Главная / Практика / «Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

Решение снимать на локации именно там, где и разворачивались эти события, в Дюнкерке, одновременно облегчило и усложнило задачи. С одной стороны, у команды был готовый пейзаж (имеется в виду рельеф местности), а с другой — предстояло строительство декораций, которое велось на чужом языке. Картину также снимали в Голландии, на юге Англии и немного — в павильоне в Лос-Анджелесе. Но обо всем по порядку.

На земле

В процессе изучения исторических материалов и локаций стало понятно, что придется вписываться во временные рамки и бюджет. Французская часть арт-отдела под руководством арт-директора Стефана Крессенда была важной составляющей команды. Строительство началось в середине февраля с дедлайном 23 марта, когда планировалось начать съемки.

На стройке поначалу было занято примерно 50 человек, но на пике работ их число достигло 120. Французская сторона также помогла создать декорации, которые потом увезли для съемок в Голландию и Англию. Город Дюнкерк очень помог съемочной группе, предоставив рабочую силу и офисы, а также сухие доки для работы с судами и буксиры.

Улицы города и выход на пляж

«Мы нашли много референсов, как выглядел очень современный промышленный город Дюнкерк в 1940 году, — говорит арт-директор Эггерт Кетилссон. — И это стало нашим руководством в поиске локаций». Художник-постановщик Нейтан Краули и режиссер Крис Нолан сами искали улицы, которые подошли бы для повествования, и были исторически верными. Но сегодня все пространство заполнила современная архитектура и материалы. Для съемок нужно было построить или изменить 500 элементов декора только для самых первых сцен фильма — выхода к пляжу. А еще на пути этих ребят будет отряд военного сопротивления французов — баррикада из мешков с песком, единственная во всем фильме. Ее создали декоратор Гэри Феттис и его команда.

 

На этом этапе было два важных препятствия: необходимость поработать с жителями этих улиц, которые ходят здесь по своим ежедневным делам, и тот факт, что эти узкие улочки также были важной транспортной артерией города. Так что в создании этих сцен участвовал и французский отдел по локациям. Жители Дюнкерка с пониманием отнеслись к нуждам съемочной группы. Эти кадры были, пожалуй, единственным знакомством зрителей с французской архитектурой тех времен. Потому что дальше персонажи выходят на широкий и кажущийся бесконечным пляж.

Пляж

Пляж нужно было снять максимально на камеру — без использования визуальных эффектов. И вот тут съемочная группа столкнулась с самой большой проблемой картины с точки зрения декораций — на пляже стоял огромный современный конференц-центр. Нейтан Кроули задумал превратить его в цементную фабрику.

 

Команда строителей провела на этом пляже пять недель, создавая новый фасад и закрывая выбивающееся из времени строение. Причем они сделали это так, чтобы не мешать людям, которые в нем работали.

Кроме того, для фильма сделали фотовырезки в натуральную величину — грузовики и другие элементы позволили скрыть нежелательные фрагменты пейзажа, а также деятельность людей, которая началась одновременно со съемками. А для визуального увеличения количества массовки из картона были также вырезаны и группы солдат. Их разместили как минимум за 300 метров от камеры, и на каждую группу нарисованных солдат была группа статистов, которая оживляла «толпу».

 

Причал

Одной из главных локаций фильма был причал длиной 270 метров, с которого корабли забирали солдат, постоянно обстреливаемых немцами. Художник-постановщик фильма и руководство порта исследовали эту тему вместе, потому что причал предстояло построить прямо в океане посреди одного из крупнейших портов Франции. Исторически причал достигал километра в длину. Но съемочная группа не стала строить его таким длинным.

 

Причал создавали в двух частях: 19 элементов, 6 метров шириной и 6 метров высотой каждый, выстроили в цепочку, уходящую в океан, и вторую часть построили на старом фундаменте ближе к побережью.

Сначала причал смоделировали в AutoCAD, после чего чертежи отправили на лесопилку. Затем уже готовые и обработанные по размеру бревна собирали в мастерских и непосредственно на пляже. Для транспортировки и установки изделий на старом фундаменте использовали баржу с краном.

Интересно, что те конструкции, что стояли прямо в океане, выдерживали большую нагрузку, чем стоявшие на бетонном фундаменте. Оригинальный причал был бетонным, но съемочная группа решила использовать древесину, что дало больше свободы и ускорило работу по созданию декорации. На разработку и постройку причала ушло 12 недель.

Против природы

Благодаря географическому расположению Дюнкерка здесь популярны виды спорта, связанные с ветром. И, конечно, всю свою силу природа обрушила на декорацию, особенно на ту, что стояла в зоне прилива.

Разница уровня воды в приливной зоне достигала 5,5 метров, что требовало тщательного тестирования и планирования. У строителей причала было только полчаса в самой нижней точке отлива, а после вода начинала прибывать снова. Всего у строителей было 4 часа до того, как вода поднимется и им придется прекратить работу.

Каждый день устанавливали по определенному количеству блоков, чтобы успеть к началу съемок. После интенсивного тестирования построек в приливной зоне были разработаны методы их строительства и сохранения. Эти усилия не прошли даром, когда во время съемок ветер достигал скорости 35-40 метров в секунду и сопровождался сильными волнами и течениями. Иногда, приходя утром на съемки, съемочная группа обнаруживала обломки на месте декораций, которые за ночь снесло волнами и ветром.

Плюс в этом был только один — ветер сильно двигал песок на пляже, что быстро скрывало все следы машин, съемочной группы и обслуживающего персонала.

Локация, которую выбрали для создания причала из автомобилей, располагалась на искусственном пляже к востоку от порта Дюнкерк. Фоном ему служил огромный живописный задник длиной 36 метров — это гигантская фотовырезка разрушенного эсминца.

 

Пирс из грузовиков был построен из машин, воссозданных на старых, взятых в аренду шасси. Логично, что ни одна съемочная группа не стала бы арендовать настоящие исторические машины для использования в морской воде. За основу взяли Bedford 1938 года выпуска. С него был снят слепок, на основе которого построили десять машин. Также в цепочку включили старые грузовики и трактора.

Некоторые лодки в 1940 году плыли к берегу, забирали солдат, и потом ждали прилива, чтобы отплыть снова. Именно такой вариант показан в сцене с голубым траулером, построенным из корпуса лодки другого типа.

На воде

Для съемок сцен на воде предстояло найти несколько исторических кораблей. Художник-постановщик ленты Нейтан Краули привлек к этому сложному делу опытного морского координатора Нила Андреа, который и обеспечил Нолана всем необходимым.

Moonstone

Главной героиней водных сцен стала 12-метровая яхта Moonstone. Почти все сцены Марка Райлэнса сняты на ней.

Съемочная группа купила 12-метровую яхту, которая стала главным персонажем фильма. Ее нашли на озере в Шотландии. Лодка никогда раньше не плавала в море. После тщательной проверки двигателя и управления, и некоторой модификации интерьера, она отлично справилась с задачей в Англии, Голландии и Франции.

«Я перебрал двигатель, и сказал Нолану, что удивлюсь, если она не потонет, — рассказывает Нил Андреа. — И я действительно удивился — это крошечное судно оказалось непотопляемым».

«Арт-департамент так здорово украсил посудину, — делится Марк Райлэнс. — Все эти канистры, книги и другие объекты 40-х годов! Открываешь шкафчик, а там лежат книги тех времен».

С наполнением лодки реквизитом действительно тщательно поработали: добыли крошечную грелку для чая, на кухню и на стенах повесили фотографии, а якорь и парус заменили на исторически верные.

Другие корабли

Сейчас в мире нет сохранившихся действующих британских эсминцев того периода. Единственный подобный корабль стоит в музее, и его съемочной группе никто не отдал, так что пришлось искать где-то еще. Нил Андреа нашел 3000-тонный 120-метровый французский эсминец более позднего времени, который был, в общем-то, похож, но длиннее. Его отбуксировали из Нанта, где он стоял в музее с 1991 года. У корабля не было двигателя, поэтому буксиры были необходимы. Кристофер Нолан объясняет свое решение использовать его тем, что предпочел дать зрителю ощущение — опыт — всего происходящего, принеся в жертву историческую достоверность, которой он мог бы добиться с помощью компьютерной графики. Ему нужна была фактура и динамика событий, а не историзм заклепок и иллюминаторов на корабле. Эсминец стал главным объектом в кадре.

Медицинский фрегат прибыл из Норвегии вместе с командой, которая с радостью согласилась стать частью фильма. Они разрешили съемочной группе выкрасить фрегат в белый цвет и декорировать его под медицинский корабль. Три минных тральщика взялив аренду в Голландии. Они в профиль напоминали эсминцы, их декорировали соответственно масштабу — повесили иллюминаторы, поставили пушки и другие элементы, чтобы с далекого расстояния они были похожи на эсминцы. Ведь в море нам не известно, как далеко от нас находится объект.
Еще одно судно береговой охраны прибыло из Роттердама. Это 60-метровый корабль, который тоже декорировали под эсминец.

 

Американский арт-директор Кевин Ишиока занимался только модификациями, которые требовалось сделать для кораблей, чтобы они выглядели исторически верно. Он также занимался произведенными в Англии самолетами.

Пятиметровый прилив очень мешал работать. «Иногда мы уходили на обед, оставляя корабли у причала, — рассказывает Краули, — а когда возвращались, они были где-то внизу, приходилось ждать, чтобы продолжить работу».

Яхты-ветераны

Иногда, когда в проливе снимали яхты и маленькие корабли, на съемочной площадке присутствовало 62 корабля. Съемочная группа связалась с Ассоциацией маленьких судов Дюнкерка — это своеобразный клуб исторических судов, который занимается сохранением кораблей-ветеранов. Ассоциация помогла связаться с владельцами яхт, которые действительно совершили то историческое путешествие в 1940 году. Многие корабли плавали через пролив несколько раз. Владельцы кораблей с удовольствием согласились поучаствовать в съемках — это было своего рода увековечивание исторических суден на пленке, ведь им как минимум по 80 лет и неизвестно, сколько они еще протянут.

 

Декорацию голубого траулера топили в море рядом с Дюнкерком. Когда ее впервые спустили на воду, она развалилась пополам. В конструкции использовали воздушные подушки с управляемым объемом воздуха, чтобы можно было регулировать наклон и движение судна из дубля в дубль.

 

Голландия

Часть сцен снимали на озере Эйсселмер в Голландии. Это искусственное пресное озеро, отделенное от моря дамбой. Оно было идеально по многим параметрам. Во-первых, оно фактически сливалось с горизонтом и выглядело как море. Во-вторых, там были волны, но не такие большие, как в море. И, в-третьих, там не было прилива, что позволило намертво цеплять декорации якорями и не бояться, что они уплывут или уйдут под воду.

В этом озере снимали падение самолетов в воду, пожары, людей в воде и большую часть сцен на Moonstone. Мастерские арт-отдела располагались в порту города Урк, где также находились три рабочих оригинальных Spitfire и Як — русский операторский самолет.

Затопления

Затонувший корабль — перевернутый корпус был стальной конструкцией, обтянутой листовым металлом, расположенной на металлической платформе, которую опустили на глубину 5,5 метров. Декорация «прожила» достаточно долго, чтобы снять все ее сцены, но потом развалилась. При этом от волн ее защищала специальная строительная баржа.

 

Там же, на озере затопили и копию медицинского фрегата — конструкция представляла собой только корпус и была пустой изнутри. Ее просто опустили в воду краном. Там же снимали возгорание нефти и некоторые другие трюки.

 

Часть затоплений снимали в Лос-Анджелесе в съемочных бассейнах студии Universal. Интересно, что затопляемых кораблей было два, но частичную декорацию на гидравлическом гимбале построили только одну — с разными рельефами с двух разных сторон. Так один объект мимикрировал под два разных — с разных сторон.

«Удивительно, с какого количества ракурсов можно снимать одно судно с помощью всего нескольких декоративных изменений», — говорит арт-директор Эггерт Кетилссон.

 

А еще эта декорация была построена с использованием эффекта усиленной перспективы — только съемочные части выстроили в натуральную величину, остальные были меньшего размера. Когда камера смотрит вдоль борта, она видит все объекты корабля в нужном размере, будто удаленными от себя на соответствующее расстояние. Зато это сэкономило бюджет, позволив не строить судна полностью.

Интерьерные затопления

Интерьерные затопления кораблей снимали в съемочном бассейне студии Warner Bros. в Лос-Анджелесе. Там в павильоне с бассейном строили частичную декорацию двух затопляемых в кадре суден. Используя водосбросы, водометы и другие приспособления, в декорацию подавали воду.

 

В воздухе

В мире осталось всего пара десятков настоящих самолетов Spitfire, и команда Нолана нашла три из них для фильма. Но съемка велась c похожего самолета — русского Яка-52, который задекорировали под Spitfire. Дело в том, что у Spitfire одна кабина и один пилот, а для съемок нужен был аппарат, которым можно было управлять из задней кабины (то есть их должно быть две). Так актеры могли отыгрывать свои роли, не заботясь о ведении аппарата. Управлял же самолетами опытный пилот и координатор воздушной хореографии Крейг Хоскинс. На самом деле летать с камерой IMAX на крыле непросто, она изменяет баланс воздушного судна и его обтекаемость.

 

Кроме того, в съемках участвовало множество моделей самолетов разных размеров: от полноразмерных до метра в длину. Несколько полноразмерных моделей уронили при съемках крушений и посадки на воду, но ни один реальный Spitfire в этих кадрах не участвовал. Крупные планы актера Джека Лоудена в тонущем самолете были сняты на гимбале в съемочном бассейне студии Universal в Лос-Анджелесе, а крупные планы воздушных маневров персонажа Том Харди также снимали на гимбале, но уже специально выстроенном на локации.

 

«Я хотел максимально снять картинку в камере, — говорит Кристофер Нолан. — И мы нашли утес над океаном, на котором и построили гимбал с частичной декорацией». Это было устройство ручного управления с противовесом. Гимбал двигался по двум осям и помог выстроить хореографию движения самолета для актера в нем. Камера сняла реальные горизонт, море и небо, а остальные элементы самолета, такие, как крылья и хвост, были «дорисованы» в эти кадры на этапе постпродакшна.

Англия

Хотя бы дома съемочную группу не поджидали штормовые ветра и волны. Музей железнодорожной техники в Суонидже очень помогает съемочным группам исторических фильмов. Имеено в нем снимались сцены возвращения спасенных солдат и их путешествие на поезде.

В фильме есть и несколько кратких интерьерных кадров, интерьер дома для этих сцен был воссоздан в Уеймоте.

Продюсер картины Эмма Томас считает, что они сняли три разных фильма, учитывая, насколько разными были сегменты картины. Каждый потребовал объема работы, равного съемкам отдельного фильма.

Еще по теме

Актеры одной роли
Актеры и актрисы, ставшие заложниками одной роли
Каждый артист мечтает о славе и известности, поэтому получая роль,...
Надо видеть: любимые фильмы Йоргоса Лантимоса
1«Мужья» (Джон Кассаветис, 1970) Трейлер фильма «Мужья» (1970) Это мой...
Где снимали 6 сезон “Невского”?
На НТВ вышел новый сезон самого популярного многосерийного проекта телеканала....
Девять лучших фильмов о флористике
В наше время стало крайне популярным иметь хобби, приносящее доход....
Ремейк Иронии судьбы
Все ремейки “Иронии судьбы, или С легким паром!”
Ежегодно российский зритель следует одной традиции. Накануне Нового года многие...
Фильмы про драконов
ТОП-18 фэнтезийных фильмов и сериалов про драконов
За семью горами, за семью реками находится необыкновенный мир. Он...
Как это снято: «Манхэттен»
Драматургия: признание в любви городу, герой-невротик и эллиптическая композиция Кадр...
15 режиссерских советов Михаэля Ханеке
1Смешное и страшное — это, зачастую, одно и то же...