Практика

Как монтировать сериалы: 4 совета монтажера «Черного зеркала»

Чем научная фантастика отличается от драмы по звуку и почему только фильмы по самым лучшим сценариям можно монтировать быстро

  • 26 августа
  • 3571

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

«Черное зеркало» — проект британского сценариста и продюсера Чарли Брукера. Это фантастическая антиутопия в формате антологии, где каждая история мрачна и практически всегда наполнена сатирой. Каждая серия рассказывает о ближайшем будущем, которое пугающе похоже на современность.

За все время существования проекта в его рамках вышло множество запоминающихся эпизодов. Один из недавних — «USS „Каллистер“» режиссера Тоби Хайнса («Доктор Кто», «Шерлок»).
 
Трейлер эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017)

В центре сюжета — гениальный программист Роберт Дэли, сооснователь и технический глава компании Callister Inc, создавшей VR-игру в стиле книги и фильма «Первому игроку приготовиться». Правда, в ней вы не можете выбрать себе аватар — вы играете за виртуальную копию себя. Несмотря на профессиональные достижения, Дэли чувствует себя изгоем и предпочитает убегать из реальности в мир, во многом повторяющий его любимый телесериал — «Космический флот», чем-то похожий на «Звездный путь». Дэли сделал членами своего экипажа ничего не подозревающих коллег, и только с «прибытием» в команду Нанэтт Коул ситуация начинает меняться.

Монтировала эпизод Селина МакАртур, получившая за него номинацию на «Эмми». За 20 лет она успела поработать над множеством сериалов, среди которых — «Флауэрсы», «Доктор Кто» и «Люди». Она поделилась своим опытом и советами для начинающих монтажеров.
 

1Выстраивайте рабочие отношения


«Мы с Тоби Хайнсом знаем друг друга уже 10 лет. Мы познакомились, когда оба только начинали свои карьеры, но почему-то нам долго не удавалось встретиться на одном проекте. Однажды он рассказал, что собирается снимать один из эпизодов „Черного зеркала“, а я — большая поклонница сериала. Он предложил мне смонтировать этот эпизод. Все получилось как-то случайно».

Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix

Действительно, поучаствовать в следующем проекте вам, скорее всего, предложит кто-то из знакомых. Помимо непосредственно покровительства, хорошие рабочие отношения помогут попасть в индустрию. Хайнс и МакАртур знали друг друга уже 10 лет, а один из самых знаменитых творческих тандемов Голливуда, Стивен Спилберг и Януш Камински, сотрудничают уже 25 лет.

Киноиндустрия — достаточно тесное сообщество. Не стоит сжигать мосты и оскорблять потенциальных коллег: кто знает, может быть, вам еще придется с ними работать (или же они могут вас кому-нибудь порекомендовать). Но по какому пути вы бы не шли, стоит помнить, что пытаться попасть в кино ради денег не стоит: это мир единомышленников и энтузиастов.
 

2Не пытайтесь менять хороший сценарий


МакАртур получила свою копию сценария задолго до съемок и, по ее словам, он уже был крайне хорош, что бывает редко. Она отмечает, что в Англии сценарии появляются довольно поздно и проходят несколько ревизий до начала съемок. Поэтому, в частности, она не читает ранние драфты до непосредственно производственного сценария. «Обычно, когда я знаю, какие изменения произошли с историей, я не могу как следует на ней сосредоточиться. Но как только у меня на руках оказывается производственный сценарий, я читаю его несколько раз. И конкретно этот был просто потрясающий. Было сразу понятно, что у него прекрасный ритм».

Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix

Вам как монтажеру предстоит принимать множество решений насчет того, что делать с приходящим вам материалом. Вам нужно будет держать в голове VFX, звук, музыку, комментарии продюсеров, режиссера, студии, канала, изменения в сценарии и так далее. Здесь вам заметно облегчит работу помощник, в обязанности которого входит организация материала, а также содействие в монтаже и обсуждение финальной версии. Пусть сценарий станет основой для вашей сборки. Не просто же так он существует. Если вы попытаетесь сделать совершенно другую историю, которая будет сильно отличаться от той, ради которой съемочная группа так долго работала на производстве, это, скорее всего, мало кому понравится.
 

3История всегда в приоритете


Монтажеру нередко приходится расправляться с любимыми кадрами режиссера. Например, под нож может попасть красивый симметричный заявочный план, яркий закат или кадр со спиральной лестницей, снятый с верхней точки. Если вы работаете с сериалом, у вас будет не так уж много времени, чтобы уместить туда все необходимое. Для МакАртур первой поворотной точкой стал момент, когда Нанэтт Коул приходит в себя на борту USS «Каллистер». Это происходит на 19-й минуте 75-минутного эпизода. «Мы хотели, чтобы Нанэтт оказалась на корабле как можно быстрее, чтобы предыдущие сцены не были сильно затянуты, — объяснила МакАртур. — Как только она оказывалась на борту, мы смогли отойти от экспозиции и погрузиться непосредственно в сюжет».

Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix

Вам нужно заботиться не только о визуальной составляющей и экспозиции, но еще и о звуке. Работая с драмами и комедиями, в основе которых — характеры персонажей, о звуке можно заботиться меньше, но с научной фантастикой такой трюк не пройдет. Здесь нужно найти правильный баланс между эффектами и музыкой. «Звук должен стать частью души сериала, но самой истории нужен воздух, — говорит МакАртур. — Тоби хорошо разбирается в разных жанрах и знает, как не переборщить. В эпизоде хорошая смесь экшна, комедии и саспенса, так что мы вдоволь смогли поэкспериментировать с музыкой и эффектами».
 

4Следите за временем


«У нас было всего лишь 10 дней, чтобы собрать серию. Тоби снял много материала, который был нужен по сценарию, и это значило, что монтаж предстоял сложный, — объясняет МакАртур. — Конечно, было бы замечательно, если бы времени у нас было больше, но мы старались работать быстрее. К счастью, сценарий и актерская игра были превосходные. Если бы мы столкнулись со структурными или актерскими проблемами, за такой короткий промежуток времени справиться с ними было бы куда тяжелее».

Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix 
Кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Фото: Netflix

В целом же МакАртур советует всем получать от работы удовольствие: «Заниматься „Черным зеркалом“ было весело. Вообще, наслаждаться работой, хорошо проводить за ней время — это прекрасно. Мне нравится сериал и нравится, как мы смонтировали наш эпизод. Гордитесь тем, что делаете — вот секрет счастливой работы».

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: кадр из эпизода «USS Каллистер» сериала «Черное зеркало» (2017) / Netflix

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3856
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2202
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1870
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1817
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1655
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1599
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее