Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Педро Альмодовара

Бесценные жемчужины испанского кино — в списке must see фильмов Педро Альмодовара, чья «Джульетта» недавно добралась до российского проката

  • 9 августа 2016
  • 34216
Павел Орлов

01. «Колдовство» (Карлос Серрано де Осма, 1948)


01. «Колдовство» (Карлос Серрано де Осма, 1948)


«Колдовство» Карлоса Серрано де Осмы — «проклятый» фильм, несмотря на, казалось бы, безобидную тему песен и танцев фламенко. Примечателен уже тот факт, что участие в картине приняли певец Маноло Караколь и танцовщица Лола Флорес, находившиеся на пике своих карьер. Эти две легенды помогают нам прочувствовать мистику искусства фламенко. Но когда картина вышла, ее подвергли критике — никто не мог простить авторам, что они отклонились от общепринятых шаблонов драматургии. А между тем через экспрессивный визуальный ряд создателям удалось запечатлеть тот самый эффект колдовства, создаваемый фламенко. Даже сегодня фильм остается очень современным.
 

02. «Главная улица» (Хуан Антонио Бардем, 1956)


02. «Главная улица» (Хуан Антонио Бардем, 1956)


«Главная улица» — большое кино, которое не только выдержало проверку временем, но и продолжает укреплять свою репутацию. Это мелодрама, повествующая о незамужней женщине и ее жизни в провинции. Я испытываю слабость к таким картинам. До десяти лет я жил в окружении одних только женщин, и многие из них были похожи на героиню «Главной улицы». Пожалуй, это и объясняет мою любовь к женским характерам. Поразительно, что авторам удается создать эффект эротизма без демонстрации наготы или сексуальных сцен. В испанском кино того времени, по моему мнению, больше не было фильмов, где мотив плотского желания звучал бы столь же отчетливо.
 

03. «Это случилось при свете дня» (Ладислао Вайда, 1958)


03. «Это случилось при свете дня» (Ладислао Вайда, 1958)


«Это случилось при свете дня» — редкий пример фильма, где результатом труда людей разных национальностей и талантов стало что-то по-настоящему прекрасное и очень личное.
 

04. «Палач» (Луис Гарсия Берланга, 1963)


04. «Палач» (Луис Гарсия Берланга, 1963)


Абсолютный шедевр и один из самых известных испанских фильмов в мире. Это социальная комедия, созданная под влиянием итальянского неореализма. Цензоры пропустили это кино, потому что были сбиты с толку его фабулой и не поняли настоящего смысла. Но более того, фильм тоже смотрится очень современно, и невозможно поверить, что снят он был в 1963 году.
 

05. «Тетя Тула» (Мигель Пикасо, 1964)


05. «Тетя Тула» (Мигель Пикасо, 1964)


Для меня и других режиссеров, которые делают кино об одиноких, но отважных женщинах, «Тетя Тула» Мигеля Пикасо остается непревзойденным образцом для подражания.
 

06. «Странное путешествие» (Фернандо Фернан Гомес, 1964)


06. «Странное путешествие» (Фернандо Фернан Гомес, 1964)


«Странное путешествие» — тоже «проклятый» шедевр Фернандо Фернана Гомеса, к которому цензоры даже и не знали, какие меры применить. Когда картину сняли, был 1964 год, страна взяла курс на модернизацию и развитие, основным мотором которого должен был стать туризм. Но в фильме Испания демонстрировалась не в самом приглядном виде, так что его выпустили лишь семь лет спустя. И с тех пор картина не перестает завоевывать поклонников. А Фернандо Фернан Гомес — воистину человек эпохи Возрождения: актер, режиссер, писатель, драматург. «Странное путешествие», пожалуй, можно назвать образцом испанского неореализма, где по сравнению с итальянским место сентиментальности занимает гротеск, черный юмор и сюрреализм.
 

07. «Мятный коктейль со льдом» (Карлос Саура, 1967)


07. «Мятный коктейль со льдом» (Карлос Саура, 1967)


Есть такие фильмы, особенности которых определяются посвящением. «Мятный коктейль» посвящен Луису Бунюэлю и открыто эксплуатирует бунюэлевское сюрреалистическое наследие.
 

08. «Дух улья» (Виктор Эрисе, 1973)


08. «Дух улья» (Виктор Эрисе, 1973)


«Дух улья» представляет собой совершенно противоположную сторону испанского кино по сравнению с «Палачом». Это лирическая сказка о мире детей, действие которой развивается в деревне в 1941 году, вскоре после окончания Гражданской войны. В кино почти нет звука, за счет чего пространство истории становится пространством живых мертвецов. К концу фильма мы вместе с авторами приходим к важной мысли, что страна, в которой мы жили, и страна, о которой нам рассказывали в школе и дома — были разными странами.
 

09. «Браконьеры» (Хосе Луис Борау, 1975)


09. «Браконьеры» (Хосе Луис Борау, 1975)


«Браконьеры» — это хронологически последний фильм, сделанный в эпоху Франко. Для того времени это кино казалось неслыханной дерзостью, и, очевидно, оно стало возможным лишь потому, что режим уже был очень слаб. Картина напоминает фреску Гойи, действие которой разворачивается в лесу, служащем своего рода метафорой испанского общества. Интересно, что фильм сочетает сразу два жанра, редко встречающихся в испанском кино: вестерн и нуар. Кроме того, авторы отдают дань уважения работам Луиса Бунюэля.
 

10. «Исступление» (Иван Сулуэта, 1979)


10. «Исступление» (Иван Сулуэта, 1979)


Хотя «Исступление» было снято всего через четыре года после «Браконьеров», создается ощущение, что действие происходит в совершенно другой Испании. Это ужасающая сказка о пути к самопознанию и самоуничтожению. Тогда это тоже был «проклятый» фильм, который никто не заметил, зато сейчас он признан абсолютной классикой.
 

11. «Юг» (Виктор Эрисе, 1983)


11. «Юг» (Виктор Эрисе, 1983)


Может ли быть так, чтобы одним из главных фильмов в истории испанского кино была незаконченная картина? Да, и это картина «Юг» Виктора Эрисе.
 

12. «Хамон, хамон» (Бигас Луна, 1992)


12. «Хамон, хамон» (Бигас Луна, 1992)


Этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради сцены, где Пенелопа Крус проходит перед мотоциклом Хавьера Бардема. А также из-за юмора — свежего, порочного и неиссякаемого.
 

13. «Дипломная работа» (Алехандро Аменабар, 1996)


13. «Дипломная работа» (Алехандро Аменабар, 1996)


Алехандро Аменабар дебютировал этим мастерским триллером о рынке «мокрого видео», записей реальных убийств, пыток и прочего снаффа.
 

14. «Белоснежка» (Пабло Берхер, 2014)


14. «Белоснежка» (Пабло Берхер, 2014)


Эксперимент Пабло Берхера с немым кино — как мне кажется, лучшее визуальное воплощение сказки братьев Гримм, рискованное, но блестяще исполненное.
 

15. «Волшебная девочка» (Карлос Вермут, 2014)


15. «Волшебная девочка» (Карлос Вермут, 2014)


Карлос Вермут — последнее значительное открытие испанского кино.

Источники: IndieWire, SBS.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Виктория Ибраева Москва
    Интересная подборка.Четыре фильма я смотрела, некоторые я добавила для обязательного просмотра. 
    Развернуть

    Смотрите также