7 режиссерских советов Ксавье Долана
1Чувствуй
На съемках фильма «И все же Лоранс» / Фото: Alliance VivaFilm
Когда вы планируете сцену, похожую на бал в фильме «И все же Лоранс», вам нужно хорошо продумать ее перед съемкой. Например, потому что у вас есть художник-постановщик, который будет задавать вопросы и ждать ваших указаний. Но окончательно решения по визуальному ряду, — движению, свету, — в действительности принимаются на площадке.. На это влияет ракурс чьего-то лица или пространство, наполненное артистами и актерами массовых сцен. В этот момент вы видите всю картину, и тогда-то и появляются идеи.
2Слушай
Сцена из фильма «И все же Лоранс»
Я большой любитель музыки, хорошей музыки. Неудивительно, что некоторые считают, что в моих фильмах музыки слишком много. И я даже не исключаю, что к концу фильма «И все же Лоранс» с этим действительно есть перебор. Но это ведь нормально для кино. Часто бывает, что я слушаю песню и думаю: «Она идеально подходит для картины». И я пишу сцены вокруг определенных песен. Музыка долгое время до появления звука была единственным голосом кино. То есть музыка органически увязана с кинематографом. Так что я не вижу причин сдерживать себя в этом плане.
3Смотри (другое кино)
«Титаник» пробудил во мне желание рассказывать истории. Он подтолкнул меня к тому, чтобы создавать героев, костюмы, к тому, чтобы иметь амбиции, думать о чем-то значительном и мечтать. И произошло это в очень сложный период моей жизни, когда я конфликтовал в школе, и мама была вынуждена отправить меня в школу-интернат. «Титаник» я посмотрел как раз перед этим. И посмотрел я его тогда тридцать пять раз.
4Помни о людях, с которыми работаешь
На съемках фильма «И все же Лоранс» / Фото: Alliance VivaFilm
Быть режиссером означает вот что. Вы задумываете фильм в коллективе людей, в сообществе. Вы работаете с людьми, но они не работают на вас. Просто смешно думать, что люди в кино могут работать на кого-то. Фраза «фильм, снятый таким-то режиссером» означает, что фильм снят коллективом, группой людей, с которыми режиссер консультируется, ищет совета, направления, и наоборот — другие люди ждут того же от режиссера. Мне нравится, как все происходило на «И все же Лоранс», потому что каждый департамент взаимодействовал и сливался с другими департаментами. И именно так оно и должно работать.
5Будь уверен в себе, но не слишком
Кадр из фильма «Воображаемая любовь» (2010) / Фото: Remstar Distribution
Важная вещь, которую я понял за время работы в кинобизнесе: тут крайне необходимо никогда не сомневаться в себе, но при этом постоянно подвергать сомнению свои идеи. В глазах окружающих сомнения в себе будут выглядеть как слабость, а значит, вас не будут воспринимать как лидера на съемочной площадке. В то же время, если вы чересчур самоуверенны и никогда не подвергаете сомнению свои идеи и действия, это тоже можно расценить как слабость, ведь это означает, что ваше эго для вас важнее, чем грамотный рассказ истории. Верьте в себя, верьте в свою историю, но не запрещайте себе сомневаться в своих идеях, потому что отсутствие такой способности говорит о недостатке ума.
Вы должны быть внимательны к людям, и вы должны слушать идеи других людей, потому что они, конечно, могут быть очень интересны. И вы должны уметь работать и с людьми, которые будут противостоять вашим идеям, и с людьми, которые будут вдохновлять вас. Но если вы сомневаетесь в себе, то это значит, что вы не тот человек, за которым другие люди будут следовать. Значит, вы не тот человек, который может передавать видение людям, видение, к которому люди будут добавлять свои идеи.
6Задай себе три вопроса
Трейлер фильма «Мамочка» (2014)
Во время съемок «Мамочки» я постоянно задавал себе три вопроса.
- Нужно ли нам это? (То есть, что этот кадр дает истории? нуждается ли история в нем?)
- Страдает ли герой?
- Как зритель должен на это реагировать?
Важно задавать себе эти вопросы, потому что необходимо изучать, что видит зритель. Мы же делаем кино не для самих себя, мы делаем кино, чтобы другие люди могли его посмотреть. Бывает, что все видят черное там, где мы видим белое, бывает, что все видят перебор там, где мы видим нехватку. Это интересный феномен. Из-за него нам нужно учиться и, — благо я сейчас это понял, — учиться задавать себе правильные вопросы, стараться понять, как зрители будут воспринимать фильм, как они будут его оценивать, как они будут себя чувствовать после вашего кино.
7Отдыхай
На съемках клипа Adele «Hello» / Фото: Shayne Laverdiere
У меня не бывает выходных. Летом я был на свадьбе у друга в Италии. У меня совершенно не было на это времени, потому что я занимался постпродакшном, но все-таки я сумел вырваться на три дня. Это были мои первые выходные за очень-очень долгое время, и я был очень-очень счастлив отвлечься на что-то, кроме работы. И я подумал: «Боже, я же не живу жизнью». То есть, конечно же, живу, но всегда находясь в жестких рамках расписания моих рабочих дел. Свой четвертый десяток я хотел бы провести иначе, чем третий, я хотел бы больше посвящать времени себе. Теперь-то я понимаю, насколько это важно, и я больше не хочу следовать кредо «на том свете выспишься».
Источник: American Cinematographer, CBC, Films School Rejects, Mentorless.
Обложка: режиссер Ксавье Долан / Zuma / TASS