Практика

Словарь: Спецэффекты. Визуальные эффекты

В этом выпуске словаря: визуальные эффекты и компьютерная графика, виды цифровой обработки изображения, что такое хромакей, превиз, симулькам и маска, а также открытия Мельеса, Лукаса и Кэмерона


CGI/Computer-generated imagery

— изображение, создаваемое с помощью трехмерной компьютерной графики
 
Что почитать – Antony A. Apodaca, Larry Gritz – «Creating CGI for Motion Pictures»
 
 

Go motion animation

— разновидность stop motion animation, при которой снимаемые фигурки присоединяют к управляемым компьютером моторам, чтобы они двигались в момент экспозиции каждого кадра. Делается это для того, чтобы добиться motion blur (размытия в движении) и таким образом – более реалистичной анимации 


Модель в фильме «Победитель дракона» 1981 года

 
Один из первых случаев применения go motion – сцена из V эпизода «Звездных войн» «Империя наносит ответный удар»
 
 

Stop motion animation

— метод покадровой съемки, когда снимаются неподвижные объекты, положение которых слегка меняется для каждого следующего кадра
 
Классический пример использования stop motion в кино — «Кинг Конг» 1933 года
 

VFX-продюсер/Продюсер визуальных эффектов

[VFX-producer/Visual effects producer]
— специалист, занимающийся вопросами бюджета, графика и организации работ в области визуальных эффектов
 
 

VFX-супервайзер/Супервайзер визуальных эффектов

[VFX-supervisor/Visual effect supervisor]
— специалист, отвечающий за художественные и технические вопросы постановки визуальных эффектов
 
Что почитать: супервайзер визуальных эффектор Алексей Гусев («22 минуты», «Форт Росс: В поисках приключений», «Батальон смерти») о своей профессии
 
 

Бипак

[Bipack]
— прием комбинированной съемки, предполагающий одновременное использование в киносъемочном аппарате двух кинопленок
 
 

Блуждающая маска

[Travelling mask/Travelling matte]
— разновидность комбинированной съемки, при которой объекты в кадре совмещаются с фоном при помощи двойной экспозиции. Создаваемая оптическим образом маска используется для того, чтобы при печати фона в кадр закрыть от экспозиции часть кадра, в которую позже будет впечатан отснятый в другом месте и в другое время объект. Для печати объекта в уже напечатанный фон используют контрмаску, обратную первой. Блуждающей маска называется потому, что двигается по кадру вместе с отснятым объектом.

Применение блуждающей маски в фильме «Когда сталкиваются миры» (1951)
Применение блуждающей маски в фильме «Когда сталкиваются миры» (1951)
 
 

Визуальные эффекты/Оптические эффекты

[Visual effects/VFX]
— различные оптические (а также компьютерные) способы создания несуществующих сцен, действий или образов, и изменения уже отснятого материала
 
Что посмотреть: развитие визуальных эффектов за 100 лет кино 
 
 
Что посмотреть: фильмы-обладатели премии «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты»
 
 
 
 

Вытеснение/«Шторка»

[Wipe]
— эффект, используемый в качестве монтажного перехода, когда новый кадр постепенно замещает собой предыдущий

Применение вытеснения в фильме «Молодой Франкенштейн« (1974)
Применение вытеснения в фильме «Молодой Франкенштейн« (1974)
 
 

Захват движения

[Motion capture/Mocap]
— технология, позволяющая преобразовывать изображение актера (в т.ч. его движение и мимику) в анимированного персонажа; маркерная система motion capture предполагает использование помимо специальных камер маркеров в виде датчиков или точек; также применяется безмаркерная система, основывающаяся на технологии распознавания образов
 
Среди фильмов, снятых с помощью motion capture: «Полярный экспресс», «Властелин колец», «Кинг Конг», «Аватар», «Рождественская история», «Восстание планеты обезьян», «Хоббит», «Планета обезьян: Революция» и т.д.
Актер Энди Серкис специализируется на исполнении ролей героев, создаваемых с помощью motion capture. В его фильмографии такие образы как Кинг Конг, Голум из «Властелина колец» и «Хоббита», а также шимпанзе Цезарь из франшизы «Планета обезьян»
 

Затемнение

[Fade]
— эффект растворения кадра в однотонном, как правило черном фоне
 
 

Замедленная съемка/Цейтрафер

[Undercranking/Timelapse/Time-lapse photography]
— эффект ускоренного движения, достигаемый съемкой с кадровой частотой ниже 24 кадров в секунду
 
Пример – «пейзажные» кадры фильма «Как я провел этим летом»
 
 

Кейинг

[Keying]
— процесс отделения объекта от зеленого или синего фона хромакея
 
 

Клинап

[Clean up]
— процесс вычищения в кадре лишних деталей, к примеру, микрофонов, шнуров, тросов, отражения съемочной группы в зеркале и т.п., а также замещения затертых мест
 
 

Клинапер

[Clean up artist]
— специалист, занимающийся удалением из кадра лишних деталей, а также их замещением
 
 

Колоризация

[Colorization]
— процесс и технология преобразования черно-белого изображения в цветное
 
Что посмотреть – сюжет передачи «Галилео» о колоризации
 
 

Комбинированная съемка

[Combination shot]
— органичное соединение в одном кадре нескольких элементов из других кадров, снятых в разное время, в разных местах, возможно имеющих разный масштаб и т.д.
 
 
Один из ранних примеров комбинированных съемок – фильм Жоржа Мельеса «Человек с резиновой головой»
 
 
 
Что посмотреть: документальный фильм о технологиях комбинированных съемок в СССР «Великие комбинаторы»

Кадр из фильма «Человек с резиновой головой» (1901)
Кадр из фильма «Человек с резиновой головой» (1901)
 
 

Композитинг/Композ

[Compositing]
— процесс цифрового объединения нескольких визуальных элементов в единое изображение, к примеру, комбинирование 3D-графики, съемочного материала, подсъемок и т.п., а также сведение различных слоев по цвету и ряду других параметров
 
Пример – композитинг в сериале «Джон Адамс»
 
 
Что почитать: Стив Райт – «Цифровой композитинг в кино и видео»
 
 
 
 

Композер/Композитинг-артист

[Compositing artist]
— специалист, завершающий визуальную обработку изображения компановкой различных элементов в единой целое
 
 

Компьютерная графика

[Computer graphics]
— процесс и результат синтеза и обработки изображения с помощью компьютера  
 
Первым фильмом, в котором почти все визуальные эффекты были сделаны с помощью компьютерной графики был «Трон» 1982 года. Провалившаяся в прокате, картина со временем обрела статус культовой и стала вехой в применении компьютерных технологий на экране.
 
 

Контроль движения

[Motion control]
— технология, позволяющая камере в точности повторять ранее произведенное или предварительно запрограммированное движение; используется, когда требуется объединить несколько изображений, снятых в движении
 
 
Впервые технология контроля движения использовалась при съемках IV эпизода «Звездных войн» «Новая надежда»
 
 

  Что посмотреть: видео об устройстве и принципах работы технологии контроля движения
 
 

Концепт/Концепт-арт/Концепт-дизайн

[Concept]
— подготовительные изобразительные материалы, создающиеся для того, чтобы передать идею и атмосферу будущего фильма
 
Пример – концепт-арт «Звездных войн»
 
 

Лид-композер

[Lead compositing artist]
— специалист, отвечающий за работу композеров
 

Люмакей

[Luma key]
— технология замены самой яркой или, что реже, самой темной части изображения
 
 

Маркер

[Marker]
— опорные точки на декорации, на костюме или на теле актера, которые фиксируются камерами и служат основой для создания виртуальной модели

Аарон Экхарт и маркеры в фильме «Темный рыцарь» (2008)
Аарон Экхарт и маркеры в фильме «Темный рыцарь» (2008)
 
 

Маска

[Matte/Mask]
— фрагмент одного изображения, накладываемый поверх другого

 Пример – кадры, снятые с использованием маски в фильме Альфреда Хичкока «Головокружение»

Кадры из фильма «Головокружение» (1958)
Кадры из фильма «Головокружение» (1958)
 
 

Матчмувинг

[Match moving]
— технология, позволяющая располагать компьютерную графику в отснятом кадре путем отслеживания траектории движения камеры и расположения объектов в сцене
 
 

Многократная экспозиция/Мультиэкспозиция

[Multiple exposure]
— прием, заключающийся в эффекте сочетания в одном кадре нескольких изображений, что достигается наложением нескольких кадров друг на друга
 
 

Моделирование

[Modeling]
— процесс создания модели объекта, дающей первоначальное представление о его основных параметрах
 
 

Модельщик/Моделлер

[Modeling]
— специалист, занимающийся созданием компьютерных трехмерных объектов на ранней стадии
 
 

Морфинг

[Morphing]
плавный переход одного изображения в другое через схожие опорные точки
 
 

Мэтт-пэйнтинг/Мэтт-пэйнт

[Matte painting]
— рисованное изображение ландшафта, пейзажа и любого другого пространства, заменяющее натурные съемки
 
 Примеры мэтт-пэйнтига во «Властелине колец»
 
 

Наплыв

[Dissolve/Lap dissolve]
— эффект, при котором изображение одного кадра постепенно переходит в изображение следующего при помощи двойной экспозиции

 Примеры наплыва в фильме «Эффект бабочки»
 
 

Неподвижная маска

[Static mask/Static matte]
— разновидность комбинированной съемки, при которой часть снимаемого кадра закрывается маской в виде светонепроницаемой заслонки, с тем, чтобы на закрытую часть кадра затем заснять другое изображение
 
 

Обратная съемка

[Reverse]
— эффект, возникающий при проекции заснятого действия в обратном направлении
 
 Пример – сцена из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»
 
 

Оцифровка

[Digitizing/Digitization]
— процесс перевода изображения или звука в цифровой вид
 
 

Пайплайн

[Pipeline]
— общий план и процесс разработки и производства компьютерной графики, преобразования сценария в изобразительный ряд
 
 

Превизуализация/Превиз/Аниматик

[Previsualization/Preview/Pre-viz/Animatics]
— компьютерное моделирование сцен будущего фильма, позволяющее на этапе пре-продакшна экспериментировать с мизансценой, освещением, движением камеры, спецэффектами и т.п.; обычно используется для подготовки сложных постановочных эпизодов
 
Пример – превиз одной из сцен фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
 
 

Рирпроекция

[Rear projection/Process photography]
— разновидность комбинированной съемки, при которой объекты съемки, к примеру, актеры, располагаются на фоне кадров натуры, проецируемых на рирэкран; применялась в случаях, когда не было возможности отснять сцену на натуре, а также для создания особой атмосферы
 
 Пример – рирпроекция в фильме Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад»
 
 

Рендеринг

[Rendering]
— процесс формирования изображения по созданной ранее компьютерной модели; при этом просчитываются различные параметры и показатели изображения, к примеру, свет, тень, отражения, блики и т.д.
 
 Что почитать: «Рендеринг: За кулисами 3D визуализации» 
 
 

Риггинг

[Animation setup]
— процесс установления иерархической зависимости между элементами скелета объекта, к примеру, между частями тела персонажа; необходим для достоверной передачи движения объекта
 
Пример – риггинг персонажа мультфильма «Цыган»
 
 

Ротомация

[Rotomation]
— процесс замены реального актера в отснятом кадре анимированным персонажем
 
 

Ротоскопинг

[Rotoscoping]
— процесс в композитинге, заключающийся в покадровой обрисовке и вырезании того или иного объекта для его отделения от фона и получения маски
 
 

Ротоскопер

[Rotoscoper]
— специалист, занимающийся вырезанием объектов в кадре для их удаления или совмещения с другими объектами и т.д.
 
 

Сетап

[Animation setup]
— процесс настройки 3D-объекта, к примеру, персонажа; включает риггинг, скиннинг, настройку движений, динамики волос и т.д.
 
 

Сетапщик

[Setupper]
— специалист, занимающийся настройкой 3D-объекта
 
 

Симулькам

[Simulcam]
— технология, позволяющая накладывать CGI на изображение актера в режиме реального времени
 
Технология была разработана для картины Джеймса Кэмерона «Аватар»


 
 

Скиннинг

[Skinning]
— процесс установления зависимости между скелетом объекта и его моделью
 
 

Спецэффекты/Специальные эффекты

[Special effects/SP-EFX/SPFX/SFX/FX]
— различные технологические приемы в кино, применяемые для создания сцен, действий и образов которые или не существуют в действительности, или в силу разных причин не могут быть отсняты; также применяются для корректировки уже отснятого материала; принято выделять визуальные эффекты (комбинированная съемка, оптические эффекты, монтажные, а также компьютерные) и механические (или физические) (пиротехника, макеты, трюковые постановки, грим и т.д.)
 
 

Стереограф

[Stereo supervisor]
— специалист, занимающийся настройкой камер и отвечающий за качество изображения при съемках 3D
 
 

Текстурирование

[Texturing]
— процесс придания тех или иных свойств модели объекта, к примеру, определенного цвета, параметров блеска, отражения, различных качеств поверхности, рельефа и т.д.
 
 

Текстуровщик/Художник по текстурам

[Texture artist]
— специалист, занимающийся созданием текстур
 
 

Трехмерная графика/3D-графика

[3D computer graphics]
— одна из разновидностей компьютерной графики, позволяющая создавать пространственное объемное изображение
 
 

Трехмерный кинематограф/Стереокинематограф

[3D film]
— вид съемки, создающий иллюзию глубины пространства, возникающей благодаря бинокулярному устройству зрения человека; предполагает одновременную съемку двумя камерами или двумя объективами
 
Что почитать – «История изобретения 3D»
 
 

Трюкмашина/Аппарат трюковой печати/Аппарат комбинированной печати

[Optical printer]
— разновидность кинокопировальных аппаратов, позволявшая печатать изображение с разных негативов на одной пленке
 
 

Трекинг

[Tracking]
— технология и процесс определения позиции и ориентации объекта, а также траектории его движения в пространстве
 
 

Ускоренная съемка/Рапид

[Overcranking/Slow motion/Slo-mo/High-speed photography]
— эффект замедленного движения, достигаемый съемкой с кадровой частотой выше 24 кадров в секунду
 
Пример – кадр из фильма «Повелитель бури»
 
 

Фронтпроекция

[Front-projection]
— технология комбинированной съемки, позволяющая совмещать в кадре объект с ранее отснятым фоном
 
 Открывающий эпизод «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика снят с использованием фронт проекции
 
 

Хромакей/Хромак

[Chroma key/Chroma keying/Chroma key compositing]
— технология наложения и совмещения нескольких изображений, при которой снимаемый объект располагается на однотонном фоне, заменяемым на пост-продакшне изображением; также под хромакеем часто имеют ввиду и сам цветной фон
 
Как правило, хромакей бывает или зеленый (green screen), или синий (blue screen). Это связано с тем, что таких цветов не бывает в оттенках кожи человека. При этом преимущества зеленого фона перед синим в том, что его проще осветить, он дешевле в производстве, а при съемке на натуре он не совпадает с цветом неба
 
Одним из первых фильмов, в котором был использован хромакей, является «Багдадский вор» 1940 года. Постановщик спецэффектов фильма Лоуренс Батлер был удостоен за свою разработку премии «Оскар».

Примеры использования хромакея
 
 

Циклорама

[Cyclorama/Cyc]
— фоновая конструкция, не имеющая резкой границы между горизонтальной плоскостью и вертикальной, что создает ощущение перспективы; однотонная циклорама используется как хромакей

Циклорама. Снятый на фоне циклорамы кадр из фильма «Запретная планета» (1959)
Циклорама. Снятый на фоне циклорамы кадр из фильма «Запретная планета» (1959)
 
 

Эффект Шюфтана/Процесс Шюфтана/Зеркальный метод

[Schüfftan process]
— метод комбинированной съемки, заключающийся в органичном совмещении объектов съемки с визуально измененными при помощи системы зеркал макетами
 
Эффект был открыт немецким оператором Эженом Шюфтаном, и впервые применен им в фильме Фрица Ланга «Метрополис»
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4856
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 4767
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3919
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее