Обзоры

15 впечатляющих работ художников по гриму: от «Франкенштейна» до «Отеля “Гранд Будапешт”»

Наверняка вы не сразу признали в главном герое «Охотника на лис» Стива Карелла. А ведь это он собственной персоной. Вспоминаем другие невероятные изменения внешности актеров благодаря гриму

  • 2 февраля 2015
  • 4257
Павел Орлов

Стив Кэрелл — Джон ДюпонСтив Карелл в роли Джона Дюпона в фильме «Охотник на лис»  
 

01. «Призрак оперы» (Руперт Джулиан, 1925)

Актер: Лон Чейни

Художник по гриму: Лон Чейни


«Призрак оперы» (Руперт Джулиан, 1925)

Лона Чейни считают одним из первопроходцев в области грима для кино. Сыграв более чем в 150 картинах, актер заработал прозвище «Человек с тысячью лиц», поскольку от фильма к фильму его образы менялись до неузнаваемости. Решающее значение в этом, помимо актерского дарования, имел грим, который Чейни придумывал самостоятельно. Одна из самых знаменитых его ролей – центральный образ в фильме «Призрак оперы», для создания которого Чейни использовал зубные протезы, накладывал на глаза яичную мембрану, вставлял в нос металлические скобы и делал другие неприятные и даже болезненные вещи. Между прочим, полностью секрет этого грима не разгадан до сих пор. Зато ужасающий образ сохранился навсегда.


02. «Франкенштейн» (Джеймс Уэйл, 1931)

Актер: Борис Карлофф

Художник по гриму: Джек Пирс


«Франкенштейн» (Джеймс Уэйл, 1931)

 
Образ чудовища Франкенштейна из классического ужастика Universal оказался настолько удачным, что давно стал частью мировой поп-культуры. Не имея достаточного описания монстра в оригинальном романе Мэри Шелли художник по гриму Джек Пирс дал волю фантазии – добавил коже сероватый оттенок, сделал высокий лоб, сымитировал швы, увеличил надбровные дуги и вставил знаменитые болты в шею. На нанесение сложного грима ежедневно уходило 3,5 часа, и еще 1,5 – на снятие. Терпение игравшего чудовище Бориса Карлоффа было вознаграждено – роль стала самой известной в его обширной карьере.
 

03. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)

Актер: Орсон Уэллс

Художник по гриму: Морис Сайдерман


«Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)

«Гражданин Кейн», революционный в плане операторской работы, драматургии и режиссуры, примечателен и работой художника по гриму. Хотя современному зрителю грим Мориса Сайдермана может показаться слишком очевидным, трудно поспорить с тем, что его использование в картине позволило многократно расширить возможности исполняющего главную роль Орсона Уэллса. Всего лишь 26-летний актер предстает перед нами то зеленым юношей, то зрелым мужем, то глубоким старцем, и всегда остается сверхубедительным.


04. «Вечера на Хуторе близ Диканьки» (Александр Роу, 1961)

Актер: Георгий Милляр

Художник по гриму: Софья Филенова


«Вечера на Хуторе близ Диканьки» (Александр Роу, 1961)

 
В советском кино главным экспериментатором в области грима был Георгий Милляр, любимый актер сказочника Александра Роу, который создал целую галерею всевозможных чудищ. Один из самых запоминающихся образов Милляра – черт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Нос пятачком, накладные рожки и уши, соломообразные усы с бородой, ртутного цвета кожа – ни до, ни после нечистый не был столь обаятелен.


05. «Человек-слон» (Дэвид Линч, 1980)

Актер: Джон Херт

Художник по гриму: Уолли Шнайдерман


«Человек-слон» (Дэвид Линч, 1980)

 
Монструозный грим человека-слона примечателен тем, что не был вымышленным, а создавался на основе гипсового слепка с тела Джозефа Меррика, который страдал так называемым синдромом Протея, выражающемся в деформации костей и кожных покровов. Наложение грима, делавшего молодого Джона Херта абсолютно неузнаваемым, ежедневно занимало 12 (!) часов. Кстати, есть версия, что именно благодаря этому фильму Американская академия киноискусства ввела номинацию за лучший грим. Общественность была недовольна, что титаническую работу художника Кристофера Такера (дизайн и создание грима человека-слона), обошли вниманием, и академики решили впредь регулярно отмечать труд гримерного цеха.


06. «Бэтмен возвращается» (Тим Бёртон, 1992)

Актер: Дэнни ДеВито

Художник по гриму: Стэн Уинстон, Ве Нилл


«Бэтмен возвращается» (Тим Бёртон, 1992)

 
Одна из самых колоритных ролей в карьере Дэнни ДеВито – Пингвин во второй части дилогии Тима Бёртона о «Бэтмене». По признанию самого ДеВито именно грим позволил ему должным образом войти в гротескный злодейский образ, в целом не характерный для амплуа актера. Грим включал накладки на нос, брови и губу, подведение глаз, окрашивание кожи в ярко белый, а также создание эффекта искривленных зубов. Работа была отмечена номинацией «Оскара» и наградой премии «Сатурн».
 


07. «Гринч – похититель Рождества» (Рон Ховард; 2000)

Актер: Джим Керри

Художник по гриму: Рик Бейкер, Гейл Рйен


«Гринч – похититель Рождества» (Рон Ховард; 2000)

 
Еще один комик, благодаря гриму перевоплотившийся в злодея, – Джим Керри. Для исполнения роли вредного Гринча, ворующего главный праздник жителей сказочного городка, актер ежедневно высиживал по три часа, пока лицо ему покрывали накладками, окрашивали в зеленый цвет и наносили волосяной покров. Все это вкупе с желтыми линзами доставляло актеру неприятные ощущения, но уж за $20 млн гонорара можно было потерпеть. Картина была скептически встречена критиками и академиками, но не дать «Оскар» за грим не смогли.
 
 

08. «Люди Икс» (Брайан Сингер, 2000)

Актер: Ребекка Ромейн

Художник по гриму: Энн Броди и Гордон Смит


«Люди Икс» (Брайан Сингер, 2000)

 
Каждый из фильмов франшизы «Люди Икс» примечателен работой художников по гриму, но пластический грим Ребекки Ромейн для Мистик, созданный еще в самой первой части, пожалуй, до сих пор остается непревзойденным. На нанесение 110 фрагментов грима, закрывавших 60% тела актрисы, требовалось по 9 часов, при этом из-за использования особых материалов ей приходилось соблюдать определенную диету. По словам Ромейн, большую часть съемок она провела на площадке чуть ли не в одиночку, поскольку ее образ тщательно скрывался от остальных актеров. 


09. «Монстр» (Пэтти Дженкинс, 2003)

Актер: Шарлиз Терон

Художник по гриму: Тони Джи


«Монстр» (Пэтти Дженкинс, 2003)

 
Здесь особенность грима в том, что красавицу Шарлиз Терон превратили не в какое-нибудь фантастическое существо, а во вполне обычную, запущенную женщину из американской глубинки. Правда, только лишь усилиями художников обойтись не удалось – для довершения отталкивающего образа актрисе пришлось набрать 10 кг. Жертвы того стоили – Терон стала счастливой обладательницей «Оскара», «Золотого глобуса» и «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. 
 

10. «Страсти Христовы» (Мэл Гибсон, 2004)

Актер: Джеймс Кэвизел

Художник по гриму: Кейт Вандерлаан, Кристен Тинслей


«Страсти Христовы» (Мэл Гибсон, 2004)

 
Грим замученного Христа в картине Мэла Гибсона, пожалуй, можно назвать самым кровавым и натуралистичным в истории кино. Для того чтобы сделать Джеймса Кэвизела буквально куском мяса в сценах бичевания и распятия, актера гримировали по 7-10 часов. Смывать это приходилось еще часа 2, и так каждый день в течение почти двух месяцев. С гримом соседствовали реальные увечья – Кэвизела несколько раз случайно огрели бичом по-настоящему, а из-за многослойного грима тело покрылось болезненными волдырями. Вот такие вот страсти Христовы.
 

11. «Лабиринт Фавна» (Гильермо дель Торо, 2006)

Актер: Даг Джонс

Художник по гриму: Дэвид Марти, Монтсе Рибе


«Лабиринт Фавна» (Гильермо дель Торо, 2006)

Еще один большой любитель грима, Даг Джонс, в «Лабиринте Фавна» отличился дважды. С помощью сложного пластического грима (к тому же снабженного специальной системой, считывавшей мимику) и целого комплекта накладок актер сыграл Фавна и жуткого Бледного человека. Образ первого был вдохновлен природными элементами, вроде ветвей и коры деревьев, а второй – позаимствован из живописи Гойи и собственных кошмарных снов авторов. Богатую фантазию художников по гриму отметили соответствующим «Оскаром». 
 

12. «Загадочная история Бенджамина Баттона» (Дэвид Финчер, 2008)

Актер: Брэд Питт

Художник по гриму: Грег Кэнном


Бред Питт в роли Бенджамина Баттона / «Загадочная история Бенджамина Баттона» (Дэвид Финчер, 2008)

 
Картину, в которой Брэду Питту предстояло появиться на экране в десятке различных возрастов – от старика до младенца – делали с использованием широкого диапазона спецэффектов. В большинстве сцен применялся пластический грим, на разработку всех видов которого у художника Грега Кэннома ушло 18 месяцев. Тем не менее, в кадрах, где герой Питта предстает совсем старичком или наоборот слишком юным, пришлось использовать компьютерную графику на основе черт лица актера. В итоге работу и художника по гриму и супервайзеров VFX по достоинству оценили статуэтками «Оскара».
 

13. «Темный рыцарь» (Кристофер Нолан, 2008)

Актер: Хит Леджер

Художник по гриму: Джон Кэглион, Конор О’Салливан


Хит Леджер в роли Джокера / «Темный рыцарь» (Кристофер Нолан, 2008)

Ключевая роль в преждевременно оборвавшейся карьере Хита Леджера – Джокер из нолановского «Темного рыцаря». Переигрывая самого Джека Николсона, двумя десятилетиями ранее создавшего тот же образ в «Бэтмене» Тима Бертона, Леджер создал не одномерного персонажа комикса, а глубоко драматического героя. Грим при этом не задавал гротескную характеристику, как у Николсона, а наоборот следовал образу, подчеркивая внутренний надрыв. Составляли грим накладки на щеках и подбородке, помада и силикон для создания эффекта «вечной улыбки» и специальная белая краска. Источниками вдохновения художникам при этом служили фотографии реальных увечий и экспрессионистская живопись  Фрэнсиса Бэкона.
 

14. «Высоцкий. Спасибо, что живой» (Петр Буслов, 2011)

Актер: Сергей Безруков

Художник по гриму: Петр Горшенин


«Высоцкий. Спасибо, что живой» (Петр Буслов, 2011)

 
Байопик о Владимире Высоцком вызвал в свое время ожесточенный споры, главным из которых был: Безруков или не Безруков? Оказалось, конечно же, что он, но надо отдать должное художникам – заставили усомниться, сделав «наше все» едва узнаваемым. Над пластическим гримом трудилась команда Петра Горшенина, проделавшая даже по меркам мирового кино уникальную работу: грим не был стилизацией, а максимально точно воспроизводил внешность Высоцкого. Из-за сложности задачи только на подготовку ушло полгода, было проведено около десятка проб, создано несколько вариаций грима, а во время съемок, занявших около трех месяцев, на его нанесение уходило по пять часов. Целесообразность подобных усилий, впрочем, была подвергнута сомнению – нужно ли в историческом кино документально восстанавливать внешность героев, если при этом куда-то ускользает репрезентация их личности?
 
 

15. «Отель “Гранд Будапешт”» (Уэс Андерсон, 2014)

Актер: Тильда Суинтон

Художник по гриму: Фрэнсис Хэннон, Джули Дартнелл


«Отель “Гранд Будапешт”» (Уэс Андерсон, 2014)

 
Тильда Суинтон с ее андрогинной внешностью славится любовью к экстравагантным перевоплощениям, но в прошлогоднем «Отеле “Гранд Будапешт”» актриса превзошла саму себя. Художники по гриму сделали ее дряблой, вековой (но при этом любвеобильной) старушкой, из которой едва ли песок не сыпется. Состарить Суинтон на несколько десятков лет удавалось за пять часов.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Как отечественные кинематографисты заимствуют идеи у мирового кино

Тут недавно Гайдая обвинили в плагиате его знаменитой троицы и сюжета «Кавказской пленницы». Посмеявшись над этим «разоблачением», предлагаем вспомнить несколько более глобальных заимствований, совершенных отечественными кинематографистами у иностранных коллег

  • 4 ноября
  • 16128
Обзоры

Чем хуже, тем лучше: 10 ужасных фильмов, ставших классикой

Решили вспомнить те редкие, но яркие случаи, когда фильм оказывался плохим настолько, что со временем обретал статус классики. Разумеется, все ассоциации с «Матильдой» случайны

  • 6 ноября
  • 8147
Практика

8 советов, как монтировать материал, снятый с дрона

Простые способы сделать ваш проект визуально привлекательнее на постпродакшне

  • 7 ноября
  • 2994
Тенденция

«Дюнкерк» совершенно точно получит «Оскар» за лучший фильм. Или нет?

Фильм Кристофера Нолана — явный фаворит Американской киноакадемии в этом году. Но успех или неудача «Дюнкерка» повлияет не только на его авторов, но и на «Оскар» в целом

  • 5 ноября
  • 2822
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 2198
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 2053
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее