Катастрофы на экране: быстро, дешево и безопасно
Классические примеры: «Метрополис», «Ноев ковчег» и «Потоп»
Город построили в небольшом павильоне с использованием усиленной перспективы. Это значит, что по мере удаления от зрителя постройки дополнительно уменьшались в размерах, чтобы создать иллюзию бОльшего пространства, чем есть на самом деле. Так три метра превращались в 350.
Но пейзаж редко делают просто для красоты. Часто с этим макетом по ходу событий что-то должно произойти. Например, его должна залить гигантская волна или в нем должен произойти огромный взрыв. Это сегодня такие вещи делают на компьютере, но в докомпьютерные времена иного способа, кроме как построить и разрушить макет, не было.
Миниатюра для фильма «Только представьте!»
Макеты использовали для съемки разрушений еще во времена немого кино. Помимо упомянутой в прошлой статье «Катастрофы Сан-Франциско», был, например, фильм «Ноев ковчег» 1927 года, в котором можно увидеть, как гигантская волна сносит город. Несмотря на все попытки кинематографистов создать убедительный образ потопа, модель города все-таки выглядела как модель, и это отмечали даже зрители. А все потому, что вода — это очень сложный материал. Она не масштабируется из-за своих физических свойств: сила поверхностного натяжения не дает сделать каплю меньше, чем та, что сформирована естественным образом. Поэтому, например, для создания миниатюрного водопада спецэффектники придумывали так называемую «сухую воду». Иногда эту роль исполнял гипсовый порошок, иногда — смесь муки и пищевой соды. Но вот залить город «сухой» волной не получится — этот фокус проходит только с водопадами.
Работа с огнем: «День независимости»
Не масштабируется и огонь, поэтому для сцен с пожаром тоже строят максимально большие макеты.
На фильме «День независимости» Роланду Эммериху потребовалась огненная волна, которая прокатывалась бы по городу. Для съемки этих сцен построили городской квартал в масштабе 1:24. Все здания укрепили на одной платформе размером 2,5 метра в ширину и 6 метров в длину. После этого платформу поставили под углом на край — так, чтобы огонь катился по городскому кварталу вверх, как по дымоходу. Внизу заложили пиротехнические заряды, а камеру подвесили сверху. Естественно, камера должна снимать с высокой скоростью, чтобы потом, растянув этот взрыв раз в 10, замедлить движение огня и таким образом увеличить расстояние между объектами.
Строительные материалы: «Терминатор 2»
Еще одна известная сцена разрушений городских кварталов есть в фильме «Терминатор 2: Судный день». Братья Скотаки из компании 4Ward Productions создали потрясающие виды ядерного взрыва в центре Лос-Анджелеса.
Модель города в масштабе 1:8 занимала площадку шириной 10 и длиной 13,7 метров. Дома имели металлический каркас, но фасады делали из хрупких и иной раз очень нестандартных материалов, например, крекеров. «Интерьеры» таких зданий заполняли хлопьями «Корнфлейкс», которые разлетались как мелкие обломки. Каркасы зданий с обратной стороны прикрепили к тросам, которые соединялись с противовесами. По команде вес сбрасывали вниз, и дома втягивались назад.
Машины были частично готовыми моделями, а частично отлиты по формам для других фильмов. Двигались они с помощью лебедок и тросов, протянутых под дорогой. Крюки от тросов цеплялись к машинам через тонкую щель.
Всего сняли восемь дублей. Съемка велась со скоростью 60 fps. На повторную сборку модели уходило до двух с половиной дней.
Проблема в том, что когда модель уже была готова, а пушки — установлены, пришел Джеймс Кэмерон и сказал, что взрыв должен катиться по экрану в противоположную сторону. Чтобы не переделывать весь макет, Скотаки поменяли положение водителей, развернули транспорт на дороге, сделали дорожные знаки в зеркальном исполнении и сняли всю сцену в зеркало.
Миниатюра Нью-Йорка для фильма «Годзилла» (1989)
Уменьшаем масштаб
Это была красивая гипсовая модель чуть более четырех метров в длину. Внутри модели проложили праймокорд и установили заряды с горючим, чтобы оно красиво взметнулось огненным шаром. Взрыв снимали девятью камерами с разными скоростями. Максимальная скорость съемки достигала 300 кадров в секунду. Это замедлило происходящее в 12 раз. Потребовался только один дубль, правда до этого модель Белого дома пережила множество тестов.
Современный подход
Падать она должна была последовательно, снизу вверх: сначала нижние этажи, потом верхние, поэтому каждый этаж посадили на собственную несущую конструкцию. Кроме того, каждый из шести этажей был поделен еще на шесть сегментов, которых всего получилось 48: у каждого из них было собственное место в последовательности разрушения.
Соответственно, внутри конструкции было 48 тросов, которые должны были рушить свой сегмент этажа. Вот эта последовательность срабатывания тросов и была запрограммирована на компьютере с учетом скоростной съемки взрыва. Взрыв снимали пятью камерами со скоростью 72 кадра в секунду. Но самое интересное — в первый раз миниатюрная башня тоже упала не туда. Специалистам студии пришлось заново отливать отдельные детали конструкции и повторять взрыв снова.
Макеты или CGI?
Хуан Антонио Байона на съемках фильма «Голос монстра» предпочел разрушать модели
Еще по теме
15 российских фильмов 37-го Московского кинофестиваля: актуально, смешно и нецензурно
![](https://tvkinoradio.ru/wp-content/uploads/2022/06/2022-06-13-303-214x300.jpg)
Как создавались монстры в новом «Хеллбое»
Основые принципы синтеза звуков
Как это снято: «Шербурские зонтики»
![Мосфильм фильмы](https://tvkinoradio.ru/wp-content/uploads/2024/09/mosfilm.webp)
Лучшие фильмы киностудии «Мосфильм»
Эксперимент с «Призрачной нитью» Пола Томаса Андерсона: 35 мм в формате 70 мм
![](https://tvkinoradio.ru/wp-content/uploads/2022/06/0-331-300x225.jpg)
6 лучших зарубежных экранизаций отечественной классики
![Лимитчицы где снимали](https://tvkinoradio.ru/wp-content/uploads/2023/03/limit3.jpg)