Главная / Профессия / 10 лучших операторов современности

10 лучших операторов современности

N.B. Под характеристикой «лучшие» мы подразумеваем операторов, которые, по нашей скромной оценке, сегодня делают наиболее значительный вклад в развитие киноязыка и в целом кинематографа как искусства. Делитесь в комментариях, кто вам близок из современных операторов, кого бы вы добавили в список или же убрали.

1Роджер Дикинс

Роджер Дикинс до недавнего времени являлся рекордсменом по числу номинаций на «Оскар» без побед (всего таковых набралось тринадцать). Отрадно, что это досадное недоразумение все-таки было исправлено — вот уже два года подряд Дикинс оказывается в числе триумфаторов церемонии.

В ходе продолжительной карьеры он стал регулярным соавтором братьев Коэн, Сэма Мэндеса, Дени Вильнева, а также работал с Мартином Скорсезе, Фрэнком Дарабонтом, Роном Ховардом и многими другими значительными режиссерами.

В Дикинсе ценят его универсальность. Он знает, как найти верное визуальное решение для черной комедии («Фарго»), нео-вестерна («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»), шпионского боевика («007: Координаты „Скайфолл“»), футуристической драмы («Бегущий по лезвию 2049»), а также анимации (был консультантом на «ВАЛЛ-И»). При этом почерк Дикинса, близкий к реалистической традиции, опознается моментально, но удивительным образом не конфликтует с почерком режиссера и конвенциями жанра, а наоборот работает с ними в союзе.

Дикинс — мастер драматического портрета, любитель силуэтов и сдержанной цветовой палитры. А кроме того — заядлый экспериментатор. Он часто использует приборы, созданные собственноручно, вроде подвесной кольцевой системы освещения на «Бегущем по лезвию 2049» или хитрого совмещения оптики в ленте «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».

Отдельного упоминания, конечно же, заслуживает «1917», где имитация однокадрового эффекта потребовала целый ряд нестандартных технических и творческих решений.

2Эммануэль Любецки

Эммануэль Любецки — тоже оскаровский рекордсмен, отличившийся тем, что признавался Киноакадемией лучшим оператором три года подряд. И действительно, «Гравитация», «Бердмэн» и «Выживший» демонстрируют разные грани мастерства и новаторства Любецки.

Ему по плечу съемка в «цифровом космосе», длинные кадры и работа в экстремальных природных условиях. При этом неизменным остается особый поэтический взгляд, умение погрузить зрителя в действие визуальными средствами и пристрастие к широкоугольной оптике и естественному свету. Не зря в свои соавторы Любецки часто выбирают Терренс Малик, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту, режиссеры для которых изображение является не вспомогательным иллюстративным элементом, а главным инструментом передачи эмоций и смыслов.

3Михаил Кричман

Михаил Кричман — поэт и одновременно философ киноизображения. Визуальному решению его картин свойственна холодноватая созерцательность, отстраненность, медитативность вместе со скрупулезной работой с формой, следование классическим законам изобразительного искусства. Он снял все фильмы Андрея Звягинцева, периодически работает с Алексеем Федорченко, иногда с зарубежными режиссерами.

Кричман отмечает, что стиль оператора не важен, поскольку первостепенно соответствие режиссерскому замыслу, но отметим, что в снятых им картинах часто встречается длиннокадровая техника, плавная динамика, сложные композиции с отражающими поверхностями и богатая символическая наполненность.

4Рэйчел Моррисон

Американская киноакадемия на протяжении всей истории обходила женщин в операторской номинации, однако Рэйчел Моррисон удалось нарушить эту «традицию». В 2018 году с фильмом «Ферма „Мадбаунд“» она стала первым оператором «в юбке», претендовавшей на награду. Но и без этого ее фильмография впечатляет.

В начале карьеры Моррисон стала звездой независимого кино и любимицей «Сандэнса» благодаря реалистичному документальному духу изображения таких картин как «Станция „Фрутвейл“» (эта лента, кстати, снималась на 16-мм пленку). А уже спустя несколько лет Моррисон работала над марвеловским комиксом «Черная Пантера», где ей визуальными средствами удалось совместить эпический масштаб и динамизм с камерностью и интимностью.

5Бенуа Деби

Бенуа Деби работает с крайностями: то пускается в художественную провокацию и эстетический бунт с Гаспаром Ноэ и Хармони Корином, то делает более спокойное и традиционное кино Вима Вендерса и Жака Одиара.

Его коньком можно назвать смелое использование цветного и неонового света и головокружительное, «невозможное» движение камеры в пространстве, наполняющее изображение трансцендентальной силой. «Вход в пустоту» — одна из самых ярких (в том числе в буквальном смысле) картин фильмографии Деби, да и вообще мирового кино.

6Кристофер Дойл

Кристофер Дойл — самобытный оператор, которому удалось в своем творчестве объединить западное и восточное видение. Он снимал картины корифеев американского авторского кино, вроде Гаса Ван Сента и Джима Джармуша, большие уся-экшны китайца Чжана Имоу, ленты самых разных представителей азиатского кинематографа. Но наиболее плодотворное сотрудничество сложилось с Вонгом Кар-Вайем.

«Чунгкингский экспресс», «Любовное настроение», «2046» — в этих лентах Дойл демонстрирует, что значит писать кино светом и цветом и как изображение способно передавать тончайшие нюансы чувств.

7Родриго Прието

Еще один оператор, не знающий жанровых, форматных, бюджетных ограничений — Родриго Прието. За двадцать лет в большом кино он снимал и авторские драмы («Сука-любовь»), и исторические блокбастеры («Александр»).

В числе режиссеров, чьи фильмы он снимал: Спайк Ли, Педро Альмодовар, Бен Аффлек, Мартин Скорсезе, Энг Ли. Среди его любимых инструментов можно назвать ручную камеру, стедикам, игру с бликами. Также стоит отметить интерес Прието к сочетанию разноформатных изображений — в рамках одного фильма он может совмещать разные камеры, оптику и пленку.

8Хойте Ван Хойтема

Хойте Ван Хойтема заменил Уолли Пфистера на посту постоянного оператора Кристофера Нолана. И ясно почему — Ван Хойтеме подчиняется масштаб, он способен создавать грандиозное изображение, подчеркивающее значимость, силу экранных событий, исполинский драматизм блокбастерного формата IMAX.

Но при этом Ван Хойтема не чужд и более камерных, тонких вещей — в его фильмографии присутствуют «Она» Спайка Джонса и неординарный шведский хоррор «Впусти меня». Особо стоит отметить мастерство Хойтемы в создании убедительного натуралистичного света и смелое обращение с цветом.

9Шон Прайс Уильямс

Шон Прайс Уильямс является едва ли не самым востребованным оператором американского независимого кино, постоянно работающим с Алексом Россом Перри и братьями Сэфди.

Уильямсу, оперирующему малыми средствами, удается вглядываться в человека, создавать кадры простые, но щемящие душу, углубляющие незатейливые, казалось бы, истории.

Характерная черта снятых им картин — обилие пронзительных крупных планов и чуть размытое зернистое изображение. О своем методе работы Уильямс подробно рассказывал нам в интервью.

10Юрген Юргес

Возможно, «Дау» со всей своей мегаломанией оказался проектом более интересным для обсуждений и споров, чем для просмотра. Однако, это не умаляет уникальной титанической операторской работы Юргена Юргеса, ветерана европейского кино, в послужном списке которого присутствуют фильмы Райнера Вернера Фассбиндера, Вима Вендерса и Михаэля Ханеке.

Ему удалось создать условия, при которых съемка стала возможной «когда угодно и где угодно» без большого количества оборудования, с минимумом искусственного света, в импровизационном формате, незаметно для непрофессиональных актеров, да еще и на 35-мм пленку. Дополнительной сложностью стала продолжительность съемок, занявших целых три года.

«Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля кажется заслуженной наградой труда Юргеса.

Еще по теме

Новая фабрика звезд участники
Участники «Новой Фабрики звёзд» на ТНТ
Телеканал ТНТ решил реанимировать некогда популярный проект, который подарил в...
Мерзлая земля где снимали
Где снимали сериал с Ходченковой “Мерзлая земля”?
Российский кинематограф вновь обращается к теме маньяков и серийных убийц,...
фильмы тарантино
Лучшие фильмы Квентина Тарантино
В мире кинематографа есть имена, которые ассоциируются с инновационностью, смелостью...
«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности
Решение снимать на локации именно там, где и разворачивались эти события, в Дюнкерке,...
15 фильмов фестиваля «ДОКер»
Конкурс полнометражного кино «В Калифорнии» (Шарль Редон, Франция) Дебютный полнометражный...
«Мы должны доказать киноиндустрии, что мы достойны заниматься профессией»: режиссеры-дебютанты делятся опытом
Опыт до дебютного фильма Федор Константинович (режиссер и автор сценария...
Аватар 3 дата выхода
Дата выхода третьей части «Аватара»: что известно
Франшиза «Аватар» один из самых успешных кинопроектов 21 века. Полюбившаяся...
Надо видеть: 10 любимых фильмов Юрия Арабова
Юрий Арабов, писатель, сценарист 1. «Слово» (Карл Теодор Дрейер, 1955) Попытка духовного...