Практика

Десять советов Гильермо дель Торо по режиссуре и драматургии

На экраны вышла долгожданная «Форма воды», в честь чего мы предлагаем поучиться хорошему у лауреата Венецианского кинофестиваля: три шага к поиску собственного стиля, важность слабых сторон и торжество самореализации над успехом

  • 19 января
  • 7792
Павел Орлов

01. История в фильме должна быть глубоко личной


Кадр из фильма «Хребет дьявола» (2001) / Фото: Sony Pictures Classics
Кадр из фильма «Хребет дьявола» (2001) / Фото: Sony Pictures Classics

Я считаю, что хорошая история должна ранить. Потому что она глубоко личная. Я иногда в шутку говорю, что «Хеллбой» автобиографичен. Но я серьезен. Мои мысли о себе, об отношениях с женой — все это есть в фильме. Также очень личная работа «Лабиринт Фавна». Настолько, что когда моя жена посмотрела его, она спросила: «Тебе действительно так плохо?». Та же история с «Хребтом дьявола». Если вы думаете о фильмах в категориях карьеры, денег, коммерций, вы совершаете большую ошибку.
 

02. Учитесь у прошлого и используйте его по-своему


На съемках фильма «Багровый пик» (2015) / Фото: Universal Pictures
На съемках фильма «Багровый пик» (2015) / Фото: Universal Pictures

Не стоит думать, что вы можете сочинить абсолютно новую песню. Нет. Все уже когда-то было придумано. Единственное, что вы можете сделать, — придать старому собственное видение. И чем больше вы знаете о том, что уже было, тем больше вы знаете о том, что еще будет. Возьмите «Властелина колец». Если бы Питер Джексон не был фанатом фильмов студии Hammer, это было бы совсем другое кино. Если бы он увлекался только фэнтези и исторической драмой, «Властелин колец» получился бы во многом иным. В то же время это не значит, что его трилогия выглядит как фильмы студии Hammer.
 

03. Работайте. Много


На съемках фильма «Форма воды» (2017) / Фото: компания «Двадцатый век Фокс СНГ»
На съемках фильма «Форма воды» (2017) / Фото: компания «Двадцатый век Фокс СНГ»

Обычно людям кажется, что ты садишься и с ходу пишешь великий американский роман. Нет. Обе мои дочери очень талантливы, и пару дней назад они обсуждали, как много из того, что они пишут, им не нравится. И старшая сказала: «Многое не нравится, но должна получится куча мусора, чтобы вышло что-то хорошее». И мне очень нравится, что она пришла к такому выводу, потому что это правда.

Есть два типа творцов. Одни встают каждый день и говорят: «Я буду писать два часа, а потом пойду на работу в Kinkos (нынешний FedEx — прим. tvkinoradio.ru), где мне платят зарплату». Я был именно таким парнем с нормальной работой, когда у меня появилась возможность снять дебютный полный метр. По утрам я писал два часа, а потом шел работать в банк. Для таких творцов эти два часа — бесценное время. И есть другой тип творцов. Они говорят: «Я буду работать всю субботу и воскресенье». В итоге 80% времени они тупят в компьютер, 10% времени пишут что-то, что им не нравится, забрасывают это и возвращаются лишь спустя неделю. Так не работает. Нужно писать каждый день.
 

04. Не волнуйтесь из-за продаж. Волнуйтесь из-за приобретений


Кадр из фильма «Лабиринт фавна» (2006) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Лабиринт фавна» (2006) / Фото: Warner Bros.

1950-60-е благодаря экзистенциалистам, битникам и хиппи сформировали важную мысль: «Не продавайся». В современном обществе продается все. И успех волнует больше, чем самореализация. Мне кажется, что стремиться нужно ко второму. Не стоит мерить себя успешностью и популярностью. Лучше спросите себя, делает ли вас счастливым то, чем вы занимаетесь. Когда мне предлагали поработать над фильмами Marvel, я раздумывал: «Marvel или „Лабиринт Фавна“?». С первым я заработал бы денег, летал бы только первым классом и все такое, но в итоге я бы просто забросил «Лабиринт Фавна» и не снял бы его никогда.
 

05. Делайте героев узнаваемыми


Кадр из фильма «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008) / Фото: Universal Pictures

Зрителю нужно нечто больше, чем одномерный персонаж или загадка, кто из героев умрет следующим. Это скучно и не вызывает ощущения взаимодействия с автором. А если взаимодействия нет, то зритель уходит. Задайте себе несколько вопросов. Кто вы? Почему вы здесь? О чем вы пишете? Что вас пугает? Над чем вы работаете? Что вы чувствуете по отношению к тому, над чем работаете? Ваши слабости, ваши уязвимые места — это часть вас и часть ваших героев, и это то, что заставит нас, зрителей, сказать: «Да это же про меня».
 

06. Найдите свой собственный голос


На съемках фильма «Тихоокеанский рубеж» (2013) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Тихоокеанский рубеж» (2013) / Фото: Warner Bros.

Когда вы начинали писать, были ли авторы, стилем которых вы восхищались и кому пытались подражать? Это нормальная практика, но если вы подражаете больше трех месяцев, немедленно прекращайте. Я серьезно. Бросайте подражать. У вас есть свой голос и его надо использовать. «Легко сказать, что нужно использовать свой голос, — скажете вы, — но как его найти?». Вот вам инструкция: три шага, как этого добиться.

1) Пишите с намерением писать хорошо. Концентрируйтесь на качестве. Первый драфт не обязательно должен быть идеальным, но если вы продолжительное время будете писать вещи с плохой грамматикой и дурным форматированием, то вы тем самым оттолкнете своего читателя, и он не разглядит вашей писательской цели.

2) Редактируйте написанное. Одно дело — написать пост в блог, а другое — скажем, написать пост из одного предложения. Именно на этапе редактирования творится значительная доля писательства, и именно редактирование придает вашему голосу ясность и вес.

3) Читайте написанное вслух, когда редактируете. Если где-то вы спотыкаетесь, редактируйте, даже если вы очень-очень любите этот момент. Когда вы произносите текст, неуклюжая структура предложений, избыток или недостаток слов становятся очевиднее, нежели когда вы просто пробегаете по тексту глазами.

Сделав эти три пункта своей привычной практикой, вы быстрее найдете собственный голос, нежели копируя стиль других авторов.
 

07. Форма — это содержание


На съемках фильма «Форма воды» (2017) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Форма воды» (2017) / Фото: 20th Century Fox

В моем понимании визуальная часть повествовательна. Кино часто неверно анализируют, разделяя на содержание и стиль, однако это не разные вещи. Цвет, свет, дизайн, фактуры — все это элементы повествования. Например, когда мы видим героя, то нам многое о нем говорит то, как он держится, как он одет. Это и есть то, что герой заявляет о себе еще до того, как произнесет первую реплику. У кино много средств выразительности и, например, костюм — это одно из них. Я бы сравнил кино с живописью Гогена. У него нужно анализировать характер мазка, цветовую палитру, а не только то, что на картине изображена женщина, лежащая на полу с фруктами.
 

08. Используйте как свои сильные стороны, так и слабые

 
Трейлер «Страх и вожделение» (1953)

Обратите в свою пользу не только свои сильные стороны, но и слабые. Важно точно знать, в чем вы хороши, и что вам доставляет удовольствие. Нельзя преуспеть во всем. Но каждый из нас — это не только то, что мы делаем хорошо, но и то, что мы делаем плохо. Часто стиль формируется благодаря тем вещам, которые человеку не удаются. Вспомните дебют Стэнли Кубрика «Страх и вожделение». Неважная работа, но в ней уже есть кубриковский стиль. То, что потом стало узнаваемой и контролируемой чертой его стиля, начиналось как дефект.
 

09. Выкладывайтесь на 110%


На съемках фильма «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008) / Фото: Universal Pictures
На съемках фильма «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008) / Фото: Universal Pictures

Даже если это не ваш проект, отдавайтесь ему на 110%. Работайте со страстью, потому что не бывает плохой работы. Серьезно. Работаете в Kinkos? Работайте на 110%. Как минимум, вы найдете характеры и приобретете опыт. А вот если вы будете тратить рабочее время на мечты о победной речи на «Сандэнсе», ни черта у вас не выйдет. Фокусируйтесь на работе во время работы, и вы многому научитесь. А мечты о «Сандэнсе» приберегите на то время, когда будете засыпать.
 

10. Будьте великодушны


На съемках фильма «Тихоокеанский рубеж» (2013) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Тихоокеанский рубеж» (2013) / Фото: Warner Bros.

Когда-то я тоже был дебютантом. И в то время в моей жизни появилась Марта Наварро, которая до сих пор остается моим продюсером. Когда-то она поверила в меня. Поэтому сегодня и я стараюсь верить в других людей. Я встречаю их в магазинах комиксов, на фестивалях и так далее. Некоторые становятся моими соавторами, некоторым я помогаю запустить собственные проекты.

Источник: Buzzfeed, Medium, No Film School.
 

Обложка: на съемках фильма «Форма воды» (2017) / Компания «Двадцатый век Фокс СНГ»

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 8068
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 6826
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6518
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3570
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 3126
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 2992
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее