Практика

Как это снято: «Пятый элемент»

20 лет назад на экраны вышел «Пятый элемент» Люка Бессона. Что же делает фильм эталоном постмодернизма и одним из лучших киноразвлечений 90-х: сказочная композиция, карикатурные персонажи, китч или эклектика? Разбираемся в нашем материале

  • 11 мая
  • 8941
Маргарита Васильева

Драматургия: футуристическая лав-стори по законам сказки и постмодернизма


Кадры из фильма «Пятый элемент»Кадр из фильма «Пятый элемент»

Идея фантастической любовной истории, замешанной на античной философии, комиксах и подростковых мечтах, родилась у Люка Бессона на пороге шестнадцатилетия. В ней будущий реформатор французского кино, которому воображение помогло не умереть от скуки в провинциальной глуши без друзей и телевидения, соединил увлечение футуристическими графическими работами Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера («Валериан и Лорелин»), теорию четырех стихий Эмпедокла и Платона, а также собственные грезы об идеальной девушке. Первый источник подсказал Бессону центрального персонажа — водителя летающего такси будущего; второй — драматургический двигатель повествования: атаку космического зла здесь пытаются остановить с помощью набора жизнеобразующих элементов; третий — существо-элементаль в теле совершенной красавицы-инопланетянки, в которую невозможно не влюбиться.

Брюс Уиллис и Люк БессонБрюс Уиллис и Люк Бессон

По замыслу автора, юношеские фантазии должны были стать зрелищным фантастическим фильмом голливудского масштаба, поэтому их реализацию пришлось отложить на неопределенный срок. Первый шанс поставить «Пятый элемент» замаячил в 1991 году после выхода «Никиты», но тогда инвесторы посчитали неподъемным сценарий, разросшийся до 400 страниц, и заморозили проект. Успех следующего бессоновского хита «Леон» заставил Gaumont вернуться к амбициозной затее и дать зеленый свет детской мечте французского вундеркинда. Тогда Бессон вновь вернулся к работе над сценарием, и вместе с Робертом Марком Кэменом сократил его до 120 страниц. Результатом стала антимилитаристская притча о всепобеждающей силе любви с мощными комедийными репризами, карикатурными персонажами, пародийным переосмыслением серьезного сай-фая и бодрым приключенческим экшеном. Одним словом, эклектичный жанровый микс, полностью соответствующий канонам постмодернизма, царившим в 90-е. 

Люк Бессон на съемках фильма «Пятый элемент»Люк Бессон на съемках фильма «Пятый элемент»

При этом, композиционно «Пятый элемент» развивается по классическим законам сказки, где переживающий определенные лишения герой (в данном случае Корбен Даллас, потерявший семью и сменивший профессию на менее престижную) проходит ряд испытаний и за их успешное выполнение (ни много, ни мало — спасение всего человечества) получает сердце красавицы (самой совершенной девушки в целой Вселенной). В высшей степени сказочными являются и периферийные персонажи фильма: недалекий правитель, инфернальный злодей со слабостями, благородные сверхумные мондошаваны в «сияющих доспехах», способные оборачиваться людьми оркообразные мангалоры, сиреноподобная оперная дива и эпатажный скоморох Руби Род.
 

Кастинг: модели, друзья, камео и подвиг Йовович


Воплощать на экране всю эту пеструю компанию пригласили столь же разномастных артистов. Так роль туповатого, но сурового президента Линдберга досталась бывшему рестлеру Томми Листеру, а его коллега по культовой комедии «Пятница» Крис Такер заполучил роль радиоведущего Руби Рода, отвергнутую поп-идолом Принсом.

Крис Такер / ПринсКрис Такер / Принс
 
Крупнейшие звезды проекта — Брюс Уиллис и Гэри Олдмен, сыгравшие антагониста и протагониста, которые ни разу не встречаются в кадре, – попали в фильм без проб и согласились сниматься, что называется, «по дружбе». Уиллис, отказавшийся от роли Далласа еще в 92-ом, через несколько лет сам предложил Бессону свою кандидатуру, так как «рискованный» сценарий ему очень нравился, да и играть «проблемного героя боевика» ему было не привыкать еще со времен Джона МакКлейна. Более того, актер предложил урезать собственный гонорар в обмен на проценты от будущей прибыли. Олдмен же подружился с энергичным французом еще на «Леоне», куда его уговорила попробоваться подруга, когда-то встречавшаяся с Бессоном. Второй раз сыграть центрального злодея в картине товарища было для актера привычным делом, хотя позже он жаловался, что ношение экстравагантного резинового костюма Зорга было настоящим мучением. К слову, тогдашняя гражданская жена Люка Бессона, исполнившая в картине роль Дивы Плавалагуны, на свой сложносочиненный наряд не сетовала.

Кадры из фильма «Пятый элемент»Кадры из фильма «Пятый элемент»

По дружбе снялся в «Пятом элементе» и Матьё Кассовиц. Звезда «Амели» и постановщик мрачных триллеров появился в эпизодической роли чудаковатого грабителя на пороге квартиры Далласа. Другие камео в фильме исполнили британский комик Ли Эванс (Фог, помогавший Корбену вести переговоры на борту круизного лайнера), гуру трип-хопа Трики, сыгравший помощника Зорга, топ-модель Ева Салвэйл, перевоплотившаяся в «человеческий вариант мангалора», и еще несколько манекенщиц, задействованных в качестве экранных стюардесс.
 

Впрочем, главная женская партия в картине также досталась фотомодели — 21-летней Милле Йовович, для которой роль Лилу стала прорывом после нескольких менее выдающихся работ, самая крупная из которых — «Возвращение в Голубую лагуну». Ради съемок у Бессона актрисе пришлось пройти масштабный кастинг, в ходе которого режиссер просил претенденток без запинок произнести имя героини «Лилуминай Лекатариба Ламиначай Экбат де Сэбат» и тестировал их на верное понимание образа. Первые пробы Йовович постановщика не впечатлили, но в ходе «случайной встречи», подстроенной самой артисткой, ей удалось доказать, что иной Лилу быть просто не может. Актриса готовилась к роли с тотальной самоотдачей, четыре месяца осваивая приемы карате, работая над хореографией и изучая движения животных и птиц в зоопарке. Кроме того, именно Йовович придумала добрую половину слов древнего божественного языка своей героини.

Кадр из фильма «Пятый элемент»

Последнее обстоятельство — одно из подтверждений оригинальной режиссерской манеры Люка Бессона, который всячески поощряет актерскую импровизацию. В частности, он никогда не репетирует с исполнителями во время съемок, заставляя их работать самостоятельно вдали от посторонних взглядов.
 

Локации: Пайнвуд, Ковент-Гарден и Мавритания


Британская студия Pinewood Британская студия Pinewood

Бессон позвал в проект уже привычную съемочную группу, но вот подходящих локаций в Париже, увы, не оказалось. Большая часть съемок прошла на знаменитой британской студии Pinewood в городке Айвер-Хит неподалеку от Лондона, где команда арендовала семь павильонов. 

Royal Opera HouseRoyal Opera House

Немногочисленные натурные сцены снимали в пустынях Мавритании и на исландском леднике, а еще одна подходящая локация нашлась в британской столице, где в Royal Opera House на площади Ковент-Гарден создавались эпизоды в опере.
 

Визуальное решение: графика, макеты, пиромания, аллюзии и костюмы от Готье


Люк Бессон на съемках фильма «Пятый элемент»Люк Бессон на съемках фильма «Пятый элемент»

Футуристические пейзажи города будущего создавали частично с помощью компьютерной графики и анимации, частично — с применением миниатюр. Один из примеров смешанной техники, использованной специалистами по визуальным эффектам из студии Digital Domain, — виды Нью-Йорка, где летающие автомобили были компьютерными (за исключением такси Корбена Далласа, которое соорудили в натуральную величину и установили на карданов подвес), а небоскребы представляли собой модели в масштабе 1:24. С одного из таких шестиметровых макетов прыгает Лилу в одной из ярчайших сцен фильма, причем в кадре на самом деле не Милла Йовович и даже не ее дублер Мирьям Монтадон, а цифровая модель.
 

Еще один знаковый эпизод фильма — взрыв в главном зале космического круизного лайнера, признанный самым мощным киновзрывом внутри помещения из всех ранее демонстрировавшихся на экране. При его подготовке использовались огнемет, пусковые тросы, пружинящие агрегаты, чучела пострадавших и взрывчатка с «эффектом гранаты», которую Бессон выбрал из десятка вариантов, предложенных пиротехниками. Съемочная площадка была буквально заминирована, а декорации со всех сторон окружили пожарные с огнетушителями. Всем членам группы, кроме режиссера, приказали покинуть территорию, Бессон же до последнего продолжал репетировать с дублером Брюса Уиллиса, с энтузиазмом заядлого пиромана предвкушая мощный «биг бада бум».
 

Но, конечно, не взрывами едиными жив «Пятый элемент». Главное в его визуальном оформлении — футуристический антураж, отсылающий к «Бегущему по лезвию бритвы» Скотта и «Метрополису» Ланга и при этом отличающийся от серьезной кинофантастики, снятой в мрачных тонах, яркостью цветового решения.

Кадры из фильмов «Метрополис» и  «Пятый элемент»Кадры из фильмов «Метрополис» и «Пятый элемент»

Мир будущего у Бессона, хоть и страдает от вражды, бедности и перенаселения, но все же полон ярких красок и обаятельных деталей, вроде летающей китайской закусочной в виде корабля, дизайн которой создал знаменитый художник комиксов Жан Жиро (Мебиус), работавший над концепт-артом картины вместе с упомянутым ранее Жан-Клодом Мезьером. Их кисти принадлежат и инопланетяне, итоговый облик которых режиссер выбрал из десятков вариантов. За воплощение мондошаванов, мангалоров и других пришельцев отвечала команда Ника Дадмена — мастера по гриму, воплотившего Йоду и персонажей «Лабиринта» и «Легенды».

Эскизы МебиусаЭскизы Мебиуса

Колоритный визуальный ряд китчевой пародии немыслим без экстравагантных нарядов от Жан-Поля Готье, авторству которого принадлежат все 900 костюмов персонажей, собравшихся на корабле Fhloston Paradise. В своей работе кутюрье ориентировался на референсы, указанные Бессоном: для Корбена Далласа, например, он выбрал образ «типичного героя боевика» (учитывая бэкграунд и фактуру Брюса Уиллиса, воплотить данное задание было совсем несложно), а для Зорга — «злодея в стиле Гитлера» (здесь было важно не перегнуть палку). В образе едва народившейся на свет Лилу угадываются черты Марии из «Метрополиса» и художницы-музы Готье Фриды Кало с автопортрета «Сломанная колонна».
Кадры из фильмов «Пятый элемент» и «Метрополис»

Кадры из фильмов «Пятый элемент» и «Метрополис»

Автопортрет Фриды Кало «Сломанная колонна»

Автопортрет Фриды Кало «Сломанная колонна»

Ну а наряды Руби Рода напоминают гипертрофированную версию сценических костюмов Принса, которому эскизы дизайнера, по иронии судьбы, показались слишком женственными, что и стало одной из причин его отказа от участия в проекте.

Эскизы одежды для фильма «Пятый элемент»Эскизы одежды для фильма «Пятый элемент»
 

Саундтрек: постмодернистская эклектика Эрика Серра

 

Могло ли что-то измениться в музыкальном оформлении фильма, снимись в нем Принс, остается только гадать, но саундтрек, созданный постоянным соавтором Бессона Эриком Серра и без того стал культовым. В нем композитор соединил такие разнородные элементы, как пышные оркестровки с гобоем, струнными и фанфарами, регги и мотивы полинезийских аборигенов. Венчает это постмодернистское пиршество номер космической Дивы Плавалагуны, начинающийся с арии «Il dolce suono» из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» и переходящий в вокализ под бодрые танцевальные ритмы, придуманные Серра. Голос оперной звезде будущего подарила албанская певица Инва Мула, а цифровая обработка звука, произведенная Марком Манджини, придала богатому сопрано исполнительницы поистине нечеловеческий диапазон. С тех пор тема Плавалагуны стала для вокалистов своеобразным челленджем, недостижимой вершиной, которую артисты то и дело пытаются покорить. Мы же не советуем повторять подобные непосильные для связок упражнения в домашних условиях, а рекомендуем еще раз пересмотреть «Пятый элемент», который сейчас воспринимается едва ли не как эталонное произведение процветавшего в 90-е развлекательного постмодернизма.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Павел Сидоров Москва
    Отличная статья) 
    Спасибо!) 
    Правда пример с Плавалагуной просто ужасен))) 
    Развернуть

    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 3103
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2837
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 2808
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1667
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1336
    Обзоры

    Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Р.Р. Мартина

    Томительное ожидание между новыми эпизодами «Игры престолов» предлагаем скрасить фильмами из списка Джорджа Мартина. Писатель и сценарист специально подготовил топ самого важного, по его мнению, фэнтези в истории кино

    • 22 июля
    • 973