Главная / Практика / Эйджи Цубурайя и его «Годзилла»

Эйджи Цубурайя и его «Годзилла»

Начало легенды

«Отец японских спецэффектов» Эйджи (Эйдзи) Цубурайа родился 10 июля 1901 года в городке Сукагава, в двухстах километрах к северо-востоку от Токио. Но несколько официальных источников указывают на 7 июля. Для японцев это счастливая дата древнего фестиваля Танабата, в который дети желают себе творческие таланты. При рождении мальчику было дано имя Еичи, что по-японски значит «первый сын».
 

Произношение имени Эйджи Цубурайа

Семья Цубурайи была благородной и носила титул шоуйя (аналог сквайров в Англии), а также владела эксклюзивной и очень дорогой лицензией на владение оптовым магазином. Они продавали саке, соевый соус и мисо, а также товары, производимые местными фермерами. Этот магазин просуществовал до 70-х годов прошлого века.

Сеи, мать Цубурайи, неожиданно умерла, когда ему было всего три года, а отец Исаму отправился в Китай строить бизнес. Но это не значит, что Эйджи был брошен на произвол судьбы. Материнскую любовь ему дарила бабушка Нацу, матриарх семейства, а отцовскую — дядя Ичиро. Правда, разница в возрасте между Еичи и Ичиро была небольшая, поэтому их взаимоотношения больше походили на братские.

Поскольку имя Еичи в японской семье было «забронировано» за первым ребенком мужского пола, а старшим мальчиком теперь был Ичиро, Еичи дали прозвище Эйджи («второй сын»), и оно прилипло.
 

О Эйджи Цубурайа

В школе Эйджи открыл в себе талант рисовальщика и живописца. Он был мечтателем, но также отлично справлялся с точными науками и вообще любил учиться. Когда ему было 9 лет, в Японии провели первый успешный полет биплана и моноплана. Это событие вдохновило его на создание модели самолета. Эту страсть к моделестроению он сохранил на всю жизнь. Год спустя Эйджи побывал на своем первом киносеансе, и это пробудило в нем интерес к кинематографу. В одном из интервью он рассказывал, что купил игрушечный кинопроектор, резал рулоны бумаги в виде кинопленки и рисовал на ней кадры, чтобы потом просматривать их на своей игрушке. Однако сын Цубурайи Акира позже говорил, что такая игрушка вряд ли существовала в те времена. Впрочем, жизнь Эйджи содержит множество историй, правдивость которых не подтверждена.

После школы Цубурайя поступил в единственную летную школу Японии, однако мечте о полетах не суждено было сбыться: основатель школы Сейнтаро Тамаи погиб в мае 1917 года, и его школа была закрыта. 16-летний Эйджи решил, что техническое образование будет лучшим выбором, и поступил в Токийскую инженерную школу (сегодня это Токийский политехнический университет), параллельно подрабатывая на заводе игрушек Уцуми. Он разрабатывал модели игрушек и строил их, а потом эти игрушки запускали в производство. Его идея самоката оказалась очень успешной: эта игрушка стала бестселлером в год выпуска.

На съемках фильма «Годзилла снова нападает» (1955) / Фото: Toho
На съемках фильма «Годзилла снова нападает» (1955) / Фото: Toho

Весной 1919 года Цубурайю неожиданно пригласили учиться на оператора, и он не мог отказаться. В этом же году он впервые стал ассистентом оператора с именным титром в фильме. Он проработал в студии Kokatsu Company до декабря 1922 года, когда его призвали в армию. Вернувшись домой полгода спустя, он не был уверен в своем кинематографическом будущем, а его бабушка убеждала его оставить всякие мечты и заняться семейным бизнесом. Но он принял решение попробовать еще раз. Однако он не смог сказать об этом бабушке, и перед отъездом в Токио, где его ждала комната в доме друга, он написал записку: «Я не вернусь, пока не преуспею в кинобизнесе, даже если умру, пытаясь». Выходя из дома, он встретил Ичиро и сказал ему, что семейный бизнес никогда не сделает его счастливым. Тогда Ичиро пообещал ему, что приглядит за магазином сам.
 

Спецэффекты

Так началась история Эйджи Цубурайи, который в итоге ушел из операторов в спецэффекты, основав свою спецэффектную студию. Эйджи очень нравились фильмы Жоржа Мельеса, картина Гарри О. Хойта «Затерянный мир», и, конечно, «Кинг Конг». 32-летний Цубурайя даже заполучил копию фильма для себя и покадрово изучил ее в свое свободное время, подробно расписывая секреты всех спецэффектных сцен картины. Не имея никаких подсказок, технических журналов или книг, он пытался «разобрать» все кадры по своему разумению. И так нашел свое призвание.

На съемках фильма «Кинг-Конг против Годзиллы» (1962) / Фото: Toho
На съемках фильма «Кинг-Конг против Годзиллы» (1962) / Фото: Toho

Позже в том же году он написал статью о своих исследованиях «Кинг Конга», ее опубликовали в журнале Photo Times, и боссы студии Nikkatsu Motion Picture Company разрешили ему поэкспериментировать с разными техническими изобретениями. Так, он предложил упростить съемочный процесс, использовав фон, проецируемый на экран позади актеров. Но в процессе внедрения этого новшества возник конфликт с одним из руководителей студии, который не понимал, что делает Цубурайя, и последний гордо уволился. Однако рукастый и головастый специалист нужен всем, так что его тут же пригласили в другую компанию. В октябре 1934 года Цубурайя и его команда построили первую железную версию операторского крана, сконструированного Эйджи еще в 1929 году в виде деревянной конструкции.
 

Toho

В сентябре 1936 года железнодорожный магнат, политик и владелец развлекательных заведений Ичизо Кобаяши основал киностудию Toho, самую большую в Японии, в сонном городке Кинута в западном Токио. И в 1937 году Эйджи Цубурайя стал главой нового технического отдела студии. Здесь он мог внедрять свои инновации и технические изобретения.

Киностудия Toho / Фото: Dennis A. Amith / Flickr
Киностудия Toho / Фото: Dennis A. Amith / Flickr

Здесь Цубурайя помог снять несколько пропагандистских и образовательных фильмов по заказу имперского правительства Японии. Среди них была картина «Война в море от Гавайев до Малайи», в которой Цубурайя так точно воссоздал в макетах Перл-Харбор и его бомбежку, а также несколько других важных событий, что эти кадры позже были использованы в виде кинохроники. Фильм стал самым кассовым в Японии, а Цубурайя был удостоен награды (аналог голливудского «Оскара») за специальные визуальные эффекты. Но позже это сыграло с ним злую шутку.

Во время американской оккупации Японии по окончании Второй мировой войны кинопроизводство в стране переживало не лучшие времена. Но это дало Эйджи возможность экспериментировать с оптической печатью, дорисовками и другими трюками.

Эйджи Цубурайа на съемках фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho
Эйджи Цубурайа на съемках фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho

В 1948 году его уволили со студии. Американские офицеры не верили, что можно создать такую точную картину бомбежки порта Перл-Харбор, не будучи связанным со шпионской деятельностью. И несколько лет он был персона нон-грата на студии. Это стало стимулом к созданию собственной спецэффектной компании Tsuburaya Visual Effects Laboratories. Это были трудные времена: Эйджи работал из своего дома около студии Toho, предоставляя услуги другим студиям, его карьера была в коматозе. Но как только американцы перестали управлять японским кинопроизводством, Цубурайя вернулся в студию Toho, поначалу нелегально, а потом — полноценным главой спецэффектного отдела, который он восстановил к концу оккупации.
 

«Годзилла»

Все это время он мечтал снять своего «Кинг Конга», и вот эта возможность, наконец, представилась.

На съемках фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho
На съемках фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho

Итак, фильмом, на котором основана «Годзилла», оказался проект «Чудовище с глубины 20 000 морских саженей». По сюжету, морские ядерные испытания воскрешают доисторического монстра, который выходит из моря в Нью-Йорке и начинает терроризировать город.

Танака не видел картины Юджина Лоури, но быстро написал свою версию только на основе синопсиса, поэтому фильмы получились очень разные.

Было решено делать картину современной и реалистичной, а не фантастическим монстр-муви.

Откуда же взялось имя?

Есть легенда, что в студии работал сотрудник, чья сила равнялась мощи гориллы или кита («куджира»), а его прозвище было Годжира. «то всего лишь легенда, которую официальные источники так и не смогли верифицировать. Но проект получил именно это официальное название — «Годжира» («Годзилла»).

На съемках фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho
На съемках фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho

Изначально Цубурайя хотел делать фильм в технике покадровой анимации, с помощью которой был сделан его любимый «Кинг-Конг», но на это пришлось бы потратить семь лет, что было совершенно неприемлемо. Поэтому Цубурайя решил выйти из положения с помощью человека в костюме монстра. Это сразу давало и масштаб, в котором должны будут строиться городские кварталы для будущего разрушения.

На съемках фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho
На съемках фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho

Интересно, что индустриальные пейзажи в японских картинах чаще всего точно воспроизводят какие-то реальные кварталы городов страны Восходящего солнца. Однажды Цубурайя и его коллеги, стоя на крыше местного супермаркета и глядя на близлежащие кварталы, обсуждали, что они взорвут и что разрушат. К несчастью? их разговор услышал кто-то из охранников, и на выходе их задержали и учинили настоящее разбирательство. Компании пришлось назваться и рассказать, зачем они планируют устроить городу полный апокалипсис. К счастью, недоразумение быстро разрешилось — когда бдительные стражи порядка узнали, что перед ними кинематографисты, они отпустили «террористов».

Кадр из фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho
Кадр из фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho

Художнику-постановщику проекта Акире Ватанабе не удалось заполучить чертежи городских кварталов, поэтому он послал целую группу сотрудников во главе с арт-директором Ясуюки Инуое, чтобы они сфотографировали, зарисовали и обмерили нужные здания, а после превратили эти данные в чертежи для построения макетов.

После нескольких неудачных попыток сделать дизайн монстра с помощью приглашенных художников комиксов Акира Ватанабе взялся сам. Он соединил черты тираннозавра, игуанодона и стегозавра и получил то, что в итоге мы видим на экране.

Кадр из фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho
Кадр из фильма «Годзилла» (1954) / Фото: Toho

Первый костюм для актера был сделан из металлических прутьев и ткани, залитой поверх несколькими слоями горячей резины. Не удивительно, что в нем нельзя было двигаться совсем. Впрочем, «рабочий» костюм весил почти 100 килограмм, но актер и каскадер Харуо Накаджима героически снялся в этой роли в нескольких картинах. Пишут, что работая в этом костюме, он иногда даже падал в обморок от перегрева и измождения. И тогда его подменял Кацуми Тезука.


Харуо Накаджима на съемках фильма «Годзилла против морского монстра»(1966) / Фото: Toho

Кроме костюма и двух его отдельных частей была также сделана ручная марионетка, которая могла выдыхать дым.

Съемки спецэффектных сцен заняли 62 дня, и это был самый дорогой фильм студии Toho на тот момент — бюджет картины составлял $1,5 миллиона в японских йенах 1954 года.

После пары на сегодня утерянных фильмов о Кинг Конге это был первый монстр-муви в Японии, положивший начало настоящей монстр-мании. А Эйджи Цубурайя сделал целую серию картин об этом монстре. Но это — совсем другая история.
   

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов,
супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

 


Обложка: кадр из фильма «Годзилла» (1954) / Toho
 

Еще по теме

10 фильмов, снятых одним кадром
1«Тайм-код» (2000) Трейлер фильма «Таймкод» (2000) Режиссер: Майк Фиггис Оператор: Патрик...
Как это снято: «Седьмая печать»
Создание: запуски и съемки На съемках фильма «Седьмая печать» Сегодня...
Лучшие озвучки сериалов
Лучшие студии озвучки фильмов и сериалов в России
Киноманы и поклонники сериалов часто спорят о том, озвучивание какой...
11 важных фильмов новогодних каникул
01. «Рождественская ночь в Барселоне» (режиссер: Дани де ла Орден) В кино с...
где снимали Дядя Леша
Где и как снимали сериал «Дядя Леша»
Недавно состоялась премьера сериала о современном поборнике справедливости, который как...
Фильмы про похищение
10 фильмов о похищении людей маньяками
Киноискусство всегда было отражением самых тёмных уголков человеческой психики. Фильмы...
Фильмы похожие на Достать ножи
10 фильмов, похожих на «Достать ножи»
Остросюжетный боевик, триллер или детектив стабильно удерживают популярность среди зрителей....
10 мюзиклов, которые погружают в новогоднюю сказку
31 декабря для многих жителей страны является символ чистого листа....