Главная / Подборки / Надо видеть: любимые фильмы Романа Полански

Надо видеть: любимые фильмы Романа Полански

01. «Гамлет» (Лоуренс Оливье, 1948)

Сцена из фильма «Гамлет» (1948) 

Действие первых фильмов, которые по-настоящему произвели на меня впечатление, разворачивается в замкнутом пространстве или же в пространстве, близком к театральным декорациям. К примеру, это «Гамлет» с Лоуренсом Оливье.

02. «Выбывший из игры» (Кэрол Рид, 1947)

Сцены из фильма «Выбывший из игры» (1947)

Или мне близок «Выбывший из игры» Кэрола Рида. Одна из моих любимых картин, которая, как мне кажется, превосходит его более прославленного «Третьего человека».

03. «Приключения Робин Гуда» (Майкл Кертиц и Уильям Кили, 1938)

Сцена из фильма «Приключения Робин Гуда» (1938)

В любимых фильмах меня больше всего увлекают взаимоотношения между героями. Чем меньше героев, тем сложнее между ними можно создать отношения. В детстве, когда я ходил в кино, сцены с большим количеством персонажей ужасно меня раздражали. Помню, как мне нравились «Приключения Робин Гуда» с Эрролом Флинном. Я смотрел этот фильм раз десять. Но больше всего мне в нем нравились не батальные сцены между норманнами и саксами, а драка на дереве между Робином Гудом и не помню кем еще. Если я когда-нибудь буду делать фильм о революции, я не буду ставить сцены с массовкой. Я сконцентрируюсь на характерах, вроде Ленина или Робеспьера.

04-05. «Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957) и «Баллада о солдате» (Григорий Чухрай, 1959)


Сцена из фильма «Летят журавли» (1959)

«Когда я учился в Лодзинской киношколе, мы смотрели бесчисленное количество советских фильмов. Сначала это были монументальные монстры — как, например, «Падение Берлина». Потом появились такие изысканные потрясающие фильмы, как «Летят журавли» и «Баллада о солдате». Мы изучали их буквально по кадрам, анализировали манеру съемки, монтажа, крупные планы и новаторские технические приемы ваших (советских — прим. tvkinoradio.ru) режиссеров. Мы мечтали, что настанет день — и мы сами будем снимать, как они».

06. «Пепел и алмаз» (Анджей Вайда, 1958)

Сцена из фильма «Пепел и алмаз» (1958)

С Анджеем Вайдой я работал в качестве актера — не ассистента — и, думаю, я испытал его сильное влияние. Хотя Вайда мне близок и его работы мне нравятся, вряд ли кто-то возьмется утверждать, что я имитировал его. Мои картины довольно сильно отличаются, но все же могу назвать «Пепел и алмаз» своим любимым фильмом.

07. «Как быть любимой» (Войцех Хас, 1962)

Кадр из фильма «Как быть любимой» / Фото: Kamera
Кадр из фильма «Как быть любимой» / Фото: Kamera

Среди менее известных польских авторов я бы отметил Войцеха Хаса и его фильм «Как быть любимой».

08. «Особые приметы» (Ежи Сколимовский, 1965)

Кадр из фильма «Особые приметы» 1965 / Фото: Studio Filmowe «Kadr»
Кадр из фильма «Особые приметы» 1965 / Фото: Studio Filmowe «Kadr»

Польский фильм «Особые приметы» Ежи Сколимовского — это нечто экстраординарное. Когда смотришь его, буквально вдыхаешь бесцветную атмосферу Лодзи.

09. «На последнем дыхании» (Жан-Люк Годар, 1960)

Трейлер фильма «На последнем дыхании» (1960) 

Я свободен от влияния французской «новой волны», потому что режиссеры, которых к ней относят, наделали несметное количество невыносимых третьесортных фильмов. Но нельзя не признать, что это движение изменило само французское, да и все мировое кинопроизводство. И я чувствую, что фильмы, вроде «На последнем дыхании» — это произведения искусства.

10. «Стреляйте в пианиста» (Франсуа Трюффо, 1960)

Сцена из фильма «Стреляйте в пианиста» (1960)

Обратите внимание на «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо. Эта картина смешивает все возможные категории и нарушает правила. Для искушенной аудитории — это настоящее удовольствие. Но по той же причине эта картина, которую я лично просто обожаю, во Франции провалилась.

11. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)

Трейлер фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Я большой поклонник американского кино, режиссеров, вроде Орсона Уэллса.

12. «Куколка» (Элиа Казан, 1956)

Трейлер фильма «Куколка» (1956)

Или Элиа Казан, мне нравятся такие его фильмы, как «Куколка», «Лицо в толпе» или «Вива, Сапата!».

13. «Цирк» (Чарли Чаплин, 1928)

Трейлер фильма «Цирк» (1928)

Меня увлекают американские немые комедии, которые на назовешь особо бурлескными. На мой взгляд, фильмы Чарли Чаплина очень реалистичны. Посмотрите на его актеров — они выглядят так естественно.

14. «Зачем грустить?» (Фред С. НьюМейер и Сэм Тейлор, 1923)

Сцена из фильм «Зачем грустить?» (1923)

Работы Гарольда Ллойда по-настоящему гениальны. Например, сцена, где он, подобно альпинисту, взбирается на мужчину, который пытается вырвать себе зуб. Это что-то из разряда вещей, которые воображаешь себе в детстве. Настоящий человек взбирающийся на другого, которые выше его в два раза — фантастика же! Знаете, я редко смеюсь в кино. Если мне что-то нравится или кажется забавным, я смеюсь про себя. Но фильмы Гарольда Ллойда — это то, что заставляет меня разрываться от хохота.

15. «2001: Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)

Трейлер фильма «Космическая одиссея» (1968) 

Снять можно все, что угодно. Мне понравилось, как близко подошли к экранизации опыта ЛСД-трипа в известной сцене в фильме «2001: Космическая одиссея», в который я абсолютно влюблен.

Источники: Roman Polanski: Interviews, Андрей Плахов — «Режиссеры настоящего. Том 1: Визионеры и мегаломаны»


Обложка: Роман Полански на съемках фильма «Венера в мехах» (2013) / Lionsgate