаспар Ноэ, Франция)
Всего год назад Гаспар Ноэ эпатировал каннскую публику танцевально-наркотическим «Экстазом». Режиссер обошелся без творческого отпуска и везет на фестиваль очередную, пусть и среднеметражную (50 минут), провокацию. «Вечный свет» (Lux Æterna) будет посвящен историям о ведьмах, которые рассказывают на съемочной площадке Шарлотта Генсбур и Беатрис Даль. Ленту при этом позиционируют как «эссе о кино, любви к кино и истериках на съемках». Последнее как-то особенно настораживает.
«Марадона» (Азиф Кападиа, Великобритания)
Главный современный специалист по документальным биографиям Азиф Кападиа (ранее он с большим успехом снимал фильмы об Айртоне Сенне и Эми Уайнхаус) на этот раз обращается к фигуре Диего Марадоны. В судьбе великого аргентинского футболиста режиссер нашел множество удивительных и драматичных моментов. Привлекает концептуализм его подхода — Кападиа называет свою работу «заключительной частью трилогии о гении и славе».
Программа «Двухнедельник режиссеров»
«Маяк» (Роберт Эггерс, Канада-США)
Режиссер Роберт Эггерс многим запомнился пару лет назад по впечатляющиму и изящному хоррору «Ведьма». В новой ленте автор продолжает экспериментировать с драматическим и эстетическим потенциалом жанра. Картина, снятая на черно-белую пленку, посвящена истории стареющего смотрителя маяка где-то в Новой Шотландии в конце XIX века. Источником ужаса должны стать старые мифы на морскую тематику. Впрочем, пугает уже один лишь аутентичный внешний вид Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона на промо-кадрах картины.
Фильм закрытия
«Особенные» (Оливье Накаш и Эрик Толедано, Франция)
Закрываться Каннский кинофестиваль в этот раз будет свежей работой тандема Оливье Накаша и Эрика Толедано, известных по жизнеутверждающей комедии «1+1». «Особенные», судя по всему, будут выдержаны примерно в том же духе, а речь в картине пойдет о социальных работниках из центра для людей с аутизмом. В главных ролях в фильме задействованы Венсан Кассель и известный по «Пророку» Реда Катеб.
Обложка: кадр из фильма «Однажды в Голливуде» (2019) / Sony Pictures