Практика

Как это снято: «Леон»

Если вы уже побывали на «Люси» Люка Бессона, самое время пересмотреть его шедевр «Леон», премьера которого состоялась ровно 20 лет назад. О том, как устроен знаменитый фильм — в материале tvkinoradio.ru.

  • 15 сентября 2014
  • 40927
Павел Орлов

Контраст дуэта актеров


Контраст дуэта актеров в Леоне Люка Бессона
«Леон» – это своеобразная вариация распространенного кинематографического поджанра buddy movie, в котором основные сюжетные коллизии происходят в результате взаимодействия двух несхожих главных героев. «Леон» развивает этот сюжет в русле таких картин как «Бумажная луна» Питера Богдановича или «Глория» Джона Кассаветиса, где действуют взрослый и ребенок. Инфантильный киллер Леон и 12-летняя сирота Матильда вместе образуют единое целое, олицетворяя при этом противоположные качества: если он – это надежность, то она – хрупкость; он – безопасность, она – беззащитность; он – спокойствие и рассудительность, она – эмоциональность; он – инертность, она – активность и инициативность, и т.д. Несхожесть героев выражается и в их внешних образах. Художник по костюмам Магали Гвидаши специально составляла для долговязого Жана Рено аскетичный однотонный черно-бело-серый гардероб. Напротив, одежда миниатюрной Натали Портман броская, яркая и даже вызывающая, что соответствует ее буйному подростковому нраву.
 

Кастинг


Натали Портман идеально подошла на роль в Леоне
По словам кастинг директора Тода Талера, фильм о дружбе киллера, на роль которого Жан Рено был утвержден изначально, и девочки, «не имел смысла, без идеального выбора главной героини». Натали Портман удалось обойти около 200 конкурентов, хотя ее актерский опыт ограничивался школьными постановками, на момент кастинга ей было всего 11 лет, что даже меньше, чем предполагали авторы фильма. Несмотря на столь юный возраст Портман предстояло в картине курить, сквернословить и склонять Жана Рено к близости. Все это юной актрисе удалось выполнить на уровне выше любых похвал. Заметим, что назвать этот опыт Портман шокирующим вряд ли удастся, если вспомнить, к примеру, что в «Таксисте» Мартина Скорсезе 13-летняя Джоди Фостер играла проститутку.
 

Интерьеры и локации


Интерьер квартиры Леона
Съемки фильма проходили там же, где и разворачивается действие – в Нью-Йорке, в кварталах испанского Гарлема и маленькой Италии. Исключением являются лишь некоторые интерьеры, которые воссоздавались в Париже на Studios d'Épinay. Любопытен такой пример совмещения в одной сцене интерьеров, в действительности расположенных в разных местах. В сцене расправы с семьей Матильды ее квартира снималась в одном здании в Нью-Йорке, коридор на этаже – в другом, в знаменитом нью-йоркском отеле «Челси», а квартира Леона – в Париже.

Матильда в квартире Леона
Что касается оформления интерьеров, то как правило, они выполнены в минималистском духе полуразрухи. Квартиры, которые одна за другой меняют Леон и Матильда, скудно обставлены старой разваливающейся мебелью. Окрашенные в белые и светло-желтые тона стены жилищ неизменно потрескавшиеся и пустые. Через подобное плачевное состояние интерьеров подчеркивается душевная опустошенность героев.  
 

Операторская работа


Над «Леоном», как и над большинством других фильмов Люка Бессона работал оператор Тьерри Арбогаст
Над «Леоном», как и над большинством других фильмов Люка Бессона работал оператор Тьерри Арбогаст. Среди его характерных приемов: использование широкоугольной оптики и ракурсной съемки. Искажая пространство, предметы и лица, Арбогаст сообщает некую странность и причудливость экранной атмосфере. Кроме того, эти приемы позволяют снизить планку серьезности действия, что соответствует известной установке Бессона, согласно которой о важных вещах можно говорить только с юмором.

от общих планов города к деталям во время беседы Леона и его заказчика.
Камера Арбогаста как правило находится в движении, причем съемка ведется как с рук, так и с крана или тележки и т.д. Особенного внимания заслуживают открывающие кадры фильма – пролеты камеры над Нью-Йорком. Согласно легенде, чтобы беспрепятственно снять кадры пролета камеры над улицами города, авторам пришлось потратить не один день на изучение схемы работы светофоров. Кстати, в духе Бессона дальше в фильме следует резкая смена крупностей – от общих планов города к деталям во время беседы Леона и его заказчика.

герой движется из тьмы
Другой любопытный прием связан с работой со светом. В сцене первого «задания» Леона поначалу преобладают белые тона, которые по мере роста количества жертв и нагнетания тревоги, сменяются почти полной темнотой. Любопытно, что ближе к финалу, в сцене, предваряющей гибель Леона, тот же прием использован наоборот – герой движется из тьмы навстречу слепящему дневному свету. 
 

Спецэффекты


 
«Леон», как и большинство фильмов Бессона, – это драма с элементами экшна. Взрывам и перестрелкам здесь отведена роль не меньшая, чем конфликту между героями. Достаточно сказать, что в фильме было использовано почти 50 видов огнестрельного оружия и задействовано около двух десятков каскадеров и дублеров. Среди самых эффектных экшн сцен – финальный взрыв здания. Эпизод снимался в одном из настоящих домов испанского Гарлема, причем от греха подальше жители в округе были эвакуированы. Всего для съемок этой сцены было задействовано 6 камер. Другой впечатляющий момент – выстрел ракеты по комнате Леона. Чтобы запечатлеть полет снаряда, по длине пола был проведен монорельс, на который закрепили камеру. При пуске ракеты с помощью сжатого воздуха, камера сопровождала ее движение. При этом сама ракета была подвешена на проволоке, окрашенной в тон декораций, чтобы ее не было заметно. 
 

Музыка




Особая роль в фильме отведена музыке. Она является здесь не просто фоном. Яркий, жесткий и одновременно чувственный саундтрек постоянного композитора Бессона Эрика Серра вовлекает в действие и создает эмоциональное настроение, например, усиливая напряжение в сцене, когда Матильда стоит перед дверью Леона. Эклектизм музыкального оформления работает на сквозную идею единства противоположностей, т.е. главных героев. Серра экспериментирует, сочетая этнические мотивы и классику, акустические инструменты и электронику, мелодии и шумы. В том же духе сочетание в саундтреке совершенно непохожих песен Бьюрк и Стинга. Кроме того, тема музыки является сюжетным мотивом, выдавая в Бессоне заядлого меломана, – сумасшедший герой Гари Олдмена оказывается страстным поклонником классической музыки, Матильда врет домовладельцу, что играет на скрипке, а Леона представляет композитором и т.д.
 

Гротеск


Гротеск в Леоне Люка Бессона
Одна из характерных черт стиля Бессона – гротеск, помогающий снизить возможный излишний пафос. Безусловно гротескным можно назвать персонажа Гари Олдмена, что, среди прочего, подчеркивается его эксцентричной манерой употреблять наркотики. Другой яркий пример бессоновского гротеска – бабуля, выползающая утихомирить убийц. Ее появление смягчает трагизм предшествующих сцен. Да и вообще, она один из самых запоминающихся персонажей фильма.
 

Символизм


Символизм в Леоне
«Леон» изобилует символическими образами. Притчей во языцех стал фикус, который на протяжении всего фильма оберегает главный герой, и который становится символом его одиночества, неприхотливости, живучести, а в итоге и бессмертия. Молоко, которое постоянно пьет Леон, служит символом очищения, созидания, жизни, а также подчеркивает детское сознание главного героя, взрослого ребенка, сохранившего непосредственность и невинность вопреки своему промыслу. Еще один символ, в том или ином виде встречающийся в фильме – лестницы, традиционно знаменующие изменения, переход от одного состояния к другому. Не случайно первая встреча Леона и Матильды происходит именно на лестничной площадке. То же и в финале – прежде чем погибнуть, Леон неоднократно спускается по лестницам.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 9999
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3633
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3196
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 3040
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2020
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1784