Главная / Подборки / 10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

1«Нетерпимость» (Дэвид Уорк Гриффит, 1916)

Трейлер фильма «Нетерпимость» (1916)

«Нетерпимость» с ее небывалыми декорациями, тысячами статистов, грандиозными батальными сценами, запутанными сюжетными линиями и попытками ответить на вечные вопросы мироздания, кажется, не могла не провалиться — слишком уж амбициозными были цели режиссера Дэвида Уорка Гриффита, но слишком молодым еще было искусство кино. Сложная нелинейная сюжетная конструкция и хронометраж в три с половиной часа для зрителя оказались неподъемны. Кроме того, фильм вышел в неблагоприятное время — его пацифистский посыл шел вразрез с общественными настроениями в США, готовившимся вступить в Первую мировую войну.

Из-за провала Дэвид Уорк Гриффит утратил доверие и продюсеров, и зрителей, а большинство его последующих картин не пользовались успехом. Более того, американский кинематограф окончательно стал продюсерским, а главная ставка в кинопроизводстве теперь была сделана не на самобытных режиссёров, а на актеров-звезд. Тем не менее эпический размах постановки, смелость его структуры, новаторство визуальных решений и монтажа сделали ленту одной из вершин кино немого периода.

2«Уродцы» (Тод Браунинг, 1932)

Трейлер фильма «Уродцы» (1932)

В этой драме с элементами фильма ужасов зритель знакомится с жестокой жизнью артистов циркового фрик-шоу. Интриги, безответная любовь, насилие и обостренный натурализм способны шокировать даже сегодня, а уж по меркам 1930-х годов это и вовсе было что-то невообразимое. С одной стороны, картину пытались запретить, и в ряде стран это даже удалось, с другой — редкая публика была готова к такому радикальному зрелищу. Лента провалилась, карьера Тода Браунинга, ранее снявшего культового «Дракулу», пошла под откос, жанр хоррора на десятилетия стал более мягким, без натурализма и подлинной трагедии. Зато спустя годы картина определила вкус целого ряда мастеров кино, в том числе о ее влиянии на свое творчество говорят Терри Гиллиам, Гильермо дель Торо, Дэвид Кроненберг и многие другие.

3«Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)

Трейлер фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Это сейчас каждый знает «Гражданина Кейна» как новаторское и революционное кино и даже величайший фильм в истории (на протяжении полувека, с 1962 по 2002 годы, он занимал первую строчку в списках лучших фильмов по версии журнала Британского института кино Sight & Sound). Однако обстоятельства выхода ленты были столь удручающими, что она буквально едва уцелела. Прокат был весьма условным, поскольку под давлением прототипа главного героя картины, газетного магната Уильяма Херста, информация о фильме замалчивалась, а кинотеатры элементарно отказывались ее показывать. Копии повсеместно уничтожались, а негатив, также подлежавший сожжению, был спасен лишь благодаря удаче. Но картина действительно значительная и уникальная, так что никакие козни не помешали ей получить заслуженное признание.

4«Эта замечательная жизнь» (Фрэнк Капра, 1946)

Трейлер фильма «Эта замечательная жизнь» (1946)

«Эту замечательную жизнь» можно назвать американской «Иронией судьбы» — без нее в США немыслимо празднование Рождества. Но вот в прокате картина с треском провалилась, причем не помогли даже номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Из-за этого продюсерская компания автора фильма Фрэнка Капры разорилась, а его режиссерская карьера пошла на спад. Порядка тридцати лет фильм оставался полузабытым. Все изменилось, когда он попал в публичный доступ — бесплатную картину стали показывать по телевидению и выпускать на кассетах, что и обеспечило ей заслуженную народную любовь.

5«Ночь охотника» (Чарльз Лотон, 1955)

Трейлер фильма «Ночь охотника» (1955)

О том, что это кино надо знать, говорит хотя бы то, что в рядах его страстных поклонников находятся такие режиссеры, как Николас Виндинг Рефн, Спайк Ли и Аки Каурисмяки. Лента поражает комбинацией сказки и хоррора, изысканной визуальной стилистикой и шокирующей образностью. Однако то, что кажется достоинствами сегодня, для консервативных 1950-х годов было перебором. Ленту окрестили «одной из наиболее пугающих в истории мирового кино», и в те времена это было отрицательной характеристикой. Так что картина провалилась в прокате, а автор-дебютант Чарльз Лотон, разочаровавшись в режиссуре, больше не поставил ни одной ленты.

6«Бегущий по лезвию» (Ридли Скотт, 1982)

Трейлер фильма «Бегущий по лезвию» (1982)

А это, пожалуй, самый известный, хрестоматийный пример провала классики. «Бегущий по лезвию» рождался достаточно мучительно. Например, его созданию сопутствовали бурные споры вокруг концепции, финансовые трудности, конфликт режиссера с исполнителем главной роли Харрисоном Фордом и продюсерами (в результате чего теперь существует несколько версий картины) и так далее. Но после всех усилий лента подверглась резкой критике и прошла в прокате незамеченной. Только спустя годы стало ясно, что это краеугольный фильм жанра научной фантастики и вершина творчества Ридли Скотта. Любопытно, что многие критики ленты, в том числе великий Роджер Эберт, даже были вынуждены публично покаяться и признать, что при первом знакомстве фильм не поняли.

7«Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)

Трейлер фильма «Бразилия» (1985)

Если «Бегущий по лезвию» определил вектор развития научной фантастики, то «Бразилия» сильнейшим образом повлияла на жанр антиутопии (спросите Жан-Пьера Жене, Тима Бертона, братьев Коэн, Зака Снайдера или Алекса Пройаса). В остальном история релиза похожая: несколько финальных версий, непонимание критиками и вялые сборы. И вновь спустя годы — широкое признание, чему поспособствовало распространение видео и DVD. Тогда Гиллиам эту ситуацию переживал очень тяжело, но вскоре он привыкнет — многие другие его фильмы, например, «Приключения барона Мюнхгаузена», «12 обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», будет ждать холодный прием поначалу и культовый статус в перспективе.

8«Побег из Шоушенка» (Фрэнк Дарабонт, 1994)

Сцена из фильма «Побег из Шоушенка» (1994)

Да, сегодня мы знаем «Побег из Шоушенка» как лучший фильм из когда-либо снятых, согласно народным рейтингам таких площадок, как IMDb и «КиноПоиск». Секрет столь высокого признания, возможно, кроется в хорошей старомодности ленты: крепкая традиционная драматургия, ясные образы, набор вечных истин. Все это и стало причиной весьма скромного прокатного успеха картины. Дело в том, что вышла она в революционный 1994 год, когда на экранах бушевали эксперименты, вроде изощренных по форме «Прирожденных убийц» или новаторского по структуре «Криминального чтива». Зрителю понадобилось некоторое время и спокойная домашняя обстановка, чтобы по достоинству оценить академизм «Побега из Шоушенка». В 1995 году лента оказалась лидером видеопроката в США, а с 2008 и 2010 годов стала несменяемым лидером топов IMDb и «КиноПоиска» соотвественно.

9«Бойцовский клуб» (Дэвид Финчер, 1999)

Сцена из фильма «Бойцовский клуб» (1999)

Дэвид Финчер снял ленту, которая стала своего рода комментарием к жизни обывателя и представителя «офисного планктона» рубежа веков. Не зря копию фильма можно обнаружить в коллекции не только каждого киномана, но и любого человека, хотя бы отдаленно слышавшего о таком явлении, как кино. Но вновь парадокс — в прокате картина собрала лишь чуть больше половины своего бюджета, была раскритикована за «фашизм» и «экстремизм» и ее даже пытались цензурировать. Но время и более вдумчивый анализ сделали свое дело — картина прочно относится к современной классике.

10«Донни Дарко» (Ричард Келли, 2001)

Трейлер фильма «Донни Дарко» (2001)

«Донни Дарко» и сегодня мало кто понимает, а на момент выхода тем более. Нет, конечно, находились те, кто отметил авангардизм и оригинальность картины, но их было недостаточно, чтобы отбить бюджет. К тому же продвижению фильма помешали трагические события 11 сентября 2001 года — сюжет некоторым образом пересекался с катастрофой, так что рекламировать его было затруднительно, а релиз и вовсе решили ограничить. Но необычность и загадочность ленты, безумные образы (кролик!) и магический саундтрек, сыграли в длительной перспективе — со временем благодаря DVD-релизу фильм оброс своей армией фанатов.


Обложка: кадр из фильма «Побег из Шоушенка» (1994) / Columbia Pictures