
Мастер: Уэс Андерсон
Разбираем по полочкам, из чего состоит стиль автора «Отеля “Гранд Будапешт”», «Королевства полной луны» и «Бесподобного мистера Фокса»: идеальная симметрия, траекторная съемка, пиршество цвета и тонкий музыкальный вкус
- 23 апреля 2015
- 16538
- Павел Орлов
Симметрия
Основа основ визуального языка Уэса Андерсона — симметрия. Он часто выстраивает композицию, добиваясь максимального соответствия правой и левой сторон кадра. Одержимость симметрией можно связать с рядом причин. Во-первых, влиянием на Андерсона творчества Стэнли Кубрика, Питера Гринуэя и Уита Стиллмана, также предпочитающих гармонию и соразмерность пропорций композиции. Впрочем, помимо Кубрика тут, вероятно, не обошлось без искусства Древней Греции, Возрождения, классицизма и других эпох и стилей, ставивших следование принципу симметрии во главу угла. Ну и, конечно же, сыграло роль то, что Андерсон самоучка, без чьей-либо помощи выработавший принципы работы. К советам и урокам он всегда относился критично: «Я не ходил в киношколу, не оканчивал режиссерских курсов. Сам научился работать с камерой и актерами. Большинство советов, которые я слышал от преподавателей, такая чушь…» Во-вторых, именно симметричный способ организации пространства соответствует герметичной и условной вселенной андерсоновских историй. Наконец, в-третьих, симметрия отвечает индивидуальным представлениям режиссера об идеальной красоте: «Это не сознательные решения, это скорее нечто вроде почерка. Я это делаю именно так, а не иначе; иначе мне не нравится».
Траекторная съемка
Slow motion
Замедленное действие в кадре Андерсон использует не то чтобы часто (как правило, ближе к финалу), однако любопытна его трактовка этого приема. Если в большинстве случаев slow motion служит способом повысить градус эпичности или подчеркнуть романтику момента, то Андерсон балансирует где-то между этими крайностями, трактуя технику в ироничном или трагикомедийном ключе.
Верность пленке

Цветовая палитра
Съемка сверху
Фетишизм: костюмы, декорации, реквизит


В дизайне проявляется и такая черта Андерсона, как устремленность в прошлое. Режиссеру нравятся стили различных эпох XX века, которые он с детской легкостью и непосредственностью перемешивает в нечто пестрое, разношерстное, но единое. Даже привязка к конкретным датам, как к 30-м в «Отеле “Гранд Будапешт”» или 60-м в «Королевстве полной луны» не мешает эклектичному видению режиссера. «Время не властно над стилем», — как бы доказывает нам Андерсон. Но что интересно, по словам режиссера, кадр обрастает деталями спонтанно: «Меня всегда поражает, как все сложилось, ни один мой фильм не вышел таким, как я думал».
Шрифты

Еще один фетиш Андерсона — шрифты. Он придает огромное значение не только титрам (которых обычно много), но и различного рода надписям внутри кадра: вывескам, заголовкам книг и газет, обозначениям на остановках, названиям на транспорте, зданиях, коробочках и так далее. В шести из восьми картин (с «Бутылочной ракеты» до «Бесподобного мистера Фокса») Андерсон хранил верность шрифту Futura, созданному в 1920-х годах дизайнером Паулем Реннером под влиянием Баухауса и русского конструктивизма. В «Королевстве полной луны» режиссер отдал предпочтение рукописному шрифту, специально разработанному иллюстратором Джессикой Хиш. А в «Отеле “Гранд Будапешт”» Андерсон обратился к шрифту Archer, компании Hoefler & Frere-Jones, с 2001 года использующегося в кулинарном (что символично!) журнале Martha Stewart Living.
Герои и актерский состав


Герой Андерсона — это или ребенок, стремящийся стать взрослым или взрослый, остающийся ребенком. Неизменно или к первым, или ко вторым относятся трогательные лузеры и аутсайдеры, обаятельные сумасшедшие, покорители морей, отчаянные путешественники, незадачливые авантюристы, беглые любовники и прочие неисправимые романтики. Как справедливо замечает сам режиссер: «У меня есть подозрение, что любой персонаж моего фильма может войти в другой мой фильм, и это будет естественно и логично». Не зря большинство его картин, так или иначе, посвящено теме семьи. И также не случайно многие актеры сравнивают свое участие в съемках у Андерсона именно с каникулами в кругу родственников.
Комментарии
Спасибо :)