Практика

20 режиссерских советов Спайка Джонса

Спайку Джонсу, на счету которого фильмы «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация» и «Она», несколько оголтелых телешоу и десятки клипов, стукнуло полвека, в честь чего предлагаем взять на карандаш несколько его профессиональных принципов

1 Начинайте любое дело со слов: «А будет круто, если мы…»

На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Merrick Morton / Untitled Rick Howard Company
На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Merrick Morton / Untitled Rick Howard Company

2Будь готов к тому, что за хорошую идею могут уволить. Зато именно так можно найти своих людей, которые ничего не боятся.

3То, что я сейчас скажу, возможно, главное. Всегда когда я с друзьями делал что-то, что нас действительно увлекало или заставляло смеяться, и делал это не из-за денег или жажды славы, а просто ради собственного удовольствия, — это всегда приводило к успеху. Прекрасный пример — «Чудаки» (реалити-шоу, выходившее на MTV в 2000-2002 годах, — прим. tvkinoradio.ru). Мы рассчитывали максимум на восемь эпизодов и просто веселились, снимая их.

4Большую роль в кино играет случайность: кого ты встречаешь, как ты встречаешь, возможности, которые при этом появляются. Если бы мне понадобилось составить список людей, которые помогли мне делом, советом или возможностями, в него вошли бы сотни имен.

На съемках фильма «Там, где живут чудовища» (2009) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Там, где живут чудовища» (2009) / Фото: Warner Bros.

5Главное в работе со студиями — это честность и искренность в отношении того, что вы можете делать и что не можете. Если в сотрудничестве с людьми вы откровенны и не лжете, и они ведут себя так же, это очень помогает общему делу.

6В кино меня больше всего вдохновляет возможность делать нечто, что ты прежде никогда не делал и даже не знаешь, получится ли у тебя это. Другой источник вдохновения — сотрудничество с уникальными людьми.

7Только то, что тебя действительно волнует, только то, о чем ты чаще всего думаешь, должно быть тем, о чем ты пишешь.

На съемках фильма «Там, где живут чудовища» (2009) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Там, где живут чудовища» (2009) / Фото: Warner Bros.

8Когда я стал регулярно писать, я стал концентрироваться не на том, что я стараюсь сказать, а на том, какие чувства я при этом испытываю. Я писал о том, что меня беспокоило, что казалось забавным, что волновало, поражало, трогало, смущало. Важно писать именно об этих вещах. Тогда-то и происходит магия творчества.

9Главный вопрос, который ты должен себе задать, приступая к созданию чего-либо: способен ли я сделать это таким, чтобы увиденный чужими глазами результат мог бы вдохновить меня самого.

10Работая над фильмом, будь готов каждый день все переделывать. Каждый день все переизобретать. Создание фильма — это постоянные вопросы и вызовы и когда пишешь сценарий, и когда снимаешь, и когда монтируешь.

На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Untitled Rick Howard Company
На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Untitled Rick Howard Company

11Мы не знаем заранее, что получится в результате и получится ли вообще что-нибудь. Монтируя «Адаптацию», я порой говорил себе: «Ладно, может, фильм и провалится, но с достоинством».

12Если испытываешь трудность со сценарием, режиссурой, актерами, постановкой сцены, монтажом, всегда возвращайся к первому чувству, которое возникло у тебя в связи с идеей этого фильма. Просто задавай себе вопрос: «О чем эта сцена? О чем этот момент? О чем сам фильм?».

13Иногда бывает трудно определить собственный голос. Но на самом деле я не думаю, что в разработке своего голоса нужно доходить до того, чтобы совсем затихать и только прислушиваться. Уверен, что в идеях, которые вы писали или снимали в школе, уже был ваш голос.

На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Sam Zhu / Untitled Rick Howard Company
На съемках фильма «Она» (2013) / Фото: Sam Zhu / Untitled Rick Howard Company

14Ты можешь пытаться контролировать все: свет, актеров, работу камеры. Ты можешь с легкостью оперировать техническими терминами. Но все равно понять, что именно у тебя получилось, ты сможешь только после того, как все закончишь.

15Я мало что знаю про труд актера. Слышал только, что они не очень любят жаркие и тяжелые костюмы.

16Чтобы оставаться в своем творчестве спонтанным, нужно приложить очень много усилий.

17Все свои проекты я делаю на чьи-то деньги, будь то деньги студии или рекорд-лейбла. Кто-то платит за все это, и я это очень ценю. Но я никогда не иду на компромиссы.

На съемках тв-шоу «Чудаки 3D» (2010) / Фото: Paramount Pictures
На съемках тв-шоу «Чудаки 3D» (2010) / Фото: Paramount Pictures

18Я из тех людей, кому урезание бюджета лишь развязывает руки.

19Я всегда задаю себе вопрос: какую из эмоций фильма мы хотим заключить в промо-материалы? Мне необходимо, чтобы маркетинг вдохновлял меня и передавал суть фильма. Это важные вещи, и чтобы их решить, нужно работать над промо индивидуально с людьми, которых ты уважаешь.

20 Нельзя понять, как снимать кино, пока не снимешь его.

Источники: The Guardian, MentorLess, USC Cinematic Arts.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: Спайк Джонс на съемках фильма «Она» (2013) / Sam Zhu / Untitled Rick Howard Company

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 28945
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 16217
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 7717
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 6162
Практика

Россия vs США: звукорежиссеры у нас и у них

Артем Нужин, владелец звуковой компании T.I.M. Sound Company и звукорежиссер шоу «Последний герой», «Мастер Шеф» и «Каникулы в Мексике», рассказал, за что борются американские профсоюзы, чего никогда не будет делать звукорежиссер в Америке и чему стоит поучиться у российских специалистов

18 марта 3773
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 3717
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее