Практика

Автотрюки в кино: съемки погонь и не только

Не секрет, что во время съемок автомобильных сцен сами актеры машину не водят. Для этого есть множество причин, главная из которых — безопасность всей съемочной команды

  • 21 декабря 2017
  • 9381
Надежда Маркалова

Автомобильные трюки делают люди, которые тренируются всю жизнь. Потому что даже за месяц-другой, отпущенных на подготовку к съемкам, такому не научишься. Да и не нужно! Все-таки, актерская работа состоит не в этом.

Когда актеру нужно играть в машине и разыгрывать езду, водителем авто становится человек, сидящий на крыше машины в специальной клети. Вот оттуда сверху он и рулит, чтобы актеры фокусировались на игре и диалогах.

Подобную конструкцию можно видеть почти на каждом фильме с автогонкам. На съемках фильма «Малыш на драйве» (2017) / Фото: Brant Sanderlin 
Подобную конструкцию можно видеть почти на каждом фильме с автогонкам. На съемках фильма «Малыш на драйве» (2017) / Фото: Brant Sanderlin 

Но чаще всего, когда особо активных трюков изображать не нужно, а нужно просто говорить, автомобиль с актером ставят на автоплатформу. Причем авто даже может быть не в полной комплектации. Как видите на фото ниже, у машины на платформе может не быть колес и даже других частей, не говоря уже, что и мотор ей совсем не нужен.

Эту платформу везут по локации и снимают актера внутри машины. Но на самом деле мы должны поговорить про трюки.
На съемках фильма «Лок» (2013) / Фото: A24

На съемках фильма «Лок» (2013) / Фото: A24

На съемках фильма «Лок» (2013) / Фото: A24

На съемках фильма «Лок» (2013) / Фото: A24

Полеты и кувырки


В кино есть два самых распространенных трюка: вылет машины с обрыва и ее кувыркание по склону.

Для первого трюка обычно используют воздушную пушку или таран. Но без дополнительной работы машина с обрыва вылетит весьма прозаично. Для пущей кинематографичности в падение обычно добавляют других эффектов: у авто открывается и/или отваливается дверь или колесо. Само по себе это не произойдет, поэтому эффекты приходится «программировать» с помощью механических устройств заранее.

Напомню, что кино снимается маленькими кусочками — планами или шотами, поэтому съемки сложных сцен, например, автогонок, планируются и исполняются по шотам, и для каждого из них могут применяться совершено разные технологии и эффекты. Вот, например, рассказ о постановке весьма эффектной автогонки для фильма «Джон Уик 2».
 
На съемках фильма «Джон Уик 2» (2017)

Для кувыркания машины автомобиль прежде всего укрепляют. Дело в том, что обычный автомобиль при перевороте «схлопнется» — у него подломятся стойки крыши, и водитель имеет все шансы погибнуть. Чтобы этого не случилось, стойки укрепляют так, чтобы они могли удержать вес той части машины, что окажется сверху при перевороте. Так водитель-каскадер оказывается в укрепленной клети и никакие кульбиты ему не страшны.

Чтобы машине отправиться в такой кульбит, ей нужно наехать на специальный трамплин, но это не всегда возможно. В таком случае позади водителя в авто монтируют направленную вниз воздушную пушку на жидком азоте. В нужный момент сжатый газ выстреливает в землю металлический болт и автомобиль взлетает в воздух. Здесь важно, чтобы этот металлический болт не попал потом в машину, оказавшуюся сзади. На съемках фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» этот вопрос был очень важен: от машины ничего не должно отлетать, потому что автомобили в сцене ехали плотной группой. Поэтому специалистам по спецэффектам пришлось придумать другое устройство.

Они сделали мобильный флиппер — пневматическую «лопатку», которая сразу после удара о землю прижимается обратно к днищу машины, не оставляя за собой опасного груза. Во время тестов каскадер Гай Норрис сделал с помощью этого флиппера 8,5 оборотов на скорости 96,5 км/ч. Это было бы рекордом для кино, но во время съемки у него получилось только 5 оборотов.

Гай Норрис на съемках фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) / Фото: Jasin Boland
Гай Норрис на съемках фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) / Фото: Jasin Boland

И, раз уж мы вспомнили фильм «Безумный Макс: Дорога ярости», то нельзя не отметить в нем еще один смертельно опасный автотрюк. Тот же Гай Норрис должен был разогнать 16-колесную фуру Фуриосы до 96 км/ч. и врезаться в другой грузовик, не сбавляя скорости. Такой удар смертелен для водителя, поэтому команде Гая Норриса пришлось разработать специальное устройство — выносную клеть для водителя, расположенную на рельсах сбоку. Во время столкновения клеть некоторое время должна продолжать движение вперед по рельсам вдоль машины, одновременно гася скорость. Так удар был растянут во времени, а перегрузка в каждый момент времени уже не была смертельной для человека. Этим потрясающим трюком Гай Норрис закончил свою 35-летнюю карьеру каскадера и теперь занимается исключительно изобретением и постановкой трюков.
На съемках фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)

Одним из самых интересных трюков с использованием воздушной пушки был переворот 18-колесного грузовика в фильме «Темный рыцарь». Супервайзер спецэффектов фильма Крис Корбулд рассчитал весь трюк, а Джим Уилки блестяще исполнил его на узкой улочке Чикаго. Это была самая большая воздушная пушка, когда-либо размещенная в автомобиле. Кабина водителя была укреплена, а связь между кабиной и кузовом закреплена намертво. Обычно эта связь довольно гибка, но здесь нужно было выдержать ось разворота.

Исполнение трюка усложнялось двумя факторами: это была улица в банковском районе, с обеих сторон находились стеклянные фасады; прямо под дорогой проходила линия метрополитена (в Америке он расположен совсем у поверхности), поэтому выстрелить в асфальт из пушки можно было только в двух точках. Во всех других местах пушка пробила бы покрытие метро. Трюк был исполнен в тестовом режиме на пустыре за городом. И только когда Корбулд и его команда были абсолютно уверены в исходе дела, они привезли грузовик в Чикаго.
 
На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008)


Трюки, вошедшие в историю




Но вернемся к истории. Автотрюки были частью кинематографа с самого его рождения. И они всегда требовали инженерной смекалки и точного исполнения. Ведь на кону всегда была жизнь человека!

Еще в фильмах Мака Сеннета во времена немого кино каскадеры проделывали невероятные трюки. И над постановкой действа трудилась команда инженеров, ведь автомобиль сам не проедет между трамваями. Он должен сложиться, да еще так, чтобы не причинить вреда людям.

Автопогони были частью любого боевика, правда, их не всегда снимали «вживую». Часть кадров делали с помощью макетов, а часть — с помощью рир-проекции и других кинотрюков. Даже бесстрашный Бастер Китон не брезговал спецэффектами, и в его команде были инженеры, которые рассчитывали все трюки до сантиметра.
 
Для исполнения этого трюка Бастер Китон действительно научился управлять мотоциклом, сидя на руле! Сцена из фильма «Шерлок-младший» (1924)

Самые зрелищные трюки, однако, вошли в историю. Например, переворот автомобиля в полете над рекой в фильме «Человек с золотым пистолетом» (кстати, автомобили всегда были большой частью бондианы). Это был первый трюк, который рассчитывали с помощью компьютера.

По сюжету Бонд уходит от погони в Таиланде, но там, где должен быть мост через реку, лежат только развалины. Он разгоняется и с помощью упавшей части моста «закручивает» машину в полете, приземляясь на другую сторону речки.
 
Сцена из фильма «Человек с золотым пистолетом» (1974)

Трюк реализовали в 1974 году на автомобиле AMC Hornet X за один дубль, авто сделало оборот в 270 градусов. Сначала авторы создали компьютерную модель полета. Это была примитивная «проволочная» модель, но она сослужила свою службу.

Проекция трюка в фильме «Человек с золотым пистолетом» (1974)
Проекция трюка в фильме «Человек с золотым пистолетом» (1974)

Идея трюка принадлежит американскому гонщику Джею Миллигану, который проделал его в 1972 году. Он сам предложил этот трюк продюсерам «Бонда», которые тут же заручились патентом, запрещающим использовать этот трюк в более ранних фильмах. Но исполнение трюка на автодроме и на локации — разные вещи.

Чтобы минимизировать риски, продюсеры обратились в лабораторию аэронавтики к Рэймонду Р. МакХенри, исследовавшему физику полетов, а позже — автомобилей. Это позволяло рассчитывать нужные компоненты без необходимости все время бить автомобили в краш-тестах. Он разработал специальную программу HVOSM, учитывающую фундаментальные законы физики (динамику твердых тел) и взаимодействие элементов, таких, как трение шин, свойства подвески, структура транспортного средства и так далее.
 
На съемках фильма «Человек с золотым пистолетом» (1974)

В данном случае ученых заинтересовала сама задача, ведь задачи обернуть легковушку вокруг своей оси в полете у них никогда не было. Они рассчитывали реальные жизненные ситуации, а полетные качества легковушки считать не требовалось.
 
Сцена из фильма «Человек с золотым пистолетом» (1974)

МакХенри использовал свою программу, чтобы сделать дизайн «развалин» моста с обеих сторон речки для воспроизведения трюка Миллигана на локации в Таиланде. Важным было правильно рассчитать угол «взлета» и «приземления», а также — скорость авто, учитывая ограничения по расстоянию. Визуализация была грубой, но выглядела потрясающе, даже в виде проволочной конструкции. И она была очень точной. Да, и автомобиль тоже модифицировали клетью внутри. Каскадер Лорен Уиллард проделал этот трюк с первого раза, и автомобиль приземлился именно так, как «предсказал» компьютер. Происходящее снимали восемью камерами, а потом замедлили, чтобы зрители могли насладиться каждой секундой этого краткого полета.

Каскадерские трюки — это отдельная индустрия внутри киноиндустрии, и эти люди помнят и чтут своих героев. И даже цитируют их в своей работе точно так же, как это делают кинематографисты других профессий.

Например, трюки с грузовиком в фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» были данью уважения Якиме Канатту — известному трюкачу Золотой эры Голливуда, единственному каскадеру, получившему «Оскар» за вклад в кинематограф. Участвуя в старых вестернах, он изобрел несколько трюков: перепрыгивание с лошади на транспортное средство и пролезание под каретой дилижанса. Эти трюки и повторили в «Ковчеге» Вик Армстронг и его коллеги.
 
Стивен Спилберг — большой фанат фильмов Золотого века. Он создал этот трюк специально. На съемках фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)

Гленн Рандалл вел грузовик, а его друг Терри Леонард исполнял трюк. Чтобы у артиста было больше места под машиной, по центру дороги вырыли неглубокую траншею, которая позволяла каскадеру избежать травм.
 
Сцена из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)
 

А что сегодня?


Сегодня все опасные трюки снимаются в павильоне на специальных механических устройствах, управляемых компьютером. Например, последние фильмы серии «Форсаж», где зрелищность трюков превосходит все мыслимые пределы. О последнем «Форсаже» мы писали отдельно, но предыдущие части франшизы тоже не отстают.
 
На съемках фильма «Форсаж 7» (2015)

Сцены, где автомобиль висит под самолетом или падает из него, сделаны с помощью механических платформ и работы с камерой. Конечно, когда авто выбрасывают с самолета, в ход идут и реальные кадры падения машин. Но эти автомобили были специально облегченными и пустыми. А кадры с актерами внутри них — это уже студийная съемка с помощью гидравлических гимбалов.
 
На съемках фильма «Форсаж 7» (2015)

Сегодня, когда легко можно сделать все с помощью цифровых дублеров, кинематографисты зачастую продолжают использовать реальные автомобили для съемки погонь или трюков. Например, в фильме «Малыш на драйве» в большинстве случаев использовались реальные авто, которыми управляли опытные гонщики. Однако не стоит всегда полностью верить шуму промокампаний — машины-то, может, и реальные, но компьютерная графика все равно используется — для удаления из кадра страховочных устройств и ригов. Сочетание технологий делает работу людей безопаснее, а результат их труда — зрелищнее.

 

Обложка: на съемках фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) / Warner Bros.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3856
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2202
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1870
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1817
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1655
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1599
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее