Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1653

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Фестиваль Turner Classic Movies прошел еще этой весной, но, пожалуй, самая любопытная речь, которая прозвучала на церемонии награждения, попала в сеть только недавно.

Мартин Скорсезе, лауреат первой премии имени Роберта Осборна (главного ведущего TCM), получил приз из рук своего давнего друга и творческого партнера Леонардо ДиКаприо, а после поговорил, насколько серьезно новые технологии облегчают жизнь как режиссеров, так и синефилов, и почему для следующих поколений в понимании современных работ так важен контекст.
 
Речь Мартина Скорсезе на церемонии вручения наград Turner Classic Movies Classic Film Festival

«Это большая честь — быть первым лауреатом премии, названной в честь Роберта Осборна. Хочу сказать, что я обожаю TCM и большой поклонник Роберта Осборна. Он понимал ценность кинематографа и осознавал, что фильмам все время грозит опасность. И опасность эта постоянно меняется.

В начале 80-х годов, когда я пытался поддержать производство более долговечной цветной кинопленки, кинематографу грозило пренебрежение. Интересные нам фильмы практически нигде нельзя было найти, а когда нам все-таки удавалось их посмотреть, оказывалось, что они просто в ужасном состоянии.

В 1990 году, когда мы основали The Film Foundation, нам все еще приходилось иметь дело с настоящей кинопленкой и негативами, целлулоидом. Студии вольготно обосновались в Голливуде, а архивы были где-то далеко, в других городах и даже штатах. Нам пришлось попытаться как-то объединить эти две составные части кинематографа. Что же их смогло объединить? Культура.

Мартин Скорсезе на съемках фильма «Злые улицы» (1973) / Фото: Warner Bros.
Мартин Скорсезе на съемках фильма «Злые улицы» (1973) / Фото: Warner Bros.

Какая-то единая идея, единый символ, отражающий, кто мы такие сейчас, кем были и кем становимся. Магия кино в том, что фильмы дают нам этот общий символ и идею, показывая его во времени и движении, кадр за кадром. Так можно ли не пытаться сохранить кинематограф для следующих поколений?

Сейчас студии сильно изменились и уже не те, что были в 1990-м году. Теперь мы больше не имеем дела с физическими копиями фильмов и негативами. Сейчас повсюду цифровые файлы. Поэтому проблемы и опасности у нас совершенно новые.

Во-первых, нужно сохранять цифровой материал, который производит новое поколение кинематографистов. Во-вторых, нас поджидает гораздо более сложная и коварная опасность — обесценивание кинематографа как такового. Его можно кратко выразить одним словом, которое стало таким распространенным в последнее время — контент. Все «подвижные изображения“ теперь сваливают в одну большую кучу.

Мартин Скорсезе на съемках фильма «Молчание» (2016) / Фото: Paramount Pictures
Мартин Скорсезе на съемках фильма «Молчание» (2016) / Фото: Paramount Pictures

Конечно же, у этого есть и положительная сторона. Вся история мирового кинематографа теперь доступна везде и сразу, и это невероятно. Раньше, в 60-х и 70-х мы с моими друзьями и приятелями, которые занимались кино, могли только мечтать о том, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм в хорошем качестве там, где нам удобно, и когда нам удобно. Сейчас это стало реальностью: кино доступно на ноутбуках, планшетах, телефонах, даже часах.

Нам бы не хотелось, чтобы люди смотрели кино на маленьких экранах, но они все равно его смотрят именно так. И, как следствие, могут просто выключить один фильм и спокойно перейти к другому „контенту“.

Подумайте о молодом поколении. Его может увлечь сама идея, магия кино, но, не осознав, в чем именно его главная ценность, они могут упустить главную его суть. В XXI веке один из главных видов искусств потерял свою значимость и превратился в контент.

На съемках фильма «Хранитель времени» (2011) / Фото: Jaap Buitendijk / GK Films
На съемках фильма «Хранитель времени» (2011) / Фото: Jaap Buitendijk / GK Films

Как с этим бороться? Необходимо объединиться и подчеркнуть истинную важность кинематографа. В этом должны участвовать все мы, кто любит кино и через эту любовь познал его ценность. Мы смотрели и пересматривали множество прекрасных фильмов, убеждали студии, что наследие кинематографа стоит сохранить для будущих поколений.

Те, кто смотрит кино на большом экране, уже идет против обесценивания кино. Поддерживайте все подобные стремления. Берите с собой знакомых, друзей, детей. Если вы придете в кинотеатр и купите билет, вы сможете достучаться до людей, обладающих правами на фильмы, убедить их относиться к кинематографу с должным уважением и вниманием.

Все зависит от нас с вами, поклонников кинематографа. Спасибо».

Источник: nofilmschool
 

Обложка: Мартин Скорсезе на съемках сериала «Подпольная империя» / HBO


Комментарии

Комментариев: 1
Комментарий удален

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3826
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 3039
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2996
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2699
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1759
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1742
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее