Практика

8 режиссерских советов от Дэвида Финчера

К своему юбилею Дэвид Финчер делится режиссерской мудростью: об ответственности, самоотдаче, настоящей драме и принципе «заткнись и сядь нахрен»

  • 29 августа 2017
  • 10147
Павел Орлов

01. Режиссер в ответе за все


Первое, что необходимо усвоить режиссеру — это то, что вся ответственность за фильм лежит полностью на нем. Именно режиссера видят ответственным за те решения, которые в дальнейшем определят, понравится фильм зрителю или нет. И нет ничего хуже, чем слышать от кого-нибудь: «Это ты сделал тот фильм? Мне кажется, это полный отстой». И вам не остается ничего, кроме как с этим согласиться. 
 

02. Не позволяйте себя заткнуть


Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999)Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999)

Я всегда хотел преподавать в киношколах. Захожу я, значит, в аудиторию, смотрю на все эти свежие лица, и говорю: «Вот ты, встань и расскажи нам свою историю. О чем будет твой фильм?». И этот человек начинает рассказывать, а я ему: «Заткнись и сядь нахрен!». И если он так и делает, замолкает и садится, я говорю: «Ты еще не готов для кино». Все дело в том, что киноиндустрия состоит из «заткнись» и «сядь нахрен». И ты должен научиться доносить свою историю вопреки этим «сядь» и «заткнись». Если ты готов позволять людям так легко гробить твои идеи, то как ты намерен общаться с командой и департаментами? На что ты надеешься в работе с продюсерами? 
 

03. Режиссер вправе требовать все, что ему нужно


Один мой друг, снимая свой дебют, спросил у меня: «Сколько дублей я могу попросить сделать актрису?». Я не понял вопроса, а он пояснил, что актриса потребовала, чтобы дублей было не больше шести. И я ответил, что режиссер может требовать все, что ему необходимо. Ведь создание фильма — это не про то, чтобы один актер продемонстрировал себя сорока людям съемочной группы. Помимо актера в кино еще важен звукорежиссер, оператор, работа со светом, фокус. Аспектов так много, что странно говорить только об актере. И задача режиссера в том, чтобы объединить усилия огромного количества людей, а результат их работы сделать как бы естественным и непринужденным. 

Бен Аффлек и Дэвид Финчер на съемках фильма «Исчезнувшая» (2014)​Бен Аффлек и Дэвид Финчер на съемках фильма «Исчезнувшая» (2014)​
 

04. Отдайте все, что у вас есть, и будьте готовы к тому, что этого будет недостаточно


Я никогда ни во что не влюбляюсь. Серьезно, без шуток. Но мой девиз: «Сделай все возможное». Вот буквально — полностью отдавайтесь делу, осознавая, что результат обязательно будет не таким, как вы задумали. Это нормально хотя бы потому, что мы всегда хотим, чтобы то, что мы делаем, было лучше, чем это вообще возможно. Простой пример. Когда я слышу от кого-то, что отснятый материал восхитителен, я сразу понимаю, что этот человек просто не осознает всю силу кинематографа, все его возможности. 
 

05. Почувствуйте разницу между фильмом и кино


На съмках фильма «Комната страха» (2002)На съмках фильма «Комната страха» (2002)

Фильм — это то, что создается для обычного зрителя, а кино — и для зрителя, и для профессиональных кинематографистов. «Игра» — это фильм, а «Бойцовский клуб» — кино. Я думаю, что «Бойцовский клуб» больше, чем сумма его частей. А вот «Комната страха» — это сумма частей. Поэтому снимая «Комнату страха», я не думал: «Ух ты, да я переверну мир этим фильмом». Это всего лишь триллер, guilty pleasure. Такие фильмы не очень-то важны. 
 

06. Секрет настоящей драмы


Каждому сценаристу, с которым я работал, я всегда говорил одну и ту же вещь: «Убедись, что в любом конфликте каждая сторона права». Я хочу, чтобы каждый из конфликтующих был по-своему прав. Только тогда у вас и возникает по-настоящему интересная драма. 

Дэвид Финчер и Бред Питт на съемках фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)Дэвид Финчер и Бред Питт на съемках фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)​
 

07. Не бойтесь и «ешьте кита»


Невозможно думать обо всем сразу. Поэтому когда люди спрашивают у меня, как тот или иной фильм вписывается в мое творчество, я не знаю, что ответить, я просто не думаю в таких категориях. А если бы думал, то был бы просто парализован страхом. Вот скажите, как вам съесть кита? Единственный ответ — по кусочкам. То же самое с кино. Как снять фильм на сто пятьдесят смен? Просто снимать и снимать по смене. 
 

08. Работайте всегда


Что мне больше всего нравится в профессии режиссера, так это то, что работать можно везде и всегда. Например, если ваш самолет задерживается, вы можете заняться «домашней работой». Сидите в зале ожидания и слушайте разговоры людей. Это и есть работа режиссера. 

Источник: Film School Rejects, Independent

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6979
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3652
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 3544
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 3179
Практика

«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

Фильм Кристофера Нолана показывает события, произошедшие во Франции в 1940 году, когда союзные войска были прижаты к морскому побережью. Фактически, это три разных фильма, действие которых разворачивалось на побережье Дюнкерка, в воздухе и на море. Рассказываем, как для фильма создавали военную среду

  • 13 февраля
  • 2648
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Пола Томаса Андерсона

К выходу «Призрачной нити» Пол Томас Андерсон раскрывает, какие фильм повлияли на его уникальный режиссерский стиль: гангстерское кино, эталоны драматургии, «черный» авангард, порно, а также советская классика

  • 18 февраля
  • 2452
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее