Главная / Практика / Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

— С каким опытом вы подошли к съемкам интерактивного веб-сериала?

Виктор Кравченко (сооснователь студии «Дикий Digital», режиссер и автор сценария «Digital Доктор»): Практически с нулевым. Да, за плечами у нас был годовой опыт студии по созданию веб-сериалов, продакшн, занимающийся рекламой, годы в digital-маркетинге, большой путь в КВН и несколько законченных киношкол, но все это оказалось вдруг не особо применимо, когда речь пошла про создание платной для пользователей интерактивной платформы с полноценным сериалом. Интерактив и игры, вшитые в сериал — такого раньше мы не делали.

Трейлер фильма «Дикий Digital» (2019)

— На ваш взгляд, насколько необходимо профессиональное кинообразование для запуска собственного проекта?

Виктор Кравченко: Я закончил курс школы Александра Митты. На первом же занятии Александр сказал: «Не тратьте пять лет на обучение, вам хватит месяца, а дальше просто идите и снимайте! Как это делать — я написал в книге». Вообще, он действительно все написал, так что ты можешь потратить 600 тысяч рублей на 2 года обучения, а можешь за те же деньги снять свой веб-сериал и тоже многому научишься. Плюс у тебя еще останется бюджет на дистрибуцию.

Виктория Кравченко (сооснователь студии «Дикий Digital», продюсер «Digital Доктор»): Небольшие киношколы помогают вдохновиться. Но у нас с этим проблем никогда не было. Так что нам удалось инвестировать деньги в обучение практикой — короткометражки и веб-сериалы на нашем YouTube-канале Дикий Digital — это по факту хронология нашего развития. Мы выбрали такой путь и сейчас зарабатываем с рекламных проектов и инвестируем заработанное в свои истории, чтобы расти дальше.

— С чего начался проект «Digital Доктор» и что вы делали на этапе подготовки?

Виктор Кравченко: История родилась спонтанно. У нашей подруги есть младшая сестра. Ей лет семь и она постоянно снимает безумные видео в Instagram.

Виктория Кравченко: Она монтажер и CG-супервайзер покруче многих.

Виктор Кравченко: Как-то после просмотра очередного ее видео с кучей стикеров, гифок и миллиона срезок со спецэффектами мы посмеялись: «А что если бы все эти артефакты остались в реальной жизни? Что если ребенок, заигравшийся в digital-эффектах, заражается и начинает видеть мир иначе?». Мы стали быстро разгонять идею digital-болезней. Наштурмили десяток интересных форм таких заболеваний и за полтора месяца написали сценарий первой серии. Тогда же стало понятно, что такая история должна быть интерактивной. Нам хотелось объединить реализм и фантастику. Мы много читали и смотрели как научпоп про устройство компьютеров, так и книги про нейрохирургию. Отсюда и появился герой — Digital Доктор, лечащий всю digital-дрянь, и один из злодеев — реалистичный маньяк-нейрохирург.

Виктория Кравченко: Чтобы быстро проверить историю и понять, «зайдет» ли она людям, мы решили отрисовать ее в комиксе и презентовать на Comic-Con. Как мы поняли, что это работает? Когда увидели, что на огромной выставке среди десятков стендов люди одновременно с толстенной книгой Marvel берут наш тоненький неизвестный комикс, потому что «О, прикольный заход» или «Слоган на обложке зацепил» или «Давно не видел новых историй», к тому же еще и платят за него 100 рублей. Честно, это была магия. После этого невозможно было не снять сериал.

Виктор Кравченко: До съемки мы общались с несколькими онлайн-кинотеатрами, с инвест-компаниями, которым нравился проект. Но всех пугал этап разработки. Слово «интерактив» вроде привлекало, но никто не понимал, как мы это сделаем и что это будет. Тогда, кстати, еще не вышла интерактивная серия «Черного зеркала». Так что в какой-то момент мы просто перестали рассказывать кому-либо про «Доктора», казалось, что время уже поджимает, поэтому мы решили вложиться и сделать проект сами.

— Какие у вас были референсы в плане истории и в плане подхода к интерактиву?

Виктор Кравченко: С точки зрения референсов истории и героев, мы вдохновлялись «Доктором Хаусом», «Стражами Галактики», фильмами про Тони Старка и Хэнкока. В «Первому игроку приготовиться» подсматривали какие-то графические решения. Это все были для нас опоры, которые позволяли понять, что мы идем в правильном направлении. А вот по интерактиву мы почти ни на что не опирались. Потому что те же проекты Netflix или LateShift (интерактивный фильм «Ночная игра», — прим. tvkinoradio.ru) — полностью про выбор сюжета, мы же не хотели зацикливаться только на нем.

— То есть вы хотели найти новое решение для интерактива?

Виктор Кравченко: Нам просто давно хотелось найти форму, которая бы позволила по-новому рассказывать истории. Мы стали думать об интерактивной механике, но при этом мы не хотели делать стандартную опцию выбора сюжета. Хотелось чего-то другого.

На меня повлияли игрушки вроде Spider-Man и Red Dead Redemption 2, которые недавно вышли на PlayStation. Мне очень понравилось сочетание огромного киношного мира и простых механик, которые так хорошо встроены в сюжет. Зачастую там ты не решаешь что-то, а просто помогаешь герою.

В нашем сериале мы в итоге придерживались такой концепции — есть строгий съемочный материал, но при этом мы заставляем зрителя поверить, что через игры он реально помогает герою.

Виктория Кравченко: Отсюда было много заморочек как с дизайном самих игр, так и с их расположением по ходу сюжета. По факту первую версию «Доктора» мы сделали еще в январе, но затем пришлось многое переделать: перемонтировать, переписать некоторые игрушки, убрать неподходящие, поменять копирайты. Тогда же мы придумали персонажа, который сопровождает зрителя. Это персонаж между Доктором и зрителем — ДокБот. Он как бы вовлекает зрителя в свой мир и объясняет его. Персонаж этот был необходим, потому что многие зрители, нажимая старт, просто не понимали, что происходит — надо играть или смотреть.

— На ваш взгляд, какое будущее у интерактива в кино и сериалах?

Виктор Кравченко: Проекты вроде Red Dead Redemption 2 отлично сращивают индустрию кино и игр, их создатели — мегаопытные ребята, они умеют правильно держать этот баланс. У нас же где-то есть хорошие находки, а где-то мы явно пока не докрутили. Но мне кажется, что тема интерактивных сериалов — это не будущее, это настоящее. У того же Netflix таких проектов наверняка целый поток в разработке. Думаю, это должно стать еще одной формой контента — кто-то хочет смотреть сериал пассивно, а кто-то активно, играя в него.

Виктория Кравченко: Интерактив шире, чем просто выбор сюжета — это любая форма взаимодействия со зрителем. Мы думаем, куда развивать это дальше. Как вариант, пользователь может смотреть одну из серий в VR, если обосновать это сюжетом, или может выбирать персонажа, от лица которого следить за историей. Еще нам нравится фишка, которую мы подметили в играх, и использовали у себя в сериале — речь о коллекциях. По ходу просмотра у зрителя пополняется коллекция героев и гаджетов, благодаря чему он глубже изучает мир.

Еще интересная форма интерактива в нашем представлении — это продолжение сериала в Instagram, где у главного героя есть свой аккаунт, который ведется от его имени. У нашего Доктора есть свой профиль, и он ведется полностью в комиксном стиле. Мы видим, как это работает — для пользователя происходит размытие границ сериала — непонятно, где и когда история заканчивается.

— Кстати о Докторе. Как в проект попал Данила Якушев, и как вообще известные актеры реагируют на предложения сняться в интернет-проектах?

Виктор Кравченко: Даню мы нашли очень быстро. Он похож на нашего героя, а кроме того он быстро схватил тему, он же участвовал в «Майоре Громе». Так что тема с веб-проектами ему знакома. Остальные актеры шли за историей. Мы скидывали сценарий, рассказывали о реализации и, видимо, это цепляло. В проекте в итоге поучаствовали ровно те, кого мы и хотели. В целом актеры чувствуют, что веб-сериал это новый и интересный формат.

— Как проходили съемки?

Виктория Кравченко: Всего на данный момент мы сняли четыре небольших эпизода. На это нам потребовалось около четырех смен. Съемки планировалось провести летом 2018 года, но в итоге они съехали на конец октября. В основном это произошло из-за того, что мы недооценили объем художки, которую нужно было сделать. Мы придумали очень много деталей: гаджеты героя, его тачку и логово. В итоге, когда переносить еще дальше уже не было возможности, и мы начали снимать, сыпалось просто все: дубль — отвалился провод от батареи — починили, дубль — теперь развалилась сама батарея — починили. Это было невыносимо. Причина простая — катастрофически маленький бюджет для такого проекта. Но больше у нас не было. Поэтому мы просто верили, что в итоге все будет выглядеть ровно так, как мы и задумали.

Виктор Кравченко: Помогло то, что у нас было много репетиций. Все решения по актерской части мы нашли и обсудили заранее, поэтому на съемках оставалось только воспроизводить отточенные моменты.

— Для относительно небольшого проекта «Digital Докторе» очень много графики. Как вы работали над ней?

Виктория Кравченко: Графики много, так как в мире, который мы создали, без нее никак. Мы понимали это с самого начала. Поэтому подбирали CG-команду, которой в первую очередь понравится история, важно было, чтобы ребята сами кайфовали от того, что делают. Ну и да, вечная сложность — уложиться в сроки и бюджеты.

Виктор Кравченко: Наверное, одним из самых сложных моментов по сращиванию сериала и игры был тот, где пиксельная пыль бежит по проводу, а ты ей «управляешь» — нажимая на клавиатуру, ускоряешь/замедляешь ее движение. Когда мы снимали этот кадр, мы не знали, как именно будет выглядеть интерактив, поэтому просто быстро проехались камерой по проводу. А если бы мы знали, конечно, сняли бы его с идеальным фокусом и нужной скоростью.

— В какой бюджет уместился проект и удается ли окупить затраты?

Виктор Кравченко: Могу примерно сориентировать, мы потратили около четырех миллионов. Графика оказалась самой дорогой строкой сметы. Правда, это с учетом того, что сначала мы потратились на одну команду, а затем все переделывали с другой, так как результат работы с первой нас не устроил. На окупаемость пока проект не вышел, но мы в процессе.

Виктория Кравченко: У нас хорошие показатели по конверсии в покупки — от 0,8% до 2,4% в зависимости от цен и пользовательского пути. Если бы мы делали подписочный сервис, проект окупился бы значительно быстрее. Допустим, было бы не четыре серии, а восемь, и мы выкладывали бы их поступательно — раз в неделю, то это была бы абсолютно другая картина. Но, к сожалению, на старте у нас не было денег на съемку большего количества контента. Думаю, по итогу дистрибуции мы выйдем в ноль. И это круто для первого большого проекта инди-студии. Сейчас для нас важнее заявить о себе и найти партнерства, познакомиться с индустрией, найти людей, с которыми продолжать работу по нашим сериалам.

Виктор Кравченко: Возможно, мы найдем партнера в виде онлайн-кинотеатра, который выступит дистрибьютором этой истории. Представьте, сейчас мы небольшой командой придумываем, пишем, снимаем сериалы и ищем платящую за контент аудиторию своими силами. Если к этому потоку энергии добавить большую платформу, может получится что-то очень крутое.

— Тогда как вы сейчас находите аудиторию, и многие ли оказываются готовы платить за контент?

Виктория Кравченко: Когда мы решили идти по пути платного контента, главный вопрос был: «А в России люди вообще платят?!». Моментами казалось, что мы сейчас все сделаем, а платить никто не станет, просто потому что тратить деньги на контент у нас не принято. Но выкатив сериал на платформу www.digital-doctor.space, мы увидели, что люди покупают. Сразу стал понятен потенциал, и, хотя изначально мы не строили этот проект как бизнес, а хотели получить кейс и развитие, стало ясно, что это может и должно быть бизнесом.

Виктор Кравченко: Тут как раз помог наш маркетинговый бэкграунд. Мы искали разные пользовательские пути. Например, сначала мы предлагали зрителям платить буквально сразу после просмотра трейлера, потом — после первого эпизода, потом — после двух. Оказалось, что лучше всего работает именно последний вариант, аудитория серьезно погружается в историю, и только потом ты предлагаешь заплатить. Какой-то период мы тестировали и разные суммы платежей. И, внимание, мы даже делали свободный платеж от одного рубля до бесконечности — можно было заплатить столько, сколько считаешь нужным. В этом случае средний чек за время теста получился 38-40 рублей: забавный поток рублевых платежей, а между ними падали 200, 500, 1000, 50 рублей. Но самым лучшим по конверсии оказался вариант с минимальным платежом в 100 рублей за просмотр. Хочешь — поддержи и заплати больше, хочешь — смотри за 100.

— Исходя из опыта «Digital Доктора», какой совет вы бы дали другим кинематографистам, желающим снять свой веб-сериал?

Виктория Кравченко: Нужно очень четко понимать, зачем ты это снимаешь. Я снимаю, чтобы заявить о себе, или я снимаю, чтобы это продать кому-то — задайте сразу себе вопрос «А кому?». Или я снимаю, чтобы творчески реализоваться и готов потратить деньги, не пожалев. Это важно понимать сразу на старте, чтобы потом не удивляться, что результат проекта получится каким-то не таким. Короче, если хочешь снять веб-сериал — пойми для чего, а потом делай.

Виктор Кравченко: Я бы дал такой совет — придумай историю, героев, то, как они существуют, меняются. Напиши все это. А потом возьми книжку типа Митты или Ландау, и поменяй все, что у тебя написано. Еще смело пишите актерам. Многие идут на коммуникацию, даже через Direct в Instagram. И да, считать бюджет — вот это очень важно. Считать бюджет и закладывать от него процентов двадцать на то, что все пойдет не совсем так, как ты планировал.

Виктория Кравченко: Я не верю, что в интернете что-то может «взлетать» совсем уж случайно. Скорее всего, в реальности за миллионом просмотров стоит маркетинговый бюджет. Отсюда и совет — закладывать бюджет на маркетинг, в идеале 30% от общего бюджета. Ну а если сериал «взлетит» сам, то вау-класс, у вас останется целых 30%, чтобы снять еще серию.


Обложка: кадр из комикса «Digital Доктор» (2019) / «Дикий Digital»

Еще по теме

5 причин снимать свой веб-сериал
Кинофестиваль в Остине считается мероприятием в первую очередь для сценаристов....
Топ Ган Мэверик отзывы
Лучший со времен “Безумного Макса”: что пишут о “Топ Ган: Мэверик” критики
Пресса, критики и зрители тепло приняли сиквел боевика 1986 года...
фильм где жена утопила детей
Как называется фильм, где жена героя Ди Каприо утопила детей?
Два маршала прибывают на остров, где находится тюрьма для душевнобольных...
Естественная луна при дневном свете: как снимать «сказочную» ночь в пустыне
Знакомая многим ситуация: режиссер хочет снимать экстерьерную сцену ночью и...
Аниме по манге
10 культовых аниме, снятых по манге
В мире аниме существует множество замечательных адаптаций манги, которые позволяют...
фильмы похожие на Голодные игры
12 фильмов и сериалов, похожих на «Голодные игры»
Люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации, они вынуждены бороться за выживание...
Что называют эффектом Кулешова и как он применяется в монтаже
На заре развития кинематографа монтаж выполнял исключительно утилитарные функции. Ключевым...
иди и смотри 1985 отзывы
За 3 дня из ребенка в старики: отзывы о фильме “Иди и смотри” (1985)
В Советском Союзе особое внимание уделяли фильмам о ВОВ. Это...