Обзоры

15 фильмов 68-го Берлинского кинофестиваля: Уэс Андерсон, Герман-мл., Бекмамбетов и якуты

Вот-вот начнется очередной Берлинский кинофестиваль, так что самое время познакомиться с некоторыми многообещающими картинами смотра. Тем более что Россия в этом году представлена довольно разнообразно

  • 14 февраля
  • 1630
Павел Орлов

Фильм открытия


«Остров собак» (Уэс Андерсон; США-Германия)
 
Трейлер фильма «Остров собак» (2018)

Откроется Берлинале в этом году одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля. Уэс Андерсон четыре года после «Отеля “Гранд Будапешт”» трудился над своей второй лентой в технике stop-motion анимации. Действие мультфильма разворачивается в Японии будущего. Четвероногих друзей человека под предлогом «собачьего гриппа» изгоняют на остров, где животные поднимают нечто вроде восстания. Как всегда в проектах Уэса Андерсона, нас ждет первоклассный актерский состав: Брайан Крэнстон, Скарлетт Йоханссон, Грета Гервиг, Фрэнсис МакДорманд, Тильда Суинстон, Эдвард Нортон, Джефф Голдблюм, Харви Кейтель и, конечно же, талисман режиссера Билл Мюррей, а еще Йоко Оно. Так что смотреть картину явно стоит в оригинале с субтитрами. А еще необычно, что анимационному фильму присвоен рейтинг PG-13 в связи с наличием в нем насилия. И вот теперь интересно, как типичная андерсоновская пряничная милота будет сочетаться с жестокостью. 
 

Основной конкурс


«Довлатов» (Алексей Герман-младший; Россия-Польша-Сербия)
 
Трейлер фильма «Довлатов» (2018)

Россия возвращается в основной конкурс Берлинского фестиваля после двухлетнего отсутствия. Причем вновь, как и в 2015 году, с картиной Алексея Германа-младшего. Режиссер представит «Довлатова», посвященного нескольким дням жизни советской неформальной писательской среды на фоне Ленинграда 1971 года. Главную роль исполнил серб Милан Марич, а среди актеров, играющих других героев, — Данила Козловский, Елена Лядова, Светлана Ходченкова, Чулпан Хаматова, Антон Шагин и Артур Бесчастный в образе Иосифа Бродского. Интересно, что оператором картины выступает Лукаш Зал, номинант «Оскара» за польскую «Иду». Помнится, «Под электрическими облаками» получил «Медведя» именно за операторскую работу, так что велик шанс как на повторение награды, так и на главный приз. Ну, и добавим, что ждать фильм после фестиваля придется не долго — уже в начале марта он выходит в прокат. 

«Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» (Гас Ван Сент; США)
 
Трейлер фильма «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» (2018)

Гас Ван Сент вроде как реабилитируется после провального «Моря деревьев». Во всяком случае, его новый фильм уже побывал на «Сандэнсе», где его встретили очень благожелательно. Картина основана на реальных событиях — автобиографии мультипликатора-бунтаря Джона Каллахана. Из-за чрезмерного увлечения алкоголем он попал в автокатастрофу, которая приковала его к инвалидному креслу. Пить герой от этого не перестал, но зато занялся анимацией и, вопреки отчаянному положению, научился получать удовольствие от жизни. Подана история  в фирменной гасвансентовской манере с нелинейной драматургией и вообще запутанным повествованием. Главную роль исполнил Хоакин Феникс. Также в картине появляются Джек Блэк, Руни Мара, Удо Кир и неузнаваемый из-за двукратного похудения Джона Хилл.

«Девица» (Дэвид и Нэйтан Зеллнеры; США)
 
Трейлер фильма «Девица» (2018) 

Роберт Паттинсон продолжает отдаляться от романтического амплуа вампира из «Сумерек», благодаря спросу у режиссеров независимого кино. На сей раз его поместили в пространство нео-вестерна. Паттинсон играет мужчину, путешествующего вдоль западной границы США в поисках своей невесты в исполнении Мии Васиковской. Как и предполагает жанр — на пути героя встает множество препятствий. Режиссеры — братья Зеллнеры, привлекшие к себе внимание несколько лет назад изящной драмой «Кумико — охотница за сокровищами». 

«Моего брата зовут Роберт и он идиот» (Филип Гренинг; Германия-Франция)

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт и он идиот» (2018) / Фото: Philip Gröning Filmproduktion
Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт и он идиот» (2018) / Фото: Philip Gröning Filmproduktion

Если вы видели предыдущий фильм Филипа Гренинга «Жена полицейского», то эта работа вас или живо заинтересует, или сходу вызовет неприязнь, но равнодушным не оставит. Уж больно «Жена полицейского» специфическое кино. В новой картине автор, судя по всему, вновь въедливо вглядывается в обычную жизнь обычных людей. Близнецы, брат и сестра, находятся на пороге окончания школы и неизбежного взросления. Распространенная тема, но можно не сомневаться — Гренинг нашел к ней свой уникальный подход.  

«Ева» (Бенуа Жако; Франция-Бельгия)
 
Трейлер фильма «Ева» (2018) 

Трудно пройти мимо картины с Изабель Юппер в главной роли. После «Она» Пола Верховена актриса вновь примеряет образ femme fatale с загадочной судьбой. Теперь ею увлекается молодой писатель с внешностью Гаспара Ульеля. И для писателя это увлечение заканчивается трагически. В основе фильма — одноименный роман-триллер Джеймса Хедли Чейза, более полувека назад уже экранизировавшийся с Жанной Моро. 

«Время дьявола» (Лав Диас; Филиппины)
 
Трейлер фильма «Время дьявола» (2018) 

Филиппинца Лава Диаса считают одним из самых радикальных режиссеров современности. Хотя бы из-за экстремальной продолжительности его картин. Его «Колыбельная скорбной тайне», участвовавшая в основном конкурсе Берлина два года назад, длится восемь часов. «Время дьявола» — в два раза меньше, то есть, по меркам Диаса, — почти короткометражка. Режиссер продолжает разбираться со сложными вопросами филиппинской истории. И при этом экспериментирует с формой. Черно-белая картина заявлена как «рок-опера» и «антимюзикл» о деревне, терроризируемой солдатами в ходе гражданской войны. 

«Не прикасайся» (Адина Пинтилие; Румыния-Германия-Чехия-Болгария-Франция)

Кадр из фильма «Не прикасайся» (2018) / Фото: Manekino Film
Кадр из фильма «Не прикасайся» (2018) / Фото: Manekino Film

А это, судя по всему, не совсем фильм, а, скорее, эксперимент на стыке кино и перформанса или арт-проекта. Об этом говорит и то, что режиссером является румынский художник, и то, что работа поддержана рядом авторитетных арт-центров Европы. Автор расплывчато говорит о своей картине, как о попытке исследования на трех людях неожиданных проявлений любви и зоны интимного.  
 

Программа «Форум»


«День победы» (Сергей Лозница; Германия)

Кадр из фильма «День победы» (2018) / Фото: Imperativ Film
Кадр из фильма «День победы» (2018) / Фото: Imperativ Film

Сергей Лозница в амплуа документалиста продолжает развивать свою методику беспристрастного и беспощадного наблюдения за жизнью. Если два года назад в «Аустерлице» режиссер следил за современниками, посещающими бывшие нацистские концлагеря, то в «Дне победы» он располагает камеру в берлинском Трептов-парке 9 мая. Сюда стекаются празднующие, устраивая странный карнавал. Можно смело предположить, что за свою картину Лозницу в который раз объявят русофобом. 

«Сын» (Александр Абатуров; Россия-Франция)

Кадр из фильма «Сын» (2018) / Фото: Petit à petit productions
Кадр из фильма «Сын» (2018) / Фото: Petit à petit productions

Документальная картина о российской армии. К такой теме режиссера подтолкнула гибель двоюродного брата во время службы. Автор отправляется по его следам, восстанавливая тяжелый путь новобранца, проходящего учебку. Тоже интересно, как картина в дальнейшем будет воспринята в России. 
 

Программа «Панорама»


«Профиль» (Тимур Бекмамбетов; США-Великобритания-Кипр-Россия)

Кадр из фильма «Профиль» (2018) / Фото: Bazelevs
Кадр из фильма «Профиль» (2018) / Фото: Bazelevs

Тимур Бекмамбетов вот только что представил на «Сандэнсе» фильм «Поиск» в формате «лэптоп-кино», и уже участвует в Берлинале с картиной «Профиль», сделанной таким же способом. Причем если до этого Бекмамбетов только продюсировал такие проекты («Убрать из друзей», «Взломать блогеров»), то теперь он выступает и как режиссер. Зрителю предстоит наблюдать, как на экране компьютера разворачивается история британской журналистки, внедряющейся в систему пропаганды «Исламского государства». Постепенно женщина начинает испытывать к вербовщикам опасную симпатию. В главной роли — Валин Кэйн, многим запомнившаяся после «Изгой-один». 

«Человек, место, время и снова человек» (Ким Кидук; Южная Корея)

Кадр из фильма «Человек, место, время и снова человек» (2018) / Фото: Kim Ki-duk Film
Кадр из фильма «Человек, место, время и снова человек» (2018) / Фото: Kim Ki-duk Film

Ким Кидук с некоторых пор перестал быть «модным режиссером», и, видимо, поэтому решил обратиться к корням и назвать новый фильм в духе своей самой известной работы — «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Шутка, конечно, но мы надеемся, что картина будет столь же сильной и как-то повысит актуальность корейца. Действие разворачивается на потерпевшем бедствие военном корабле. Отрезанными от цивилизации оказываются очень разные люди, которые постепенно выстраивают в замкнутом пространстве жесткое патриархальное общество. Печальные выводы о человеческой природе напрашиваются сами собой. 
 

Вне конкурса


«Не в себе» («Безумная») (Стивен Содерберг; США)
 
Трейлер фильма «Не в себе» (2018)

Очередной проект неугомонного Стивена Содерберга, только недавно, казалось бы, выпустившего «Удачу Логана» и интерактивный сериал «Мозаика». Ключевая особенность «Не в себе» — фильм снят преимущественно на iPhone. Посвящен он истории женщины, оказавшейся в психиатрической лечебнице. При этом непонятно, происходящее — это суровая реальность или только плод фантазии героини. До проката ждать снова недолго — фильм выйдет в России в конце марта. 

«Ага» (Милко Лазаров; Болгария-Германия-Франция)
 
Трейлер фильма «Ага» (2018)

А вот это довольно необычный пример «русского следа». Режиссер, Милко Лазаров, родился и учился в Болгарии. Его так увлекла культура Якутии, что он снял в этих ледяных краях кино, причем на языке саха. Главные герои — немолодая пара, охотник Нанук (киноманы оценят) и его жена, уединенно живущие в тяжелых, но привычных для них условиях. Однажды выясняется, что супруга неизлечимо больна. По какой-то причине картина снята без участия компаний из России.
 

Специальные показы


«Пикник у Висячей скалы» (Лариса Кондрацки; Австралия) 

Кадр из сериала «Пикник у Висячей скалы» (2018) / Фото: FremantleMedia Australia
Кадр из сериала «Пикник у Висячей скалы» (2018) / Фото: FremantleMedia Australia

Сериалы на кинофестивалях давно стали привычным явлением, причем их секции становятся все больше и больше. Из многочисленных премьер выделим австралийскую 6-серийную драму «Пикник у висячей скалы», экранизацию готического романа Джоан Линдсей. В конце XIX века в колледже Мельбурна мистическим образом исчезают трое учениц. Главную роль исполняет Натали Дормер. В целом есть ощущение, что сериал придется по вкусу любителям психоделики.

Более подробно с программой 68-го Берлинского кинофестиваля можно ознакомиться на сайте.
 

Обложка: Richard Hubner / Berlinale 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 8068
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 6826
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6518
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3570
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 3126
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 2992
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее