Практика

Как были заново придуманы Бэтмен и Супермен

Пока критики ломают копья в дебатах, плох или хорош фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», разбираемся, как устроен новый мир супергероев: от костюмов до зданий, от гаджетов до бэтмобилей

  • 28 марта 2016
  • 2799
Родион Чемонин

Сценаристы против маркетологов


Можно сколько угодно указывать на мискастинг или драматургические ошибки «Бэтмена против Супермена», но одного у фильма не отнять. Это умения маркетологов поднимать шумиху вокруг готовящейся к выходу киноленты. С 2013 года, когда стали известны и актерский состав, и сюжет, и главная интрига фильма, продюсеры не ленились подбрасывать угли в костер фанатских страстей. То в трейлерах мелькнет Джесси Айзенберг в роли Лекса Лютора, то Галь Гадот, играющая Чудо-Женщину. 

Джесси Айзенберг в роли Лекса Лютора / Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Если и этого мало, то в прессе появится упоминание, что мы увидим в фильме еще и Флэша с Акваменом. Казалось бы, чего еще для счастья надо? Так нет же, вот вам Думсдэй. Вот новый бэтмобиль. Вот Кристофер Нолан в качестве исполнительного продюсера. Вот пара снимков с площадки, «случайно» просочившиеся сквозь охрану студии Warner Bros. И все равно фанбаза DC Comics додумала больше, чем маркетологи и сценаристы могли себе представить. Поклонники комиксов не желали верить, что сюжет ограничится стандартной, уже известной по графическим романам сюжетной линией (Брюсу Уэйну не дает покоя божественная и превосходящая все на свете сила Супермена; Лекс Лютор создает монстра, а все происходящее является прямым продолжением «Человека из стали»). 

Из-за того, что молчание создателей картины будоражило воображение армии любителей комиксов, появились версии развития событий одна краше другой. Например, среди российских фанатов долго гулял миф о том, что Бен Аффлек сыграет «ненастоящего Бэтмена», а реальный «Темный рыцарь» скрывается ото всех, что это ставший каноническим актер Кристиан Бейл, а выйдет он на свет только в фильме. 

Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Согласитесь, красивый вариант сюжета, но все оказалось гораздо прозаичнее. За основу картины был взят комикс «Возвращение Темного рыцаря» Фрэнка Миллера, в котором взрослый Бэтмен, усталый и недовольный, взирает на то, как Супермен в битве с Зодом не только спасает мир, но и разрушает половину Метрополиса. Некоторые наблюдатели заранее если не скептически, то сдержанно отнеслись к еще не вышедшему фильму, так как трезво понимали, что «Бэтмен против Супермена» – не что иное, как ступенька к «Лиге справедливости», грандиозному ответу «марвеловским» «Мстителям». Но не стоит ни переоценивать, ни принижать труд создателей нового боевика. «BvS» состоялся бы в любом случае, и его появление – данность, с которой так или иначе стоит смириться, ведь в 2017 году нас ждет супергеройское подразделение (а в нынешнем сезоне стоит приготовиться к «антигеройскому» «Отряду самоубийц»).


 

Зрители против кастинг-директоров


Половина проблем «Бэтмена против Супермена» была удачно решена в предыдущем «Человеке из стали», где Генри Кавилл, Эми Адамс, Дайан Лэйн и Лоуренс Фишбёрн удачно представили Кларка Кента, Лоис Лейн, Марту Кент и Перри Уайта, соответственно. Но перед режиссером Заком Снайдером и студией стояли два огромных вопроса. Первый – это Брюс Уэйн. Второй – Лекс Лютор.

Актер Джесси Айзенберг

Начнем с конца. Зрители привыкли видеть в роли главного врага Супермена лысого злодея, которого в разные годы играли такие актеры, как Кевин Спейси и Джин Хэкман. Образ Лекса Лютора за последние полвека стал настолько узнаваемым, что превратился в самопародию и источник шуток для, скажем, Майка Майерса. Поэтому выбор на эту роль Джесси Айзенберга оказался, мягко говоря, сюрпризом для зрителей. Обосновывая свою позицию, режиссер Зак Снайдер говорил, что не только намерен перетряхнуть и обновить образ, но и приводил чисто практические выкладки: по его мнению, новый Лютор должен выглядеть моложе главных героев, напоминать непризнанного гения и быть парадоксально абсурден. История скрывает, насколько повлияло исполнение Айзенбергом роли Марка Цукерберга в «Социальной сети» на конечный выбор кастинг-директоров, но результат похвальный. Тем более что не так важно, лысый Лютор или патлатый. Главное, что Джесси удалось сыграть невротичного ревностного ученого, который сталкивает двух супергероев – почти бессмертного пришельца и несгибаемого в своей доброте миллиардера.

Зрители побеспокоились-побеспокоились, да и согласились с выбором более молодого Лекса Лютора, унаследовавшего «ЛексКорп» от своего отца. Побрить Айзенберга наголо можно успеть всегда. Вот только вторая проблема была куда существеннее и заключалась в выборе нового Бэтмена. Предыдущий, в исполнении Кристиана Бейла, задрал такую планку, что пришлось потратить массу усилий для того, чтобы зритель поверил в очередного Брюса Уэйна. 

Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Снайдер изначально предполагал, что миллиардер из Готэма будет выглядеть старше, чем мы привыкли. На роль рассматривались Джон Хэмм, Джош Бролин, Эрик Бана, Джейк Джилленхол и другие актеры, но окончательное решение пало на Бена Аффлека. Публика, разумеется, возмутилась, помня другой комикс, в котором играл артист, «Сорвиголову» 2003 года. Но потом, с появлением первых трейлеров и фотографий со съемок, фанаты стали соглашаться на форумах, что Аффлек даже больше похож на Бэтмена из графических романов и мультфильмов, нежели Бейл. Чем точно – трудно сказать, ямочкой ли на подбородке, фактурой или возрастом.

Бен Аффлек

Сам Снайдер говорит, что новый Бэтмен должен быть крупнее, чем Супермен. Актеру же следует нести печать опыта и мудрости, чтобы хоть в чем-то превосходить криптонианца. Другими словами, разыскивалась «личность», и Аффлек, по мнению режиссера, идеально подходил на роль усталого Брюса Уэйна.

Раз изменился Бэтмен, то должен был найтись и новый соратник, дворецкий Альфред. Его тоже «омолодили», поставив на его место исполнителя Джереми Айронса. По словам актера, переосмысление героя пришло через миф о том, что Альфред – бывший военный, хорошо разбирается в технике и электронике.
 

 

Костюмы против гаджетов


Едва ли не самая сложная задача при подготовке к съемкам была у дизайнеров и художников по костюмам. Супермен уже имел обтекаемую форму, подчеркивающую его стать и напоминающую греческие скульптуры, и знаменитый красный плащ. Бэтмена решили сделать «более аналоговым». На изготовление бэтсьюта ушло около восьми месяцев. Сначала было оцифровано тело Бена Аффлека, затем изготовлен манекен, гипсовая модель доспехов, которая также была отсканирована. И лишь после этого появилась отфактуренная одежда, отличающаяся от прежних моделей более пластичными формами, позволяющими передвигаться без особых затруднений для актера.

Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Также была изготовлена специальная броня, созданная по фильму Альфредом и Уэйном для боя с Суперменом. Она стала более механизированной, чем бэткостюм.

Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Создание образа Лютора началось с полупрозрачного белого халата ученого, напоминающего униформу врача. Но Лекс – не просто человек науки, он еще и очень богатый юноша. В отличие от миллиардера Уэйна он должен одеваться, как бизнесмен XXI века: свободный стиль, кроссовки, футболки и джинсы.

Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Огромной головной болью для костюмеров стала одежда для Чудо-Женщины. Если остальные главные герои уже имели бэкграунд в виде предыдущих фильмов, то в «Бэтмене против Супермена» Чудо-Женщина (или Диана Принс) по большому счету впервые появилась на большом экране, если не считать телепостановки, анимационные фильмы и несколько эпизодических мельканий. Тут надо иметь в виду, что героиня носит свой боекомплект несколько веков подряд, поэтому понадобилось не только создать костюм «с нуля», но еще и состарить его. Первой мыслью дизайнеров было сделать форму железной, но от этой идеи пришлось отказаться, так как персонажу Галь Гадот необходимо много передвигаться. Тогда был разработан материал, текстура которого внешне напоминала металл, но на самом деле гнущийся и поддающийся покраске. К тому же мы знаем Чудо-Женщину не столько по костюму, сколько по вооружению: щит, меч, лассо и прочие гаджеты.

Но приспособления Чудо-Женщины не идут ни в какое сравнение, конечно же, с бэторужием. Для Бена Аффлека были разработаны специальные бэтпистолеты, бэтвинтовки, бэтгранатометы и другие бэтпримочки, включая бэтвинг и бэтмобиль. Последний существовал в нескольких видах: «оригинал» весом в четыре тонны для крупных планов, а также его дублеры для трюковых сцен.


 

Готэм против Метрополиса


Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Зак Снайдер славен своей любовью к хромакею и компьютерным спецэффектам. Однако в «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости» оператор Ларри Фонг, пытаясь добиться внушительности и реалистичности, настоял на натурных съемках. Два района, где разворачивается битва титанов, – Готэм (место обитания Бэтмена) и Метрополис (город Супермена) – были выстроены в Детройте и Чикаго. Разрушались здания во время ключевого поединка там же. 

На съемах фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»На съемках фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

«Человек из стали» снимался Амиром Мокри по большей части на ручную камеру. В «Бэтмене против Супермена» было принято решение использовать классические приемы съемки: краны, стэдикамы, долли и слайдеры, дающие более статичные и плавные кадры. 

Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Большое внимание было уделено не только съемкам разнообразных битв и спецэффектам, включая создание компьютерного монстра Думсдэя, но и «мирным» сценам. Например, была тщательно проработана бэтпещера. Если приглядеться, то в этой декорации почти все находится в подвешенном состоянии. Художник-постановщик Патрик Татопулос, создавая жилище Брюса Уэйна, достиг ощущения замкнутости пространства и одновременно лаконичности дизайна как самой пещеры, так и дома, в котором живет Уэйн.
 

Публика против критиков


Первые же показы «Бэтмена против Супермена» показали отрицательную реакцию критиков по отношению к фильму. Однако агрессивный маркетинг, включая остроумную рекламу «Турецких авиалиний», и фанатская база, о которых мы говорили в начале, дали свои плоды. За первый уикенд «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» собрал почти полмиллиарда долларов во всем мире при производственном бюджете в $250 млн.


Можно сколько угодно ругать фильм и насмехаться над многочисленными интервью Генри Кавилла и Бена Аффлека, в которых последний по большей части молчит, но придется признать, что с «Лигой справедливости» стоит считаться. Нам остается только наблюдать, как огромная махина, созданная DC Comics и Warner Bros, растет, ширится и забирает под свое крыло не только Бэтмена, Супермена, Чудо-Женщину, Аквамена, Флэша и других супергероев, но и каждого из нас. Как это уже произошло в случае с оригинальными комиксами, анимационными фильмами, телесериалами и другими побочными продуктами, видеоиграми и лего-конструкторами. Понять, простить и осознать, как данность.



 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 9770
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 8250
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 7587
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 6116
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

До новогодних каникул осталось меньше месяца, а между тем у многих каналов запустились новые сериалы или новые эпизоды уже любимых проектов. Если вам трудно сориентироваться в мире ТВ-шоу, то вот вам телепрограмма на всю зиму

  • 8 декабря
  • 4616
Практика

10 вещей, которые нужны всем, кто снимает кино

Что, кроме камеры, может понадобится на кинопроизводстве? Список самого необходимого и полезного оборудования на съемках

  • 15 декабря
  • 2233
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее