Практика

Полноразмерные механические эффекты в кино

Платформы на гидравлике и пневматике, гимбалы, с помощью которых двигают комнаты, машины, корабли, самолеты и целый кварталы, — поговорим об интересном виде эффектов, практически не поддающемся систематизации

  • 29 июля 2017
  • 3009
Надежда Маркалова

Это самый «разношерстный» вид эффектов, который каждый раз решает особые художественные задачи с помощью уникальных инженерных разработок. Такие механические устройства могут быть любого размера и конструкции. И о них практически нигде не пишут, как об отдельном виде эффектов.

Это могут быть различные двигающиеся платформы, работающие на гидравлике и пневматике. А может быть что-то попроще. Например, в фильме «Приключение «Посейдона» переворачивающаяся декорация корабельной столовой, в которой пассажиры роскошного круизного лайнера праздновали Новый год, приводилась в движение обычным погрузчиком. Причем погрузчик поднимал край декорации дважды, дополнительный наклон камеры при втором подъеме визуально увеличивал угол наклона почти до 90 градусов. Это было дешевое решение сценарной задачи.
 
Сцена из фильма «Приключение «Посейдона»

Сегодня такие задачи решаются иначе — с помощью гимбала. Гимбал (от англ. gimbal — «карданный подвес») — это механическое устройство, чаще всего гидравлическое, которое строится специально под определенные задачи и двигает частичную декорацию с актерами по заранее запрограммированной траектории и с нужной скоростью.
 
Как создавались эффекты в фильме «2012»

Скажем, для фильма «2012» было построено несколько таких устройств. Одно из них было очень большим — это была огромная платформа площадью 743 кв. метров, на которую поставили автомобили, самолеты и людей, а в другой сцене — целый квартал с домами, пальмами и асфальтом. С ее помощью имитировали землетрясение. Также для этой картины было построено еще несколько гимбалов поменьше — они управляли движениями транспортных средств для съемок средних и крупных планов едущих в них актеров.

Иногда один и тот же гимбал можно использовать для разных фильмов, поскольку его движение программируется для имитации разных условий. Например, на киностудии «Мосфильм» есть как минимум один гимбал, который использовали для картин «Белый тигр», «Август. Восьмого» и «Экипаж». На съемках «Белого тигра» на устройстве стояла декорация кабины танка, а сам гимбал имитировал движение танка по поверхности почвы с «отработкой» ее неровностей. А вот на съемках картины «Август. Восьмого» на том же гимбале имитировали попадание снаряда в автобус, то есть, движение частичной декорации было намного агрессивнее. Для «Экипажа», как вы понимаете, было необходимо имитировать траекторию полета лайнера.
 
На съемках фильма «Форсаж 7»

Один из простых гимбалов использовали в «Форсаже 7» — для съемки крупных планов актера, чей персонаж выпадает из самолета в машине. В фильме «Дюнкерк» в таком устройстве снимали крупные планы актера Тома Харди, персонаж которого летел в истребителе.

На съемках фильма «Дюнкерк»На съемках фильма «Дюнкерк»

Это, пожалуй, одно из самых стандартизированных решений для кино. Но далеко не всегда художественные задачи позволяют использовать стандартное решение.
 
На съемках фильма «Пираты Карибского моря: На краю света»

Для фильма «Пираты Карибского моря: На краю света» было построено несколько гимбалов, на которые водрузили частичную декорацию «Черной жемчужины» и «Летучего голландца». Каждый корабль весил как Боинг 747. Причем каждый гимбал выполнял свою функцию. Например, гимбал из видео выше только качает судно из стороны в сторону. Но для битвы у водоворота понадобилось совсем другое устройство, которое могло бы имитировать морскую качку, двигая судно вверх и вниз по волнам, плавно наклоняя его вдоль горизонтальной оси и одновременно — вдоль перпендикулярной. Их можно рассмотреть на видео со съемок фильма.
 
Как снимали фильм «Пираты Карибского моря: На краю света»

Для фильма «Начало» Кристофера Нолана также потребовалось несколько уникальных устройств для создания измененной силы тяжести. Отдельно была построена наклоняемая платформа для сцены в баре и две вращающиеся декорации внутри огромных колец: одна для комнаты отеля и одна для его коридора. 35-метровый коридор потребовал шести колец по девять метров в диаметре. Комната же располагалась всего на двух кольцах. Если для работы внутри квадратного коридора актеру всего лишь требовалось «поймать ритм» вращения (6 оборотов в минуту), то работа в комнате требовала больших усилий, поскольку она имела 2 длинных стороны, потолок и пол. Если бы актеры во время работы замешкались на них, то им бы грозило падение с большой высоты. Один из технических специалистов всегда держал палец на кнопке выключения электромоторов на случай непредвиденной ситуации.
 
Съемки фильма «Начало»

Еще один гимбал был построен для съемки актеров внутри вращающегося фургона. Сверху на фургон светило шесть рядов 18-киловаттных ламп, по пять в каждом ряду. Такое количество света понадобилось, чтобы Нолан мог снять эту сцену со скоростью 1000 кадров в секунду, ведь по сюжету время на этом уровне сильно растягивалось, а значит, требовалось замедлить его экранное движение.

Интересные решения были созданы для фильма Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Для съемок крушения поезда был создан особый гимбал — тоже на кольцах, как в «Начале», но это устройство могло не только вращаться вдоль продольной длинной оси, но и качаться вдоль поперечной. Этого требовал сценарий: падающий в разлом поезд должен был не только вращаться по кругу вдоль вагона, но и наклоняться вертикально поперек. Еще одно интересное решение было создано для сцены, в которой автомобиль с героиней Анджелины Джоли пролетает над полицейской машиной. Автомобиль также был закреплен внутри двух колец, но не по центру. Так автомобиль кроме вращения еще проделывал и круговую траекторию. На этапе постпродакшна кольца были удалены из кадра.
На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

На съемках фильма «Особо опасен»

Но и это еще не все — в одной из сцен фильма герои ехали на крыше вагона метро, преодолевая различные препятствия в виде мостов. В этом случае двигать крышу электрички с персонажами было неудобно — она была бы слишком длинной, поэтому двигали мост!

Кстати, об электричках и метро. В фильме «007: Координаты «Скайфолл» есть сцена, в которой поезд метро проламывает стену и падает в подземный коридор.
 
 Съемки фильма «007: Координаты «Скайфолл»

Для создания этого эффекта в павильоне были установлены рельсы, как это делают для аттракциона «Американские горки». На эти рельсы водрузили два 18-метровых вагона весом в 12-15 тонн. Вагоны должны были скатиться с рельс и повиснуть на расположенных сверху кронштейнах, которые и придавали ему ускорение, и тормозили в конце пути, поскольку иначе вагоны пробили бы стену павильона.

Но не все полноразмерные механические эффекты так монументальны. Иногда требуется нечто совсем крошечное, но выразительное. Как, например, совсем небольшая сцена в фильме «Звездные войны: Пробуждение Силы», в которой героиня Дэйзи Ридли готовит себе обед, «выращивая» в металлической тарелке булочку.
 
Фрагмент из фильма «Звездные войны: Пробуждение Силы»

Это практический эффект, созданный на съемочной площадке, и довольно простой! Булочка — это резиновый надувной мячик, специально отфактуренный и подкрашенный, но до поры до времени сложенный на дне тарелки и спрятанный под слоем воды. Снизу к тарелке вело две трубки, с помощью одной отсасывали воду, а с помощью второй надували мяч. «Больше времени ушло на выяснение, какого цвета будет булочка и как она будет выглядеть, чем на создание механики эффекта», — говорит Крис Корбулд, супервайзер по спецэффектам фильма.

Конечно же, это далеко не весь перечень вариантов, на самом деле их несметное множество! Лапа Кинг Конга, белый медведь из «Золотого компаса», на котором едет девочка, механические лошади из многочисленных фильмов последних лет... и многое другое.
На съемках фильма «Золотой компас» (2007)

На съемках фильма «Золотой компас» (2007)

На съемках фильма «Дорогая, я уменьшил детей» (1989)

На съемках фильма «Дорогая, я уменьшил детей» (1989)

На съемках фильма «Джон Картер» (2012)

На съемках фильма «Джон Картер» (2012)

На съемках фильма «Джон Картер» (2012)

На съемках фильма «Джон Картер» (2012)

На съемках фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 — Колыбель жизни» (2003)

На съемках фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 — Колыбель жизни» (2003)

На съемках фильма «Терминатор: Генезис» (2015)

На съемках фильма «Терминатор: Генезис» (2015)



Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3731
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2149
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1839
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1739
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1625
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1543
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее