Практика

Тринадцать режиссерских советов Стивена Содерберга

В день своего юбилея Стивен Содерберг делится профессиональными правилами, которые могут особенно пригодиться, если вы снимаете малобюджетное кино: работа с актером, преимущества цифровых технологий и польза чужих фильмов

  • 14 января
  • 7454
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Исчерпайте весь интерес и двигайтесь дальше


Кадр из фильма «Че» (2008) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Че» (2008) / Фото: Warner Bros.

Работа в кино — это лучший способ узнать что-то новое. С каждым фильмом я полностью погружаюсь в его тему, исчерпывая ее без остатка. Например, после съемок «Заражения» я до сих пор самым тщательным образом мою руки, а после «Че» больше в жизни не притронусь к книгам и статьям о Че Геваре.
 

2Не обманывайте


Я терпеть не могу обман. Вернее так. Я допускаю обман, если нужно придумать, как убедительно выдать этот интерьер за интерьер, находящийся в Риме. Но я не люблю, когда что-то показывают не практическими способами, а с помощью монтажа или визуальных эффектов.
 

3Герои должны быть не симпатичными, а интересными

На съемках фильма «Информатор!» (2009) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Информатор!» (2009) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Информатор!» (2009) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Информатор!» (2009) / Фото: Warner Bros.

Вопрос, который возникает постоянно — будет ли мой герой вызывать симпатию у зрителя, сможет ли аудитория его полюбить. Но я не считаю, что это правильный вопрос. Например, в «Информаторе!» я вообще об этом не задумывался. Меня больше волновало, интересен ли герой или неинтересен, и если он неинтересен, то как его или сделать интересным, или же убрать.
 

4Придерживайтесь конкретики и дайте время своему кастинг-директору


Когда мы с Коулмэном Хью завершили аутлайн фильма «Пузырь», мы отправили нашего кастинг-директора Кармен Кубу в Паркерсберг с конкретным описанием необходимых нам героев. Она провела там несколько недель, гуляя, встречая людей, общаясь с ними. Когда кто-то подходил под описание, она приглашала этого человека для интервью на камеру. По этим получасовым интервью мы и набрали актеров. Кармен говорила с людьми об их жизни, вовсе не о фильме. Они просто рассказывали о себе, о своем опыте и тому подобном.
 

5Не репетируйте — выстраивайте отношения


На съемках фильма «Удача Логана» (2017) / Фото: WDSSPR
На съемках фильма «Удача Логана» (2017) / Фото: WDSSPR

Когда я встречаюсь с актерами, мы просто общаемся о том, как будем работать, что будет происходить на площадке. Накануне съемок мы устраиваем вечеринку, на которой желательно быть всем актерам и всей группе. Я уверен, что это очень важно. Я считаю, что перед большой совместной работой людям необходимо несколько часов, чтобы узнать друг друга, не чувствуя при этом давления производства. Потом ты выходишь на площадку со словами «Эй, Джон, как у тебя дела?».
 

6Снимайте в хронологическом порядке


Я стараюсь, насколько это возможно, снимать в хронологической последовательности и не давать актерам всей информации о сюжете. У них есть общее представление о проекте, они знакомы с аутлайном, но они не знают, что им предстоит в следующей сцене.
 

7Не мешайте актерам


Кадр из фильма «Нокаут» (2012) / Фото: Relativity Media
Кадр из фильма «Нокаут» (2012) / Фото: Relativity Media

Работая с актерами, я стараюсь убедиться, что с ними все в порядке и что они понимают задачу. После этого я предоставляю их самим себе и не вмешиваюсь в их работу.
 

8Не заставляйте непрофессиональных актеров учить реплики


Я стараюсь давать непрофессиональным актерам ощущение сцены и понимание того, о чем примерно я хотел, чтобы они говорили в кадре. Но делают они это уже так, как это видят именно они.
 

9Подстраивайте фильм под актеров, а не актеров под фильм


Я всегда стараюсь направить фильм в такое русло, чтобы он больше соответствовал актерам. Мне не нравится, когда актеру приходится говорить: «Я хочу, чтобы ты играл по-другому».
 

10Снимайте несколькими камерами

 
Трейлер фильма «Пузырь» (2006)

Фильм «Пузырь» мы снимали двумя, а в некоторых случаях тремя камерам. Мне не хотелось ставить точки, указывать актерам направление движения, потому что я чувствовал, что это будет их сковывать. И мы почти никогда не делали больше двух дублей, только если были какие-то технические проблемы.
 

11Работайте с естественным светом


С цифровыми камерами стало гораздо проще поймать необходимый момент. Если вам нужно какой-то определенный свет, вы просто можете снимать в то же время, в которое происходит действие в фильме. Это звучит очевидно, но раньше все было не так. Взять хотя бы режим. Если раньше вы могли снимать в режим только пятнадцать минут, то с цифровыми камерами у вас есть минут сорок, а то и больше.

На съемках фильма «Побочный эффект» (2013) / Фото: Open Road Films
На съемках фильма «Побочный эффект» (2013) / Фото: Open Road Films
 

12Не бойтесь менять идеи


Если фильм не складывается на монтаже, то есть вот действительно не получается, то обойтись небольшими изменениями уже не удастся. Я, во всяком случае, такого не видел. Обычно это означает, что вам нужно менять всю концепцию картины. Но будьте открыты для новой идеи.
 

13Учитесь на чужих фильмах. На хороших фильмах


Если вы проанализируете великий фильм, он научит вас тому, как создается кино. Отличный пример — «Китайский квартал». Конечно, учиться можно и на плохих фильмах, поскольку они показывают, как не надо делать, но лучше все-таки больше смотреть хорошее кино. Во всяком случае, меня плохие фильмы всегда очень расстраивают.
 
Трейлер фильма «Китайский квартал» (1974)

Источники: Extension 765, Film School Rejects, Indiewire, Mentorless.
 

Обложка: на съемках фильма «Че» (2008) / Warner Bros.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2491
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1866
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1575
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1553
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1410
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1402
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее