Практика

20 режиссерских советов Спайка Джонса

Спайку Джонсу, на счету которого фильмы «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация» и «Она», несколько оголтелых телешоу и десятки клипов, стукнуло полвека, в честь чего предлагаем взять на карандаш несколько его профессиональных принципов


1 Начинайте любое дело со слов: «А будет круто, если мы…»

На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Merrick Morton / Untitled Rick Howard Company
На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Merrick Morton / Untitled Rick Howard Company

2Будь готов к тому, что за хорошую идею могут уволить. Зато именно так можно найти своих людей, которые ничего не боятся.

3То, что я сейчас скажу, возможно, главное. Всегда когда я с друзьями делал что-то, что нас действительно увлекало или заставляло смеяться, и делал это не из-за денег или жажды славы, а просто ради собственного удовольствия, — это всегда приводило к успеху. Прекрасный пример — «Чудаки» (реалити-шоу, выходившее на MTV в 2000-2002 годах, — прим. tvkinoradio.ru). Мы рассчитывали максимум на восемь эпизодов и просто веселились, снимая их.

4Большую роль в кино играет случайность: кого ты встречаешь, как ты встречаешь, возможности, которые при этом появляются. Если бы мне понадобилось составить список людей, которые помогли мне делом, советом или возможностями, в него вошли бы сотни имен.

На съемках фильма «Там, где живут чудовища» (2009) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Там, где живут чудовища» (2009) / Фото: Warner Bros.

5Главное в работе со студиями — это честность и искренность в отношении того, что вы можете делать и что не можете. Если в сотрудничестве с людьми вы откровенны и не лжете, и они ведут себя так же, это очень помогает общему делу.

6В кино меня больше всего вдохновляет возможность делать нечто, что ты прежде никогда не делал и даже не знаешь, получится ли у тебя это. Другой источник вдохновения — сотрудничество с уникальными людьми.

7Только то, что тебя действительно волнует, только то, о чем ты чаще всего думаешь, должно быть тем, о чем ты пишешь.

На съемках фильма «Там, где живут чудовища» (2009) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Там, где живут чудовища» (2009) / Фото: Warner Bros.

8Когда я стал регулярно писать, я стал концентрироваться не на том, что я стараюсь сказать, а на том, какие чувства я при этом испытываю. Я писал о том, что меня беспокоило, что казалось забавным, что волновало, поражало, трогало, смущало. Важно писать именно об этих вещах. Тогда-то и происходит магия творчества.

9Главный вопрос, который ты должен себе задать, приступая к созданию чего-либо: способен ли я сделать это таким, чтобы увиденный чужими глазами результат мог бы вдохновить меня самого.

10Работая над фильмом, будь готов каждый день все переделывать. Каждый день все переизобретать. Создание фильма — это постоянные вопросы и вызовы и когда пишешь сценарий, и когда снимаешь, и когда монтируешь.

На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Untitled Rick Howard Company
На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Untitled Rick Howard Company

11Мы не знаем заранее, что получится в результате и получится ли вообще что-нибудь. Монтируя «Адаптацию», я порой говорил себе: «Ладно, может, фильм и провалится, но с достоинством».

12Если испытываешь трудность со сценарием, режиссурой, актерами, постановкой сцены, монтажом, всегда возвращайся к первому чувству, которое возникло у тебя в связи с идеей этого фильма. Просто задавай себе вопрос: «О чем эта сцена? О чем этот момент? О чем сам фильм?».

13Иногда бывает трудно определить собственный голос. Но на самом деле я не думаю, что в разработке своего голоса нужно доходить до того, чтобы совсем затихать и только прислушиваться. Уверен, что в идеях, которые вы писали или снимали в школе, уже был ваш голос.

На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Sam Zhu / Untitled Rick Howard Company
На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Sam Zhu / Untitled Rick Howard Company

14Ты можешь пытаться контролировать все: свет, актеров, работу камеры. Ты можешь с легкостью оперировать техническими терминами. Но все равно понять, что именно у тебя получилось, ты сможешь только после того, как все закончишь.

15Я мало что знаю про труд актера. Слышал только, что они не очень любят жаркие и тяжелые костюмы.

16Чтобы оставаться в своем творчестве спонтанным, нужно приложить очень много усилий.

17Все свои проекты я делаю на чьи-то деньги, будь то деньги студии или рекорд-лейбла. Кто-то платит за все это, и я это очень ценю. Но я никогда не иду на компромиссы.

На съемках тв-шоу «Чудаки 3D» (2010) / Фото: Paramount Pictures
На съемках тв-шоу «Чудаки 3D» (2010) / Фото: Paramount Pictures

18Я из тех людей, кому урезание бюджета лишь развязывает руки.

19Я всегда задаю себе вопрос: какую из эмоций фильма мы хотим заключить в промо-материалы? Мне необходимо, чтобы маркетинг вдохновлял меня и передавал суть фильма. Это важные вещи, и чтобы их решить, нужно работать над промо индивидуально с людьми, которых ты уважаешь.

20 Нельзя понять, как снимать кино, пока не снимешь его.

Источники: The Guardian, MentorLess, USC Cinematic Arts.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: Спайк Джонс на съемках фильма «Она» (2013) / Sam Zhu / Untitled Rick Howard Company

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 33034
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 5145
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3179
Слова

Дмитрий Носков: «Ответственно заявляю, что Ханс Циммер убил киномузыку»

Мы поговорили с композитором Дмитрием Носковым о разнице киномузыки для авторских и коммерческих фильмов, о том, чем Циммер отличается от Уильямса, развеяли несколько мифов и загадок и узнали, как овладеть профессией кинокомпозитора и остаться в ней

5 ноября 2140
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее