Практика

8 режиссерских советов от Дэвида Финчера

К своему юбилею Дэвид Финчер делится режиссерской мудростью: об ответственности, самоотдаче, настоящей драме и принципе «заткнись и сядь нахрен»

  • 29 августа 2017
  • 13883
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Режиссер в ответе за все


Первое, что необходимо усвоить режиссеру — это то, что вся ответственность за фильм лежит полностью на нем. Именно режиссера видят ответственным за те решения, которые в дальнейшем определят, понравится фильм зрителю или нет. И нет ничего хуже, чем слышать от кого-нибудь: «Это ты сделал тот фильм? Мне кажется, это полный отстой». И вам не остается ничего, кроме как с этим согласиться. 
 

2Не позволяйте себя заткнуть


Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999)Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999)

Я всегда хотел преподавать в киношколах. Захожу я, значит, в аудиторию, смотрю на все эти свежие лица, и говорю: «Вот ты, встань и расскажи нам свою историю. О чем будет твой фильм?». И этот человек начинает рассказывать, а я ему: «Заткнись и сядь нахрен!». И если он так и делает, замолкает и садится, я говорю: «Ты еще не готов для кино». Все дело в том, что киноиндустрия состоит из «заткнись» и «сядь нахрен». И ты должен научиться доносить свою историю вопреки этим «сядь» и «заткнись». Если ты готов позволять людям так легко гробить твои идеи, то как ты намерен общаться с командой и департаментами? На что ты надеешься в работе с продюсерами? 
 

3Режиссер вправе требовать все, что ему нужно


Один мой друг, снимая свой дебют, спросил у меня: «Сколько дублей я могу попросить сделать актрису?». Я не понял вопроса, а он пояснил, что актриса потребовала, чтобы дублей было не больше шести. И я ответил, что режиссер может требовать все, что ему необходимо. Ведь создание фильма — это не про то, чтобы один актер продемонстрировал себя сорока людям съемочной группы. Помимо актера в кино еще важен звукорежиссер, оператор, работа со светом, фокус. Аспектов так много, что странно говорить только об актере. И задача режиссера в том, чтобы объединить усилия огромного количества людей, а результат их работы сделать как бы естественным и непринужденным. 

Бен Аффлек и Дэвид Финчер на съемках фильма «Исчезнувшая» (2014)​Бен Аффлек и Дэвид Финчер на съемках фильма «Исчезнувшая» (2014)​
 

4Отдайте все, что у вас есть, и будьте готовы к тому, что этого будет недостаточно


Я никогда ни во что не влюбляюсь. Серьезно, без шуток. Но мой девиз: «Сделай все возможное». Вот буквально — полностью отдавайтесь делу, осознавая, что результат обязательно будет не таким, как вы задумали. Это нормально хотя бы потому, что мы всегда хотим, чтобы то, что мы делаем, было лучше, чем это вообще возможно. Простой пример. Когда я слышу от кого-то, что отснятый материал восхитителен, я сразу понимаю, что этот человек просто не осознает всю силу кинематографа, все его возможности. 
 

5Почувствуйте разницу между фильмом и кино


На съмках фильма «Комната страха» (2002)На съмках фильма «Комната страха» (2002)

Фильм — это то, что создается для обычного зрителя, а кино — и для зрителя, и для профессиональных кинематографистов. «Игра» — это фильм, а «Бойцовский клуб» — кино. Я думаю, что «Бойцовский клуб» больше, чем сумма его частей. А вот «Комната страха» — это сумма частей. Поэтому снимая «Комнату страха», я не думал: «Ух ты, да я переверну мир этим фильмом». Это всего лишь триллер, guilty pleasure. Такие фильмы не очень-то важны. 
 

6Секрет настоящей драмы


Каждому сценаристу, с которым я работал, я всегда говорил одну и ту же вещь: «Убедись, что в любом конфликте каждая сторона права». Я хочу, чтобы каждый из конфликтующих был по-своему прав. Только тогда у вас и возникает по-настоящему интересная драма. 

Дэвид Финчер и Бред Питт на съемках фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)Дэвид Финчер и Бред Питт на съемках фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)​
 

7Не бойтесь и «ешьте кита»


Невозможно думать обо всем сразу. Поэтому когда люди спрашивают у меня, как тот или иной фильм вписывается в мое творчество, я не знаю, что ответить, я просто не думаю в таких категориях. А если бы думал, то был бы просто парализован страхом. Вот скажите, как вам съесть кита? Единственный ответ — по кусочкам. То же самое с кино. Как снять фильм на сто пятьдесят смен? Просто снимать и снимать по смене. 
 

8Работайте всегда


Что мне больше всего нравится в профессии режиссера, так это то, что работать можно везде и всегда. Например, если ваш самолет задерживается, вы можете заняться «домашней работой». Сидите в зале ожидания и слушайте разговоры людей. Это и есть работа режиссера. 

Источник: Film School Rejects, Independent

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2491
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1866
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1575
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1553
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1410
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1402
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее