Практика

Катастрофы на экране: быстро, дешево и безопасно

Мы знаем, как выдать макеты городов за настоящие урбанистические пейзажи, но что, если их надо красиво разрушить, взорвать или затопить? Обращаемся к опыту мастеров по спецэффектам

  • 28 мая
  • 5889
Надежда Маркалова

В статье о пейзажах, созданных при помощи миниатюр, мы обрисовали, на что стоит обратить внимание, чтобы сделать их как можно более достовернее.  На этот раз мы немного поговорим о самых выдающихся пейзажных миниатюрах и посмотрим, какие «жестокости» творили с ними специалисты по спецэффектам во имя великой Иллюзии кино.
 

Классические примеры: «Метрополис», «Ноев ковчег» и «Потоп»


Одним из самых известных миниатюрных городов в истории кино стал Метрополис из одноименного фильма Фрица Ланга. Почти вся фантастика, снятая позже, так или иначе отсылает к нему.

Город построили в небольшом павильоне с использованием усиленной перспективы. Это значит, что по мере удаления от зрителя постройки дополнительно уменьшались в размерах, чтобы создать иллюзию бОльшего пространства, чем есть на самом деле. Так три метра превращались в 350. 
Процесс создания и покадровой анимации модели «Метрополиса»

Процесс создания и покадровой анимации модели «Метрополиса»

Процесс создания и покадровой анимации модели «Метрополиса»

Процесс создания и покадровой анимации модели «Метрополиса»

Процесс создания и покадровой анимации модели «Метрополиса»

Процесс создания и покадровой анимации модели «Метрополиса»

В 1930 году вдохновленные «Метрополисом» американцы сделали свою версию под названием «Только представьте!».  Их миниатюрный футуристический Нью-Йорк занимал целый авиационный ангар! Маленькие машинки двигались на тонких конвейерных лентах, а всего было девять уровней трафика. Постройка миниатюры заняла пять месяцев, над ней трудилось 200 человек, и стоила она 250 тысяч долларов, что по тем временам было немало.
 

Но пейзаж редко делают просто для красоты. Часто с этим макетом по ходу событий что-то должно произойти. Например, его должна залить гигантская волна или в нем должен произойти огромный взрыв. Это сегодня такие вещи делают на компьютере, но в докомпьютерные времена иного способа, кроме как построить и разрушить макет, не было.

Миниатюра для фильма «Только представьте!»Миниатюра для фильма «Только представьте!»

Макеты использовали для съемки разрушений еще во времена немого кино. Помимо упомянутой в прошлой статье «Катастрофы Сан-Франциско», был, например, фильм «Ноев ковчег» 1927 года, в котором можно увидеть, как гигантская волна сносит город. Несмотря на все попытки кинематографистов создать убедительный образ потопа, модель города все-таки выглядела как модель, и это отмечали даже зрители. А все потому, что вода — это очень сложный материал. Она не масштабируется из-за своих физических свойств: сила поверхностного натяжения не дает сделать каплю меньше, чем та, что сформирована естественным образом. Поэтому, например, для создания миниатюрного водопада спецэффектники придумывали так называемую «сухую воду». Иногда эту роль исполнял гипсовый порошок, иногда — смесь муки и пищевой соды. Но вот залить город  «сухой» волной не получится — этот фокус проходит только с водопадами.
Вода выдает размер миниатюры в фильме «Битва титанов» (1981)

Вода выдает размер миниатюры в фильме «Битва титанов» (1981)

Вода выдает размер миниатюры в фильме «Битва титанов» (1981)

Вода выдает размер миниатюры в фильме «Битва титанов» (1981)

Вода выдает размер миниатюры в фильме «Битва титанов» (1981)

Вода выдает размер миниатюры в фильме «Битва титанов» (1981)

Еще один ранний фильм-катастрофа — «Потоп» 1933 года — очень долго считался утерянным, а сами фрагменты катастрофы сохранились благодаря тому, что студия использовала их еще в паре сериалов. В 2016 году удалось найти негатив картины с английским звуком (с 1981 года фильм существовал в итальянском дубляже — считалось, что это единственная уцелевшая копия). Его отреставрировали и в этом году выпустили на Blu-ray. В этом фильме очень смачно и красиво показано, как после сильного землетрясения Нью-Йорк заливает огромная приливная волна. 
 


Работа с огнем: «День независимости»


Не масштабируется и огонь, поэтому для сцен с пожаром тоже строят максимально большие макеты.

На фильме «День независимости» Роланду Эммериху потребовалась огненная волна, которая прокатывалась бы по городу. Для съемки этих сцен построили городской квартал в масштабе 1:24. Все здания укрепили на одной платформе размером 2,5 метра в ширину и 6 метров в длину. После этого платформу  поставили под углом на край — так, чтобы огонь катился по городскому кварталу вверх, как по дымоходу. Внизу заложили пиротехнические заряды, а камеру подвесили сверху. Естественно, камера должна снимать с высокой скоростью, чтобы потом, растянув этот взрыв раз в 10, замедлить движение огня и таким образом увеличить расстояние между объектами. 
Взрыв миниатюры городского квартала для фильма «День независимости»

Взрыв миниатюры городского квартала для фильма «День независимости»

Взрыв миниатюры городского квартала для фильма «День независимости»

Взрыв миниатюры городского квартала для фильма «День независимости»

Взрыв миниатюры городского квартала для фильма «День независимости»

Взрыв миниатюры городского квартала для фильма «День независимости»

Взрыв миниатюры городского квартала для фильма «День независимости»

Взрыв миниатюры городского квартала для фильма «День независимости»

 Строительные материалы: «Терминатор 2»


Из чего делают городские постройки? Из разного типа пластика, гипса, оргстекла, резины, дерева  и пенопласта. Оргстекло и резина представляют легкую, но крепкую основу, которая подходит почти для всех зданий. Но поскольку чаще всего модели создают, чтобы уничтожить, нужны и другие типы материалов. Часто фасады отливаются из специальных смесей материалов, которые при взрыве распадаются особым образом. Например, в гипс добавляют пищевую соду, опилки и другие материалы, которые при разломе дают пыль и мелкие обломки. Но при этом модели становятся слишком хрупкими, и с ними сложно работать. 
 

Еще одна известная сцена разрушений городских кварталов есть в фильме «Терминатор 2: Судный день». Братья Скотаки из компании 4Ward Productions создали потрясающие виды ядерного взрыва в центре Лос-Анджелеса. 

Модель города в масштабе 1:8 занимала площадку шириной 10 и длиной 13,7 метров.  Дома имели металлический каркас, но фасады делали из хрупких и иной раз очень нестандартных материалов, например, крекеров. «Интерьеры» таких зданий заполняли хлопьями «Корнфлейкс», которые разлетались как мелкие обломки. Каркасы зданий с обратной стороны прикрепили к тросам, которые соединялись с противовесами. По команде вес сбрасывали вниз, и дома втягивались назад.

Машины были частично готовыми моделями, а частично отлиты по формам для других фильмов. Двигались они с помощью лебедок и тросов, протянутых под дорогой. Крюки от тросов цеплялись к машинам через тонкую щель.
Процесс создания миниатюры для фильма «Терминатор 2: Судный день»

Процесс создания миниатюры для фильма «Терминатор 2: Судный день»

Процесс создания миниатюры для фильма «Терминатор 2: Судный день»

Процесс создания миниатюры для фильма «Терминатор 2: Судный день»

Естественно, стойки крыши у автомобилей подрезали, а сама крыша была сделана из тонкого свинца, чтобы ее сносило ветром. Стекла для автобусов взяли из защитных шторок микроскопов — они очень хрупкие. Деревья состояли из древесной коры — их тоже подцепили к тросам. Кора ломалась очень правдоподобно, но у деревьев была слишком маленькая площадь, чтобы их ломала ударная волна, поэтому без тросов было не обойтись. Во время восстановления миниатюры специалисты просто заменяли кору внутри дерева. Для создания атмосферы в макет добавили жидкий азот, а также пыль и опилки для пущей имитации мелких осколков и мусора. Обдували макет 10 воздушных пушек. То есть вся взрывная волна — это всего лишь поток воздуха.
 

Всего сняли восемь дублей. Съемка велась со скоростью 60 fps. На повторную сборку модели уходило до двух с половиной дней. 

Проблема в том, что когда модель уже была готова, а пушки — установлены, пришел Джеймс Кэмерон и сказал, что взрыв  должен катиться по экрану в противоположную сторону. Чтобы не переделывать весь макет, Скотаки поменяли положение водителей, развернули транспорт на дороге, сделали дорожные знаки в зеркальном исполнении и сняли всю сцену в зеркало. 

Миниатюра Нью-Йорка для фильма «Годзилла» (1989)Миниатюра Нью-Йорка для фильма «Годзилла» (1989)
 

Уменьшаем масштаб


Частенько по сюжету требуется взорвать не целый квартал, а какое-то одно здание. Например, в «Дне независимости», помимо здания Крайслера, взрывали Белый дом. 
 

Это была красивая гипсовая модель чуть более четырех метров в длину. Внутри модели проложили праймокорд и установили заряды с горючим, чтобы оно красиво взметнулось огненным шаром. Взрыв снимали девятью камерами с разными скоростями. Максимальная скорость съемки достигала 300 кадров в секунду. Это замедлило происходящее в 12 раз. Потребовался только один дубль, правда до этого модель Белого дома пережила множество тестов.
Подготовка миниатюрного Белого дома к взрыву для фильма «День независимости»

Подготовка миниатюрного Белого дома к взрыву для фильма «День независимости»

Подготовка миниатюрного Белого дома к взрыву для фильма «День независимости»

Подготовка миниатюрного Белого дома к взрыву для фильма «День независимости»

Подготовка миниатюрного Белого дома к взрыву для фильма «День независимости»

Подготовка миниатюрного Белого дома к взрыву для фильма «День независимости»

Чаще всего миниатюрные взрывы создаются при помощи воздушных пушек, что замедляет взрыв. Если добавить в это уравнение пыли и блесток, а также  подсветить пыльное облако снизу во время «взрыва», то он получится весьма убедительным. Именно так взрывали миниатюры на съемках комедии «1941». Кстати, Голливудский бульвар для этого же фильма построили из… картонных коробок из-под бытовой техники. 
 

Современный подход


Технологии не стоят на месте. Сегодня, чтобы уронить миниатюру, используют специальные гидравлические подъемники, управлением которыми заведует компьютер. Именно так разрушали знаменитую снежную крепость из фильма Кристофера Нолана «Начало». Сначала съемочная группа взорвала декорацию, выстроенную для них в Калгари. К сожалению, несколько зарядов не сработало, и башня крепости-больницы упала не в ту сторону. Поэтому показывать общий вид процесса ее разрушения было нельзя. 
Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Процесс разрушения миниатюрной снежной крепости для фильма «Начало»

Студия New Deal Studios построила миниатюрную копию этой постройки на собственной автостоянке, рассчитав, как она должна располагаться, чтобы солнечное освещение в момент съемки совпадало с отснятыми в Калгари кадрами. Миниатюра достигала 12 метров в высоту. Это была сложная конструкция, разрушение которой компьютер просчитал до сотых долей секунды.

Падать она должна была последовательно, снизу вверх: сначала нижние этажи, потом верхние, поэтому каждый этаж посадили на собственную несущую конструкцию. Кроме того, каждый из шести этажей был поделен еще на шесть сегментов, которых всего получилось 48: у каждого из них было собственное место в последовательности разрушения. 



Соответственно, внутри конструкции было 48 тросов, которые должны были рушить свой сегмент этажа. Вот эта последовательность срабатывания тросов и была запрограммирована на компьютере  с учетом скоростной съемки взрыва. Взрыв снимали пятью камерами со скоростью 72 кадра в секунду. Но самое интересное — в первый раз миниатюрная башня тоже упала не туда. Специалистам студии пришлось заново отливать отдельные детали конструкции и повторять взрыв снова. 
 

Макеты или CGI?

 

Сегодня производство макетов для кино, конечно, сократилось, но это искусство не исчезло и не исчезнет до конца никогда. Потому что даже самые навороченные компьютеры не способны просчитать все элементы постройки, находящиеся во время разрушения в полном хаосе. Все эти летящие обломки, пыль и огонь проще, быстрее и дешевле снять на модели.

Хуан Антонио Байона на съемках фильма «Голос монстра»Хуан Антонио Байона на съемках фильма «Голос монстра» предпочел разрушать модели



 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6750
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 6431
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 5324
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4739
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4755
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4173
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее