Главная / Практика / Первый в мире интерактивный кинофильм: зачем, как, кому и где это нужно?

Первый в мире интерактивный кинофильм: зачем, как, кому и где это нужно?

Как это выглядит со стороны

Премьера интерактивного художественного фильма «Ночная игра» Премьера интерактивного художественного фильма «Ночная игра» 

Перед входом в зал на фильм «Ночная игра» билетерши настойчиво требуют включить (это не ошибка, именно включить, а не наоборот) ваши смартфоны и гаджеты, скачав приложение, с помощью которого можно «управлять» фильмом — без него смысл присутствия на сеансе будет практически равен нулю. Хотя и просто так понаблюдать со стороны за реакцией зрителей довольно забавно.

Премьера интерактивного художественного фильма «Ночная игра» Премьера интерактивного художественного фильма «Ночная игра» 

Гаснет свет, начинается фильм. Так как технология интерактивного кино уникальна и существует не больше полугода (впервые она была представлена на последнем Каннском фестивале), пока что ее можно испытать на одной картине — «Ночная игра». Так что возьмем для описания того, что происходит, именно этот пример. Так вот, начинается нормальное кино, с настоящим оператором, со светом, музыкой, хорошими актерами и прочими атрибутами того, что перед нами цельное кинопроизведение, а не цирк или аттракцион.

Кадр из фильма «Ночная игра» 

Главный герой, молодой человек Мэтт, работает ночным сторожем на автостоянке. Как и в каждую смену, в один чудесный вечер он перед работой обходит территорию, возвращается в свою стеклянную комнату и наблюдает за мониторами. Неожиданно появляется обольстительная блондинка, которая просит дать ей ключи от чужой машины. Как только мы начинаем вникать в сюжет и забываем, куда пришли, происходит разрыв шаблона. Внизу экрана и у нас на телефоне появляются две кнопки: «согласиться» или «не согласиться». На обдумывание у нас не больше пяти секунд (между тем герои спокойно продолжают разговаривать, действие не останавливается ни на секунду), мы нажимаем на свой вариант. От голосования зала отныне зависит сюжет.

 

Кто и зачем это придумал

Формат «у каждого свое кино» не нов. Еще в середине прошлого века проводились кинореферендумы, где фильм в определенный момент останавливался, к зрителям выходил режиссер и спрашивал, что они хотят увидеть дальше. Или же в кресла монтировались специальные кнопки. В зависимости от выбора публики в кинопроектор вставляли та или иная часть. То есть идея вовлечения зрителя в процесс всегда витала в воздухе, но пока доминировала пленка, эта мысль всегда оставалась незавершенной. Другое дело — цифровые технологии и интернет.

Режиссер Тобиас Вебер и продюсер Батист ПланшеРежиссер Тобиас Вебер и продюсер Батист Планше

Сам фильм «Ночная игра» и его сюжет придумали три человека: режиссер Тобиас Вебер и сценарист Майкл Роберт Джонсон, известный по работам с Гаем Ричи (в частности, он написал «Шерлока Холмса»), и продюсер Батист Планше. Мы поговорили с режиссером для которого этот эксперимент стал еще и дебютом в полнометражном кино (до этого Тобиас снимал рекламу). На наш вопрос, что повлияло на создание такой технологии, он ответил:    

— Наверное, для меня главным источником вдохновения являлись компьютерные игры. В детстве я часто читал книжки (не знаю, есть ли они в России), где можно было самому повлиять на сюжет. Доходишь до определенной развилки, а тебе пишут: если хочешь, чтобы герой сделал так-то — иди на такую-то страницу; если хочешь по-другому — открывай другую. 

Ему вторит сопродюсер Батист Планше, глава компании CtrlMovie:

— Каждый из нас когда-нибудь оставался недовольным тем, как режиссер или сценарист закрутил сюжет. Вы сидите в кинозале и думаете: «Эх, я бы по-другому все сделал». Так мы придумали формат, который позволит зрителю самому выбирать направления сюжета. 

В среднем, каждый вариант идет от 75 до 90 минут экранного времени в зависимости от вариантов, которые выбирают зрители. Для окончательной демонстрации фильма было снято и смонтировано около 250 минут материала (съемки длились два года). У «Ночной игры» предусмотрено 7 финалов, есть несколько вариантов со смертью главного героя и его арестом, но хэппи-энд только один.

 Вебер рассказал о творческой стороне производства «Ночной игры».

— У вас, наверное, есть свой любимый финал?

— Мне нравится финал, в котором главный герой остается жив, но так как он ради этого предал своих друзей, это не назовешь хэппи-эндом. После него остается много неприятных последствий. 

— А что будет, если количество проголосовавших во время одного из предложенных вариантов разобьется ровно поровну?

— Тогда будет идти так называемая «режиссерская версия». Да, и такая опция тоже есть, но мы не будем ее никому специально показывать.

Режиссер Тобиас ВеберРежиссер Тобиас Вебер

— А если не голосовать, фильм будет интересный?

— (смеется) Да, это будет интересный фильм.
    
— Как выглядит сценарий интерактивного фильма?

— Это комбинация между классической формой сценария и таблицей со стрелочками, которые указывают, что куда ведет. Когда актеры увидели этот сценарий, они меня чуть не убили.

На этом мы попрощались с режиссером, который прилетел в Москву из Швейцарии специально на премьеру, и переключились на продюсера Батиста Планше.

Продюсер Батист ПланшеПродюсер Батист Планше

— Вы же отдаете себе отчет, что придуманный вами формат — это не совсем кино? Это еще и что-то, граничащее с социологией и психологией.

— Вы абсолютно правы. Это то, из-за чего мы ходим в кино и почему не любим смотреть фильмы дома — новый интерактивный опыт коллективного просмотра. 

— У нас в России в последнее время обострились случаи, когда у школьников появляются проблемы с социальной адаптацией. Вы не думали устраивать специальные сеансы для своего рода психотерапии?

— Вполне возможно, что в будущем мы к этому придем. Но для начала мы хотели бы снимать развлекательное кино, чтобы как можно больше людей познакомились с новой технологией, приняли ее и привыкли к ней. Мы на самом деле все время учимся чему-то новому, понимаем, что есть новые возможности и сферы применения еще не изученных технологий. Мы рассматриваем разные варианты, включая образовательную платформу для детей. 

Варианты развития событий в фильме «Ночная игра» Варианты развития событий в фильме «Ночная игра» ​

— Вы думали о домашнем просмотре подобного кино и его выходе на физических носителях?

— На DVD или Blu-Ray это невозможно технологически. Сейчас мы разрабатываем вариант появления версий нашего кино для смартфонов, планшетов и SmartTV. А в будущем, возможно, такие фильмы могут стать доступными для просмотра на Playstation, Xbox и других игровых платформах.

— Какой будет следующий шаг в продвижении интерактивного кино?

— Как я уже сказал, мы движемся в направлении просмотра наших фильмов на различных платформах. А что касается непосредственно кинопроизводства, то мы сейчас разрабатываем идеи сюжетов детского кино, фильмов ужасов и многих других жанров, чтобы с нашей технологией познакомилась самая разнообразная публика. Если конкретно, то уже сейчас мы пишем сценарий романтической комедии, а на подходе начало работы над хоррором. 

 

Как это работает

Режиссер Тобиас Вебер и представитель российского дистрибутора Николай КудряшовРежиссер Тобиас Вебер и представитель российского дистрибутора Николай Кудряшов

Еще больше интересных подробностей нам рассказал прокатчик и представитель единственного российского дистрибутора (в России правом на прокат по техническим соображениям владеет только сеть кинотеатров «Каро») Николай Кудряшов.

— Как будет прокатываться фильм по всему миру?

— Сейчас «Ночная игра» идет только в России и в Швейцарии. В Европе она выйдет ближе к Рождеству, в США, как предполагается, прокат начнется ближе к февралю 2017 года. 

— Как вы считаете, почему такую технологию придумали именно в Швейцарии, а не в Японии или США?

— Вы знаете, за время переговоров я заметил одну характерную особенность. В Швейцарии очень любят выбирать. Я специально смотрел новости: у них каждые полгода проводятся какие-то референдумы. Разрешить или запретить мечети, разрешить или запретить гражданам получать альтернативные доходы. Возможно, поэтому там и родилась идея интерактивного кино.

Кадр из фильма «Ночная игра» Кадр из фильма «Ночная игра» 

— Я не очень понял, как кнопки накладываются на основное изображение. Или это не проекция, а отдельный файл?

— Это зашито в систему. Это не просто одна DCP-копия или файл: это набор аппаратных и программных решений. Целая система из софта и харда (жесткий диск, WiFi-роутер, набор соединений), которая обеспечивает голосование и воспроизведение того варианта, за который проголосовал зал.

Пока приложение доступно на операционных системах iOS и Android. Windows Phone не поддерживается в силу технических способностей.

— Кажется, сам по себе фильм не очень дорогой…

— Да, конечно, и это логично. Потому что это новый формат, и больше всего денег было вложено в создание технологии. Здесь нет спецэффектов, голливудских звезд. Впервые я увидел его на спецпоказе в рамках Каннского кинофестиваля. Мне он очень понравился, и я решил, что он будет востребован российскими зрителями. 

На съемках фильма «Ночная игра» На съемках фильма «Ночная игра» ​

— Как технологию переносили в Россию?

— Перед прокатом в России мы поняли, что у нас будет больше всего попыток взлома кинотеатральной системы, потому что все мы находимся на одной частоте Wi-Fi. Гении-хакеры попытаются получить доступ к ней, поэтому мы поставили большой firewall и полностью обновили программное обеспечение специально для российского проката.

— Долго ли длился перевод на русский язык?

— Дубляж был очень длинным. Он проходил на базе «Мосфильм Мастер». Он проходил дольше, чем простой фильм, по той причине, что им нужно было дублировать не 90 минут, а весь материал, то есть 250 минут. 

— Я успел посмотреть фильм три раза: два из них он шел примерно по одной сюжетной канве и один — по совсем неожиданной. Но каждый раз в финале есть ощущение, что фильм будто обрывается на самом интересном месте.

— Мы привыкли к хэппи-эндам. Но если бы мы на самом деле выстрелили в целую команду китайских мафиози, последствия бы весьма отличались от того, что мы привыкли видеть в фильмах. Это не игра GTA, где можно развернуться и поехать в другой город. Но, тем не менее, варианты очень разнообразные. 

Я верю в эту технологию. Представьте себе фильмы Дэвида Финчера «Исчезнувшая» или «Игра» в этой технологии. Мне кажется, так можно снять все, кроме фантастики, потому что это зрелищный, но далекий от реальности жанр. Не знаю, как насчет классики. Здесь же мы руководствуемся нашими решениями. Готовы ли мы к жесткому выбору, можем ли мы договориться. Всё зависит от нас.