Практика

8 режиссерских советов от Дэвида Финчера

К своему юбилею Дэвид Финчер делится режиссерской мудростью: об ответственности, самоотдаче, настоящей драме и принципе «заткнись и сядь нахрен»

  • 29 августа 2017
  • 14096
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Режиссер в ответе за все


Первое, что необходимо усвоить режиссеру — это то, что вся ответственность за фильм лежит полностью на нем. Именно режиссера видят ответственным за те решения, которые в дальнейшем определят, понравится фильм зрителю или нет. И нет ничего хуже, чем слышать от кого-нибудь: «Это ты сделал тот фильм? Мне кажется, это полный отстой». И вам не остается ничего, кроме как с этим согласиться. 
 

2Не позволяйте себя заткнуть


Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999)Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999)

Я всегда хотел преподавать в киношколах. Захожу я, значит, в аудиторию, смотрю на все эти свежие лица, и говорю: «Вот ты, встань и расскажи нам свою историю. О чем будет твой фильм?». И этот человек начинает рассказывать, а я ему: «Заткнись и сядь нахрен!». И если он так и делает, замолкает и садится, я говорю: «Ты еще не готов для кино». Все дело в том, что киноиндустрия состоит из «заткнись» и «сядь нахрен». И ты должен научиться доносить свою историю вопреки этим «сядь» и «заткнись». Если ты готов позволять людям так легко гробить твои идеи, то как ты намерен общаться с командой и департаментами? На что ты надеешься в работе с продюсерами? 
 

3Режиссер вправе требовать все, что ему нужно


Один мой друг, снимая свой дебют, спросил у меня: «Сколько дублей я могу попросить сделать актрису?». Я не понял вопроса, а он пояснил, что актриса потребовала, чтобы дублей было не больше шести. И я ответил, что режиссер может требовать все, что ему необходимо. Ведь создание фильма — это не про то, чтобы один актер продемонстрировал себя сорока людям съемочной группы. Помимо актера в кино еще важен звукорежиссер, оператор, работа со светом, фокус. Аспектов так много, что странно говорить только об актере. И задача режиссера в том, чтобы объединить усилия огромного количества людей, а результат их работы сделать как бы естественным и непринужденным. 

Бен Аффлек и Дэвид Финчер на съемках фильма «Исчезнувшая» (2014)​Бен Аффлек и Дэвид Финчер на съемках фильма «Исчезнувшая» (2014)​
 

4Отдайте все, что у вас есть, и будьте готовы к тому, что этого будет недостаточно


Я никогда ни во что не влюбляюсь. Серьезно, без шуток. Но мой девиз: «Сделай все возможное». Вот буквально — полностью отдавайтесь делу, осознавая, что результат обязательно будет не таким, как вы задумали. Это нормально хотя бы потому, что мы всегда хотим, чтобы то, что мы делаем, было лучше, чем это вообще возможно. Простой пример. Когда я слышу от кого-то, что отснятый материал восхитителен, я сразу понимаю, что этот человек просто не осознает всю силу кинематографа, все его возможности. 
 

5Почувствуйте разницу между фильмом и кино


На съмках фильма «Комната страха» (2002)На съмках фильма «Комната страха» (2002)

Фильм — это то, что создается для обычного зрителя, а кино — и для зрителя, и для профессиональных кинематографистов. «Игра» — это фильм, а «Бойцовский клуб» — кино. Я думаю, что «Бойцовский клуб» больше, чем сумма его частей. А вот «Комната страха» — это сумма частей. Поэтому снимая «Комнату страха», я не думал: «Ух ты, да я переверну мир этим фильмом». Это всего лишь триллер, guilty pleasure. Такие фильмы не очень-то важны. 
 

6Секрет настоящей драмы


Каждому сценаристу, с которым я работал, я всегда говорил одну и ту же вещь: «Убедись, что в любом конфликте каждая сторона права». Я хочу, чтобы каждый из конфликтующих был по-своему прав. Только тогда у вас и возникает по-настоящему интересная драма. 

Дэвид Финчер и Бред Питт на съемках фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)Дэвид Финчер и Бред Питт на съемках фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)​
 

7Не бойтесь и «ешьте кита»


Невозможно думать обо всем сразу. Поэтому когда люди спрашивают у меня, как тот или иной фильм вписывается в мое творчество, я не знаю, что ответить, я просто не думаю в таких категориях. А если бы думал, то был бы просто парализован страхом. Вот скажите, как вам съесть кита? Единственный ответ — по кусочкам. То же самое с кино. Как снять фильм на сто пятьдесят смен? Просто снимать и снимать по смене. 
 

8Работайте всегда


Что мне больше всего нравится в профессии режиссера, так это то, что работать можно везде и всегда. Например, если ваш самолет задерживается, вы можете заняться «домашней работой». Сидите в зале ожидания и слушайте разговоры людей. Это и есть работа режиссера. 

Источник: Film School Rejects, Independent

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3529
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3097
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1833
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1816
Обзоры

7 фильмов без музыкального сопровождения

Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее

  • 2 декабря
  • 1705
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1550
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее