Главная / Практика / Мастер: Гари Олдман

Мастер: Гари Олдман

Человек-хамелеон

«Человек-хамелеон» — именно так характеризуют Гари Олдмана многие критики и коллеги-кинематографисты. Если посмотреть подряд несколько картин с участием актера, то может сложиться впечатление, что у него словно бы нет своего лица. Олдман многолик и всеяден, и как фильмография его состоит из картин разных жанров, форматов и бюджетов, так и диапазон его ролей чрезвычайно обширен. Для понимания того, насколько силен «разброс», достаточно заметить, что первой большой ролью Олдмана в кино был недотепистый скинхед, а последней (на данный момент) — премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Актер отмечает, что смелость в выборе образов помогает ему поддерживать интерес к работе и сохранять свежесть исполнения. А о легкости, с которой он вживается в разные характеры, Олдман говорит так: «У меня и правда есть способность к смене личин — хоть во сне могу переключаться». Простоту актерской профессии для себя он объясняет природной музыкальностью и обостренной эмоциональностью.
 

Сцена из фильма «Темные времена» (2017)

Интересно, что Олдман многолик не только на экране, но и в жизни. Кинематографисты, имевшие опыт работы и общения с ним, по разному характеризуют его как личность. В глазах одних он бунтарь, тогда как для других — воплощение пунктуальности и ответственности. Кто-то видит в нем человека излишне резкого, а кто-то — натуру тонкую и деликатную. Вновь широкий спектр, свидетельствующий о том, что талантливого человека не уместить в общепринятые рамки.
 

«Злодей всех времен»

Впрочем, одно амплуа за Олдманом закрепилось. Благодаря череде таких нашумевших картин, как «„Дракула“ Брэма Стокера», «Настоящая любовь», «Ромео истекает кровью», «Леон», «Пятый элемент» в сознании массового зрителя актер стал ассоциироваться с различного рода злодеями. Сам он при этом долгое время видел себя комиком, поскольку до прихода в кино играл в театре в основном именно комические роли. Однако смирившись со злодейским амплуа, Олдман в одном из интервью 90-х годов даже с юмором говорил, что «занял пустовавшую нишу криминальных психопатов» и теперь ждет не дождется, когда же уже ему предложат сыграть Адольфа Гитлера. Фюрером актер так и не стал, но успел примерить другие колоритные образы: скинхедов, хулиганов, гангстеров, коррумпированных полицейских, русских террористов и даже самого Дьявола. Впрочем, злодеи у Олдмана всегда нестандартные. Во-первых, актер наделяет своих героев не только демоническими чертами, но и трагическими или комическими. Его граф Влад Цепеш в «Дракуле» — фигура сложная, вызывающая наряду с ужасом сочувствие. А торговец оружием Зорг из «Пятого элемента», хоть и безусловный злодей, но злодей карикатурный и потому смешной.
 

Сцена из фильма «Пятый элемент» (1997)

Вторая особенность олдмановских негодяев — актер играет не столько зло, сколько обаяние зла. Каким бы мерзавцем Олдман не представал на экране, в его герое всегда есть что-то, что заставляет вновь и вновь мысленно обращаться с нему с невольной симпатией. Одна из причин этого заключается в том, что Олдман всегда явно играет с удовольствием и неминуемо снабжает своего героя частичкой личной харизмы. Впрочем, иногда актер сетует, что ему «порядком надоело играть всяких засранцев», и добавляет, что не прочь поучаствовать даже в романтической комедии.
 

Жизни замечательных людей

Хамелеонские способности Олдмана определили большое количество биографических картин в его фильмографии. Раз Олдман может быть кем угодно, то почему бы ему не перевоплощаться в реальных всем известных людей. Но вновь удивляет разброс образов. Взять, например, музыкантов. Олдману довелось сыграть дикую легенду панк-культуры, басиста Sex Pistols Сида Вишеса в «Сид и Нэнси», а спустя несколько лет — предшественника романтизма Людвига ван Бетховена в «Бессмертной возлюбленной».
 

Сцена из фильма «Бессмертная возлюбленная» (1994)

Он также был английским драматургом-гомосексуалом с трагической судьбой Джо Ортоном, предполагаемым убийцей Джона Кеннеди Ли Харви Освальдом, криминальным двойником Элвиса Пресли. А недавно копилка его образов пополнилась сэром Уинстоном Черчиллем в «Темных временах». Как все мы знаем, именно эта работа была оценена долгожданным «Оскаром».
 

Мастер второго плана и эпизода

В обширной фильмографии Олдмана (почти восемь десятков картин) не так уж много ролей первого плана. Его основной хлеб и почти все самые известные роли — это второй план и эпизоды. Например, это может быть помощник главного героя, вроде комиссара полиции Джеймса Гордона в фильмах Кристофера Нолана о Бэтмене. Или персонаж, появляющийся всего на несколько минут, как зловещий сутенер Дрексл Спайви в «Настоящей любви».
 

Сцена из фильма «Настоящая любовь» (1993)

Однако чем меньше времени отведено персонажам Олдмана, тем зачастую ярче они оказываются. «Не беда, что роль маленькая! — говорит актер. — Главное — она должна быть заметной». Олдман вообще не видит особой разницы между главным ролями и второстепенными. «Все роли важны», — утверждает он.
 

Метод Станиславского

В седьмом сезоне «Друзей» Гари Олдман сыграл чудаковатого артиста-перфекциониста. По всей видимости, это была самоирония по поводу привычки к скрупулезной подготовки к ролям и стремлению максимально вжиться и пропустить через себя предлагаемый образ. Работа Олдмана — это система Станиславского в действии. Приведем несколько примеров того, как актер входит в образ. Для роли Ли Харви Освальда в «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» он общался с родственниками стрелка, что помогло лучше понять персонажа и сделать его живым и трагическим. Для «Навострите ваши уши» он несколько месяцев изучал книги и дневники своего героя, драматурга Джо Ортона. Превращаться в Дракулу Олдману помогал гроб, который актер хранил у себя дома и в котором проводил время подготовки. Играя Сида Вишеса в «Сид и Нэнси», Олдман подружился с героинщиками и освоил репетруар панк-рокера. Более того, чтобы больше соответствовать образу наркомана, актер специально похудел на пятнадцать килограмм, из-за чего съемки закончились госпитализацией.
 

Сцена из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)

И еще один любопытный пример со стороны соавторов Олдмана. Дэниэл Рэдклифф рассказывал, как на съемках одной из эмоциональных сцен фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса» Олдман помог молодому актеру войти в нужное состояние: «Он спросил, не буду ли я против, если он до меня дотронется. Я подумал, что он собирается меня обнять, но вместо этого он схватил меня и секунд тридцать тряс и кричал. Потом медленно отпустил, а я начал плакать. Все это было очень странно, но Олдман это сделал, потому что знал, что это сработает».
 

Эксперименты с гримом

Гари Олдман известен своей готовностью к экспериментам с пластическим гримом и прическами. Его самые впечатляющие внешние преображения можно увидеть в «Настоящей любви». «Дракуле», «Ганнибале» и «Темных временах». Для крохотной роли в «Настоящей любви» актер сам сделал себе косички и искусственный глаз, а также сходил к дантисту, сделавшему соответствующий протез. В «Дракуле» Олдман меняет несколько жутких образов, каждый из которых требовал многих часов в кресле гримера. В «Ганнибале» благодаря слоям обезображивающего грима перед актером встала сложнейшая задача играть только глазами и голосом. А работа художника по гриму в «Темных временах», наряду с работой Олдмана, была оценена «Оскаром». Кстати, превращению в Черчилля, мало похожего на него актера мы посвятили целую статью.
 

Подражание акцентам и диалектам

Если вы смотрите фильм с Гари Олдманом, настоятельно рекомендуем отказаться от дубляжа или закадрового перевода и включить субтитры. Дело в том, что Олдман — один из тех немногих актеров, кто способен в совершенстве воспроизводить любые акценты и диалекты, и почти в каждой картине он это мастерство демонстрирует. Будь его герой англичанином, американцем, немцем или русским любого социального происхождения — неважно. По словам Олдмана, его мастерство копирования акцентов сформировалось благодаря двум вещам: постоянной практике и природному дару. С одной стороны, ему помогает от природы чуткий слух и внимательность к разговорной речи, а с другой — на этапе подготовки к роли актер тщательно прорабатывает манеру произношения. Например, чтобы воспроизвести в фильме «Состояние исступления» акцент ирландца-выходца из нью-йоркской Адской Кухни, Олдман шесть недель слушал записи жителей района и занимался со специалистом по диалектам.
 

Сцена из фильма «Состояние исступления» (1990)

Олдман говорит о работе над акцентами так: «…у всех акцентов есть определенная музыка, свои уникальные вибрации. Надо только ухватить это. Поймать, так сказать, волну». Единственная проблема — порой Олдман так свыкается с приобретенным акцентом, что потом требуются специальные занятия, чтобы вернуться к своей родной речи.
 


Обложка: Гари Олдман на 90-й церемонии вручения премии «Оскар» / Michael Baker / A.M.P.A.S.

 

Еще по теме

Как Джесси Лингард начал отвлекаться от футбола и практически завершил игровую карьеру
Джесси Лингард всегда был активным пользователем социальных сетей, не в...
Как специалисты по VFX создавали психоделический визуальный ряд второго сезона «Мира Дикого Запада»
Второй сезон «Мира Дикого Запада» поднял философские вопросы свободы воли...
Прятки где снимали
Где и как снимали шоу «Прятки» с Егором Кридом: обзор локаций
На СТС стартовало новое развлекательное шоу, которое способно пощекотать всем...
красная шапочка 2022 отзывы
Стоит ли смотреть новую Красную шапочку (2022): отзывы
Российские режиссеры продолжают радовать зрителями новыми работами. Однако большая часть...
10 книг для художников-постановщиков
01. Хидеяки Чидзиива. «Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций»...
сериалы для изучения английского
Сериалы, которые помогут выучить английский без зубрёжки
Учить английский можно разными способами. Кто-то предпочитает учебники и грамматические...
фильмы про десантников
10 фильмов про отважных десантников
В вооруженных силах существует множество подразделений. Но чаще всего снимают...