Главная / Практика / «Первому игроку приготовиться»: как Зак Пенн написал сценарий для невозможного фильма Стивена Спилберга

«Первому игроку приготовиться»: как Зак Пенн написал сценарий для невозможного фильма Стивена Спилберга

Прочитав в 2011 году готовящийся к публикации роман Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться», сценарист Зак Пенн подумал: «Это никогда не экранизируют». Масштабная книга была доверху наполнена отсылками к популярной культуре 80-х и не только годов. Там было все: начиная с фильмов («Приключения Бакару Банзая», «Бэтмен», «Назад в будущее») и заканчивая играми (Minecraft, Tomb Raider, Dungeons and Dragons).

Трейлер фильма «Первому игроку приготовиться»

«История была просто огромная, размах — невероятный, — вспоминает Пенн. — Для такого фильма нужен был бюджет не менее 250 миллионов долларов. Автор как будто взял все, что меня интересовало, и написал об этом книгу. На самом простейшем уровне меня это захватило, но в профессиональном плане я был уверен — фильм по этому роману никогда не выйдет на экраны».

Спустя два года Пенн, приложивший руку к таким фильмам, как «Люди Икс: Последняя битва» и «Мстители», передумал. Он вдруг осознал, что документалка «Atari: Конец игры» (один из героев в которой — как раз Клайн) — это прекрасная подготовка к адаптации романа, который, по сути, стал признанием в любви 80-м. К тому времени книга уже была бестселлером, а продюсер Дональд Де Лайн приступил к работе над экранизацией вместе с Warner Bros. Пенн уже сотрудничал со студией до этого, и, более того, компания задолжала ему денег.

Первый драфт сценарист написал за шесть недель, и был просто поражен, когда студия объявила режиссера будущего фильма — Стивена Спилберга. О подобном можно было только мечтать. До этого Пенну уже приходилось работать на DreamWorks — он был частью творческой команды «Охотника на убийц», «Муравья Антца» и «Людей в черном». Именно видение Пенна убедило Спилберга присоединиться к «Первому игроку», а фильм в целом отнял у сценариста три года: его участие требовалось на всем протяжении невероятно амбициозного 190-миллионного проекта. Вот всего лишь несколько этапов, которые сценаристу пришлось пройти.

1. Поиск пути героя

У романа классическая структура: протагонист в нем начинает с самого низа и в итоге становится героем. Правильная сценарная адаптация должна была сократить время, в течение которого происходят эти события, а также заставить потенциального зрителя гадать, что случится дальше. «Как Джеймс Кэмерон в „Терминаторе 2“, нужно сначала показать жидкий металл, и только позже объяснить, что это такое, — сказал Пенн. — Когда ты начинаешь верить происходящему, уже не нужно об этом долго говорить. Насколько подробно нужно описывать события вокруг? Это как решать, сколько солдат показывать в „Дюнкерке“: они — всего лишь материал для заднего плана».

Поэтому Пенн отбросил линейную структуру романа и начал спустя пять лет — в городе Колумбус, штат Огайо. Там, в покосившемся трейлере среди стоящих друг на друге жилищ, вместе со своей тетей живет сирота Уэйд Уоттс. Он рассказывает о альтернативной цифровой вселенной «ОАЗИС», в которой Уоттс становится своим альтер-эго — Парсифалем и присоединяется к остальным жителям антиутопии в стремлении сбежать из жестокой реальности при помощи VR-технологий.

2. Создание энергичной команды персонажей

Повествование в книге Клайна идет от лица Уэйда, тогда как экранизация показывает происходящее с нескольких перспектив. Пенн сразу же привлек Клайна к мозговому штурму — они оба значатся как сценаристы картины. «Мы расширили количество персонажей и их точек зрения, — говорит Пенн. — У нас же не „Таксист“ Скорсезе». Фильм дает больше экранного времени друзьям Парсифаля по «ОАЗИСУ», в особенности — романтическому интересу протагониста, Саманте/Артемиде. Она вообще претерпела больше всего изменений по сравнению с романом: ей дали более активную роль в сюжете о борьбе с главой Innovative Online Industries Ноланом Сорренто за владение виртуальным миром. «Мы не могли держать ее постоянно за кадром, иначе фильм просто не получился бы», — сказал Пенн.

Сценаристы подчеркнули сильные и слабые стороны всех членов «Великолепной пятерки», чтобы они различались между собой. «Мы попытались сделать своеобразный микс, — вспоминает Пенн. — Эйч собирает много различного оборудования, этого не было в книге». Они также сделали Саманту более физически развитой, чем Уэйд. «Он отлично понимает Холлидея на эмоциональном уровне, но при этом — далеко не самый крепкий в команде. Артемида — из другого мира, она на многое способна. Именно у нее больше всего шансов во время финальной битвы в штаб-квартире IOI».

3. Создание омерзительно привлекательного злодея

Как и большинство злодеев, Сорренто считает, что он прав. «Все эти ребята с их „ОАЗИСОМ“ просто сводят его с ума, — говорит Пенн. — Он, как Дик Чейни или Роджер Айлс (глава Fox News — прим. tvkinoradio.ru) считает, что мир катится к чертям. Он до неприличия циничен, готов идти на крайние меры и уверен, что никто кроме него не видит реального положения дел. Персонаж на экране вполне мог бы быть просто неприятным и несмешным».

Но австралийский актер Бен Мендельсон ухватился за этот образ. «Он — очень опасный артист. Как и в случае с де Ниро, ты буквально чувствуешь, что он вот-вот готов сорваться и кого-нибудь побить. У него в глазах много скрытых эмоций. У Бена отлично получается прикрывать глубоко травмированную личность за улыбкой и язвительностью».

4. Изменение истории в зависимости от доступных прав

Поскольку роман-первоисточник использовал множество узнаваемых элементов из поп-культуры 80-х, Пенн постоянно переписывал драфты в зависимости от доступных для использования элементов и персонажей, даже когда дело дошло до съемок. Это затрагивало буквально все: от артефактов, которые создавал художественный департамент, до сцен в «ОАЗИСЕ», снятых с использованием захвата движения.

Warner Bros. удалось использовать в фильме более 1000 предметов авторского права, в результате чего Бэтмен оказался на вершине горы Эверест, Парсифаль разъезжает на «ДеЛориане» из «Назад в будущее», при этом примеряет образы Кларка Кента, Дэвида Боуи и Бакару Банзая, а потом под аккомпанемент песни Staying Alive оказывается на дискотеке и использует Чаки как смертельное оружие (несмотря на множество попыток сделать отсылки к фильмам Спилберга, режиссер настоял, чтобы большую их часть убрали из картины).

Пенн также отметил, что не все в фильме из 80-х: «Лихорадка субботнего вечера» и «Чужой» — из 70-х. «Стальной гигант» — из 90-х. Ведь если Эйч собирается построить огромного робота — зачем себя ограничивать?»

5. Диалог со Спилбергом

Пенн привнес в проект сарказм, Спилберг — душевность. «Впервые посмотрев фильм, я понял, насколько эффективно в нем показаны отношения двух главных героев. — вспоминает Пенн. — У меня более саркастичный, скептичный подход к любовным линиям в кино. В фильме же больше Стивена. Мой вклад очевиднее в структуре и чувстве юмора».

Спилберг также осложнил работу Пенна, потребовав сделать в сюжете больше игровых эпизодов и меньше анимации. «Стивен выжимал из меня и себя все соки, постоянно переключаясь с реального мира на “ОАЗИС”», — сказал Пенн.

Взаимодействие режиссера и сценариста стало во главу угла во время производства. В особенности это касалось сцен в «ОАЗИСЕ», для которых предварительно делали аниматики, а снимали при помощи технологии захвата движения. Спилберг даже снимал многие кадры из раскадровок на iPhone, а затем отправлял их Пенну.

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться» (2018) / Фото: Warner Bros.

Тот, в свою очередь, подтверждает — это стоило того. «Фильм получил некую лиричность. Так у зрителя не создавалось ощущение, что он находится на чердаке вместе со своим альтер-эго. Стивен постоянно показывает, как люди двигаются в реальности. У него было четкое представление, как все должно выглядеть визуально. Из-за этого выстраивать событийный ряд было сложно. И мизансцены особо не изменишь».

По графику съемки шли всего 67 дней. Пенн уверен, что с любым другим режиссером во главе проекта фильм стоил бы 250 миллионов долларов. «Он работал без передышки, — вспоминает сценарист. — И все остальные следовали его примеру. Поэтому у нас все получилось».

Но Спилберг прославился своей любовью все менять на ходу, так что когда он вносил какие-то изменения на площадке, он просил Пенна «сгладить углы». «Стивену нельзя запретить импровизировать, — говорит сценарист. — Поэтому он такой замечательный режиссер. Он не хочет, чтобы швы истории были очевидными. В конце смены он иногда паниковал: “Боже мой, как мы будем переходить к следующей сцене после этого?”»

Даже учитывая, с какой тщательностью готовили сценарий, безжалостный монтаж Спилберга оставил в корзине целые эпизоды. «Это сильно осложнило работу на постпродакшне, но подобные трудности — часть процесса», — говорит Пенн, также записавший закадровый голос, чтобы обеспечить естественные переходы между сценами.

6. Приземленная фантастика

Как и любая хорошая фантастика, «Первому игроку приготовиться» комментирует нынешнее положение дел в мире, сделав скачок в будущее: от эскапизма с помощью видеоигр до масок, которые мы надеваем в социальных сетях. У Пенна трое детей-подростков, 13, 14 и 16 лет. «Я в эпицентре событий. Ничего нового мы не показываем, даже метафорой эту историю можно назвать с натяжкой. Все эти технологии уже здесь, а главное отличие — устройство шлемов и то, что мы можем с ними делать. Большинство и так выдают себя за каких-то других людей в том же Instagram. Социальные сети уже порождают множество проблем, о которых мы говорим, вопрос только в том, улучшит ли виртуальная реальность ситуацию или нет. Я видел, как на одной вечеринке дети сидели в телефонах и писали друг другу сообщения. По крайней мере в виртуальной реальности они будут смотреть на аватары друг друга».

Источник: indiewire.com

Еще по теме

Дэн Браун фильмы
Все экранизации книг Дэна Брауна
Первая экранизация серии книг про гарвардского профессора, разгадывающего древние религиозные...
фильмы для компании
10 фильмов для компании друзей на вечер
Собраться с друзьями и устроить киносеанс в уютной домашней обстановке...
Оператор: Евгений Цветков
Подготовка и взаимодействие с режиссером Я знаю Наташу (Мещанинову, режиссера...
Нужно ли режиссерам устраивать турне в поддержку фильмов
Продюсер Дэн Шонбрун: Я работаю в киноиндустрии уже десять лет,...
Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок
Создание любого видеоконтента делится на три больших этапа: препродакшн —...
10 ошибок режиссера, которые могут стоить ему карьеры
Кажется, это не самая хорошая идея... Но я собираюсь рассказать о самых больших ошибках,...
Как создавались костюмы к фильму «Мэри Поппинс возвращается»
3 января на экраны страны выходит еще одна диснеевская версия...
10 самых эффектных платьев из фильмов
Кино нередко диктует модные тенденции. От ярких образов персонажей порой...