20 режиссерских советов Спайка Джонса
2Будь готов к тому, что за хорошую идею могут уволить. Зато именно так можно найти своих людей, которые ничего не боятся.
3То, что я сейчас скажу, возможно, главное. Всегда когда я с друзьями делал что-то, что нас действительно увлекало или заставляло смеяться, и делал это не из-за денег или жажды славы, а просто ради собственного удовольствия, — это всегда приводило к успеху. Прекрасный пример — «Чудаки» (реалити-шоу, выходившее на MTV в 2000-2002 годах, — прим. tvkinoradio.ru). Мы рассчитывали максимум на восемь эпизодов и просто веселились, снимая их.
4Большую роль в кино играет случайность: кого ты встречаешь, как ты встречаешь, возможности, которые при этом появляются. Если бы мне понадобилось составить список людей, которые помогли мне делом, советом или возможностями, в него вошли бы сотни имен.
5Главное в работе со студиями — это честность и искренность в отношении того, что вы можете делать и что не можете. Если в сотрудничестве с людьми вы откровенны и не лжете, и они ведут себя так же, это очень помогает общему делу.
6В кино меня больше всего вдохновляет возможность делать нечто, что ты прежде никогда не делал и даже не знаешь, получится ли у тебя это. Другой источник вдохновения — сотрудничество с уникальными людьми.
7Только то, что тебя действительно волнует, только то, о чем ты чаще всего думаешь, должно быть тем, о чем ты пишешь.
8Когда я стал регулярно писать, я стал концентрироваться не на том, что я стараюсь сказать, а на том, какие чувства я при этом испытываю. Я писал о том, что меня беспокоило, что казалось забавным, что волновало, поражало, трогало, смущало. Важно писать именно об этих вещах. Тогда-то и происходит магия творчества.
9Главный вопрос, который ты должен себе задать, приступая к созданию чего-либо: способен ли я сделать это таким, чтобы увиденный чужими глазами результат мог бы вдохновить меня самого.
10Работая над фильмом, будь готов каждый день все переделывать. Каждый день все переизобретать. Создание фильма — это постоянные вопросы и вызовы и когда пишешь сценарий, и когда снимаешь, и когда монтируешь.
11Мы не знаем заранее, что получится в результате и получится ли вообще что-нибудь. Монтируя «Адаптацию», я порой говорил себе: «Ладно, может, фильм и провалится, но с достоинством».
12Если испытываешь трудность со сценарием, режиссурой, актерами, постановкой сцены, монтажом, всегда возвращайся к первому чувству, которое возникло у тебя в связи с идеей этого фильма. Просто задавай себе вопрос: «О чем эта сцена? О чем этот момент? О чем сам фильм?».
13Иногда бывает трудно определить собственный голос. Но на самом деле я не думаю, что в разработке своего голоса нужно доходить до того, чтобы совсем затихать и только прислушиваться. Уверен, что в идеях, которые вы писали или снимали в школе, уже был ваш голос.
14Ты можешь пытаться контролировать все: свет, актеров, работу камеры. Ты можешь с легкостью оперировать техническими терминами. Но все равно понять, что именно у тебя получилось, ты сможешь только после того, как все закончишь.
15Я мало что знаю про труд актера. Слышал только, что они не очень любят жаркие и тяжелые костюмы.
16Чтобы оставаться в своем творчестве спонтанным, нужно приложить очень много усилий.
17Все свои проекты я делаю на чьи-то деньги, будь то деньги студии или рекорд-лейбла. Кто-то платит за все это, и я это очень ценю. Но я никогда не иду на компромиссы.
18Я из тех людей, кому урезание бюджета лишь развязывает руки.
19Я всегда задаю себе вопрос: какую из эмоций фильма мы хотим заключить в промо-материалы? Мне необходимо, чтобы маркетинг вдохновлял меня и передавал суть фильма. Это важные вещи, и чтобы их решить, нужно работать над промо индивидуально с людьми, которых ты уважаешь.
20 Нельзя понять, как снимать кино, пока не снимешь его.
Источники: The Guardian, MentorLess, USC Cinematic Arts.
Обложка: Спайк Джонс на съемках фильма «Она» (2013) / Sam Zhu / Untitled Rick Howard Company