Практика

Словарь: Спецэффекты. Визуальные эффекты

В этом выпуске словаря: визуальные эффекты и компьютерная графика, виды цифровой обработки изображения, что такое хромакей, превиз, симулькам и маска, а также открытия Мельеса, Лукаса и Кэмерона

  • 21 июля 2014
  • 9067
Павел Орлов

CGI/Computer-generated imagery

— изображение, создаваемое с помощью трехмерной компьютерной графики
 
Что почитать – Antony A. Apodaca, Larry Gritz – «Creating CGI for Motion Pictures»
 
 

Go motion animation

— разновидность stop motion animation, при которой снимаемые фигурки присоединяют к управляемым компьютером моторам, чтобы они двигались в момент экспозиции каждого кадра. Делается это для того, чтобы добиться motion blur (размытия в движении) и таким образом – более реалистичной анимации 


Модель в фильме «Победитель дракона» 1981 года

 
Один из первых случаев применения go motion – сцена из V эпизода «Звездных войн» «Империя наносит ответный удар»
 
 

Stop motion animation

— метод покадровой съемки, когда снимаются неподвижные объекты, положение которых слегка меняется для каждого следующего кадра
 
Классический пример использования stop motion в кино — «Кинг Конг» 1933 года
 

VFX-продюсер/Продюсер визуальных эффектов

[VFX-producer/Visual effects producer]
— специалист, занимающийся вопросами бюджета, графика и организации работ в области визуальных эффектов
 
 

VFX-супервайзер/Супервайзер визуальных эффектов

[VFX-supervisor/Visual effect supervisor]
— специалист, отвечающий за художественные и технические вопросы постановки визуальных эффектов
 
Что почитать: супервайзер визуальных эффектор Алексей Гусев («22 минуты», «Форт Росс: В поисках приключений», «Батальон смерти») о своей профессии
 
 

Бипак

[Bipack]
— прием комбинированной съемки, предполагающий одновременное использование в киносъемочном аппарате двух кинопленок
 
 

Блуждающая маска

[Travelling mask/Travelling matte]
— разновидность комбинированной съемки, при которой объекты в кадре совмещаются с фоном при помощи двойной экспозиции. Создаваемая оптическим образом маска используется для того, чтобы при печати фона в кадр закрыть от экспозиции часть кадра, в которую позже будет впечатан отснятый в другом месте и в другое время объект. Для печати объекта в уже напечатанный фон используют контрмаску, обратную первой. Блуждающей маска называется потому, что двигается по кадру вместе с отснятым объектом.

Применение блуждающей маски в фильме «Когда сталкиваются миры» (1951)
Применение блуждающей маски в фильме «Когда сталкиваются миры» (1951)
 
 

Визуальные эффекты/Оптические эффекты

[Visual effects/VFX]
— различные оптические (а также компьютерные) способы создания несуществующих сцен, действий или образов, и изменения уже отснятого материала
 
Что посмотреть: развитие визуальных эффектов за 100 лет кино 
 
 
Что посмотреть: фильмы-обладатели премии «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты»
 
 
 
 

Вытеснение/«Шторка»

[Wipe]
— эффект, используемый в качестве монтажного перехода, когда новый кадр постепенно замещает собой предыдущий

Применение вытеснения в фильме «Молодой Франкенштейн« (1974)
Применение вытеснения в фильме «Молодой Франкенштейн« (1974)
 
 

Захват движения

[Motion capture/Mocap]
— технология, позволяющая преобразовывать изображение актера (в т.ч. его движение и мимику) в анимированного персонажа; маркерная система motion capture предполагает использование помимо специальных камер маркеров в виде датчиков или точек; также применяется безмаркерная система, основывающаяся на технологии распознавания образов
 
Среди фильмов, снятых с помощью motion capture: «Полярный экспресс», «Властелин колец», «Кинг Конг», «Аватар», «Рождественская история», «Восстание планеты обезьян», «Хоббит», «Планета обезьян: Революция» и т.д.
Актер Энди Серкис специализируется на исполнении ролей героев, создаваемых с помощью motion capture. В его фильмографии такие образы как Кинг Конг, Голум из «Властелина колец» и «Хоббита», а также шимпанзе Цезарь из франшизы «Планета обезьян»
 

Затемнение

[Fade]
— эффект растворения кадра в однотонном, как правило черном фоне
 
 

Замедленная съемка/Цейтрафер

[Undercranking/Timelapse/Time-lapse photography]
— эффект ускоренного движения, достигаемый съемкой с кадровой частотой ниже 24 кадров в секунду
 
Пример – «пейзажные» кадры фильма «Как я провел этим летом»
 
 

Кейинг

[Keying]
— процесс отделения объекта от зеленого или синего фона хромакея
 
 

Клинап

[Clean up]
— процесс вычищения в кадре лишних деталей, к примеру, микрофонов, шнуров, тросов, отражения съемочной группы в зеркале и т.п., а также замещения затертых мест
 
 

Клинапер

[Clean up artist]
— специалист, занимающийся удалением из кадра лишних деталей, а также их замещением
 
 

Колоризация

[Colorization]
— процесс и технология преобразования черно-белого изображения в цветное
 
Что посмотреть – сюжет передачи «Галилео» о колоризации
 
 

Комбинированная съемка

[Combination shot]
— органичное соединение в одном кадре нескольких элементов из других кадров, снятых в разное время, в разных местах, возможно имеющих разный масштаб и т.д.
 
 
Один из ранних примеров комбинированных съемок – фильм Жоржа Мельеса «Человек с резиновой головой»
 
 
 
Что посмотреть: документальный фильм о технологиях комбинированных съемок в СССР «Великие комбинаторы»

Кадр из фильма «Человек с резиновой головой» (1901)
Кадр из фильма «Человек с резиновой головой» (1901)
 
 

Композитинг/Композ

[Compositing]
— процесс цифрового объединения нескольких визуальных элементов в единое изображение, к примеру, комбинирование 3D-графики, съемочного материала, подсъемок и т.п., а также сведение различных слоев по цвету и ряду других параметров
 
Пример – композитинг в сериале «Джон Адамс»
 
 
Что почитать: Стив Райт – «Цифровой композитинг в кино и видео»
 
 
 
 

Композер/Композитинг-артист

[Compositing artist]
— специалист, завершающий визуальную обработку изображения компановкой различных элементов в единой целое
 
 

Компьютерная графика

[Computer graphics]
— процесс и результат синтеза и обработки изображения с помощью компьютера  
 
Первым фильмом, в котором почти все визуальные эффекты были сделаны с помощью компьютерной графики был «Трон» 1982 года. Провалившаяся в прокате, картина со временем обрела статус культовой и стала вехой в применении компьютерных технологий на экране.
 
 

Контроль движения

[Motion control]
— технология, позволяющая камере в точности повторять ранее произведенное или предварительно запрограммированное движение; используется, когда требуется объединить несколько изображений, снятых в движении
 
 
Впервые технология контроля движения использовалась при съемках IV эпизода «Звездных войн» «Новая надежда»
 
 

  Что посмотреть: видео об устройстве и принципах работы технологии контроля движения
 
 

Концепт/Концепт-арт/Концепт-дизайн

[Concept]
— подготовительные изобразительные материалы, создающиеся для того, чтобы передать идею и атмосферу будущего фильма
 
Пример – концепт-арт «Звездных войн»
 
 

Лид-композер

[Lead compositing artist]
— специалист, отвечающий за работу композеров
 

Люмакей

[Luma key]
— технология замены самой яркой или, что реже, самой темной части изображения
 
 

Маркер

[Marker]
— опорные точки на декорации, на костюме или на теле актера, которые фиксируются камерами и служат основой для создания виртуальной модели

Аарон Экхарт и маркеры в фильме «Темный рыцарь» (2008)
Аарон Экхарт и маркеры в фильме «Темный рыцарь» (2008)
 
 

Маска

[Matte/Mask]
— фрагмент одного изображения, накладываемый поверх другого

 Пример – кадры, снятые с использованием маски в фильме Альфреда Хичкока «Головокружение»

Кадры из фильма «Головокружение» (1958)
Кадры из фильма «Головокружение» (1958)
 
 

Матчмувинг

[Match moving]
— технология, позволяющая располагать компьютерную графику в отснятом кадре путем отслеживания траектории движения камеры и расположения объектов в сцене
 
 

Многократная экспозиция/Мультиэкспозиция

[Multiple exposure]
— прием, заключающийся в эффекте сочетания в одном кадре нескольких изображений, что достигается наложением нескольких кадров друг на друга
 
 

Моделирование

[Modeling]
— процесс создания модели объекта, дающей первоначальное представление о его основных параметрах
 
 

Модельщик/Моделлер

[Modeling]
— специалист, занимающийся созданием компьютерных трехмерных объектов на ранней стадии
 
 

Морфинг

[Morphing]
плавный переход одного изображения в другое через схожие опорные точки
 
 

Мэтт-пэйнтинг/Мэтт-пэйнт

[Matte painting]
— рисованное изображение ландшафта, пейзажа и любого другого пространства, заменяющее натурные съемки
 
 Примеры мэтт-пэйнтига во «Властелине колец»
 
 

Наплыв

[Dissolve/Lap dissolve]
— эффект, при котором изображение одного кадра постепенно переходит в изображение следующего при помощи двойной экспозиции

 Примеры наплыва в фильме «Эффект бабочки»
 
 

Неподвижная маска

[Static mask/Static matte]
— разновидность комбинированной съемки, при которой часть снимаемого кадра закрывается маской в виде светонепроницаемой заслонки, с тем, чтобы на закрытую часть кадра затем заснять другое изображение
 
 

Обратная съемка

[Reverse]
— эффект, возникающий при проекции заснятого действия в обратном направлении
 
 Пример – сцена из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»
 
 

Оцифровка

[Digitizing/Digitization]
— процесс перевода изображения или звука в цифровой вид
 
 

Пайплайн

[Pipeline]
— общий план и процесс разработки и производства компьютерной графики, преобразования сценария в изобразительный ряд
 
 

Превизуализация/Превиз/Аниматик

[Previsualization/Preview/Pre-viz/Animatics]
— компьютерное моделирование сцен будущего фильма, позволяющее на этапе пре-продакшна экспериментировать с мизансценой, освещением, движением камеры, спецэффектами и т.п.; обычно используется для подготовки сложных постановочных эпизодов
 
Пример – превиз одной из сцен фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
 
 

Рирпроекция

[Rear projection/Process photography]
— разновидность комбинированной съемки, при которой объекты съемки, к примеру, актеры, располагаются на фоне кадров натуры, проецируемых на рирэкран; применялась в случаях, когда не было возможности отснять сцену на натуре, а также для создания особой атмосферы
 
 Пример – рирпроекция в фильме Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад»
 
 

Рендеринг

[Rendering]
— процесс формирования изображения по созданной ранее компьютерной модели; при этом просчитываются различные параметры и показатели изображения, к примеру, свет, тень, отражения, блики и т.д.
 
 Что почитать: «Рендеринг: За кулисами 3D визуализации» 
 
 

Риггинг

[Animation setup]
— процесс установления иерархической зависимости между элементами скелета объекта, к примеру, между частями тела персонажа; необходим для достоверной передачи движения объекта
 
Пример – риггинг персонажа мультфильма «Цыган»
 
 

Ротомация

[Rotomation]
— процесс замены реального актера в отснятом кадре анимированным персонажем
 
 

Ротоскопинг

[Rotoscoping]
— процесс в композитинге, заключающийся в покадровой обрисовке и вырезании того или иного объекта для его отделения от фона и получения маски
 
 

Ротоскопер

[Rotoscoper]
— специалист, занимающийся вырезанием объектов в кадре для их удаления или совмещения с другими объектами и т.д.
 
 

Сетап

[Animation setup]
— процесс настройки 3D-объекта, к примеру, персонажа; включает риггинг, скиннинг, настройку движений, динамики волос и т.д.
 
 

Сетапщик

[Setupper]
— специалист, занимающийся настройкой 3D-объекта
 
 

Симулькам

[Simulcam]
— технология, позволяющая накладывать CGI на изображение актера в режиме реального времени
 
Технология была разработана для картины Джеймса Кэмерона «Аватар»


 
 

Скиннинг

[Skinning]
— процесс установления зависимости между скелетом объекта и его моделью
 
 

Спецэффекты/Специальные эффекты

[Special effects/SP-EFX/SPFX/SFX/FX]
— различные технологические приемы в кино, применяемые для создания сцен, действий и образов которые или не существуют в действительности, или в силу разных причин не могут быть отсняты; также применяются для корректировки уже отснятого материала; принято выделять визуальные эффекты (комбинированная съемка, оптические эффекты, монтажные, а также компьютерные) и механические (или физические) (пиротехника, макеты, трюковые постановки, грим и т.д.)
 
 

Стереограф

[Stereo supervisor]
— специалист, занимающийся настройкой камер и отвечающий за качество изображения при съемках 3D
 
 

Текстурирование

[Texturing]
— процесс придания тех или иных свойств модели объекта, к примеру, определенного цвета, параметров блеска, отражения, различных качеств поверхности, рельефа и т.д.
 
 

Текстуровщик/Художник по текстурам

[Texture artist]
— специалист, занимающийся созданием текстур
 
 

Трехмерная графика/3D-графика

[3D computer graphics]
— одна из разновидностей компьютерной графики, позволяющая создавать пространственное объемное изображение
 
 

Трехмерный кинематограф/Стереокинематограф

[3D film]
— вид съемки, создающий иллюзию глубины пространства, возникающей благодаря бинокулярному устройству зрения человека; предполагает одновременную съемку двумя камерами или двумя объективами
 
Что почитать – «История изобретения 3D»
 
 

Трюкмашина/Аппарат трюковой печати/Аппарат комбинированной печати

[Optical printer]
— разновидность кинокопировальных аппаратов, позволявшая печатать изображение с разных негативов на одной пленке
 
 

Трекинг

[Tracking]
— технология и процесс определения позиции и ориентации объекта, а также траектории его движения в пространстве
 
 

Ускоренная съемка/Рапид

[Overcranking/Slow motion/Slo-mo/High-speed photography]
— эффект замедленного движения, достигаемый съемкой с кадровой частотой выше 24 кадров в секунду
 
Пример – кадр из фильма «Повелитель бури»
 
 

Фронтпроекция

[Front-projection]
— технология комбинированной съемки, позволяющая совмещать в кадре объект с ранее отснятым фоном
 
 Открывающий эпизод «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика снят с использованием фронт проекции
 
 

Хромакей/Хромак

[Chroma key/Chroma keying/Chroma key compositing]
— технология наложения и совмещения нескольких изображений, при которой снимаемый объект располагается на однотонном фоне, заменяемым на пост-продакшне изображением; также под хромакеем часто имеют ввиду и сам цветной фон
 
Как правило, хромакей бывает или зеленый (green screen), или синий (blue screen). Это связано с тем, что таких цветов не бывает в оттенках кожи человека. При этом преимущества зеленого фона перед синим в том, что его проще осветить, он дешевле в производстве, а при съемке на натуре он не совпадает с цветом неба
 
Одним из первых фильмов, в котором был использован хромакей, является «Багдадский вор» 1940 года. Постановщик спецэффектов фильма Лоуренс Батлер был удостоен за свою разработку премии «Оскар».

Примеры использования хромакея
 
 

Циклорама

[Cyclorama/Cyc]
— фоновая конструкция, не имеющая резкой границы между горизонтальной плоскостью и вертикальной, что создает ощущение перспективы; однотонная циклорама используется как хромакей

Циклорама. Снятый на фоне циклорамы кадр из фильма «Запретная планета» (1959)
Циклорама. Снятый на фоне циклорамы кадр из фильма «Запретная планета» (1959)
 
 

Эффект Шюфтана/Процесс Шюфтана/Зеркальный метод

[Schüfftan process]
— метод комбинированной съемки, заключающийся в органичном совмещении объектов съемки с визуально измененными при помощи системы зеркал макетами
 
Эффект был открыт немецким оператором Эженом Шюфтаном, и впервые применен им в фильме Фрица Ланга «Метрополис»
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 2105
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1755
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1632
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1561
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1378
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1344
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее