tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Обзоры

10 лучших операторов современности

Составили спорный и субъективный топ операторов, которые снимают самое интересное, новаторское и необычное кино нашего времени. Согласны с нашим выбором?

 
N.B. Под характеристикой «лучшие» мы подразумеваем операторов, которые, по нашей скромной оценке, сегодня делают наиболее значительный вклад в развитие киноязыка и в целом кинематографа как искусства. Делитесь в комментариях, кто вам близок из современных операторов, кого бы вы добавили в список или же убрали.
 
 
 

1Роджер Дикинс

Роджер Дикинс и М. Найт Шьямалан на съемках фильма «Таинственный лес» (2004) / Фото: Touchstone Pictures
Роджер Дикинс и М. Найт Шьямалан на съемках фильма «Таинственный лес» (2004) / Фото: Touchstone Pictures

Роджер Дикинс до недавнего времени являлся рекордсменом по числу номинаций на «Оскар» без побед (всего таковых набралось тринадцать). Отрадно, что это досадное недоразумение все-таки было исправлено — вот уже два года подряд Дикинс оказывается в числе триумфаторов церемонии.

В ходе продолжительной карьеры он стал регулярным соавтором братьев Коэн, Сэма Мэндеса, Дени Вильнева, а также работал с Мартином Скорсезе, Фрэнком Дарабонтом, Роном Ховардом и многими другими значительными режиссерами.

В Дикинсе ценят его универсальность. Он знает, как найти верное визуальное решение для черной комедии («Фарго»), нео-вестерна («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»), шпионского боевика («007: Координаты „Скайфолл“»), футуристической драмы («Бегущий по лезвию 2049»), а также анимации (был консультантом на «ВАЛЛ-И»). При этом почерк Дикинса, близкий к реалистической традиции, опознается моментально, но удивительным образом не конфликтует с почерком режиссера и конвенциями жанра, а наоборот работает с ними в союзе.

Дикинс — мастер драматического портрета, любитель силуэтов и сдержанной цветовой палитры. А кроме того — заядлый экспериментатор. Он часто использует приборы, созданные собственноручно, вроде подвесной кольцевой системы освещения на «Бегущем по лезвию 2049» или хитрого совмещения оптики в ленте «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».

Отдельного упоминания, конечно же, заслуживает «1917», где имитация однокадрового эффекта потребовала целый ряд нестандартных технических и творческих решений.

 

2Эммануэль Любецки

Кристиан Бэйл и Эммануэль Любецки на съемках фильма «Рыцарь кубков» (2015) / Фото: Broad Green Pictures
Кристиан Бэйл и Эммануэль Любецки на съемках фильма «Рыцарь кубков» (2015) / Фото: Broad Green Pictures

Эммануэль Любецки — тоже оскаровский рекордсмен, отличившийся тем, что признавался Киноакадемией лучшим оператором три года подряд. И действительно, «Гравитация», «Бердмэн» и «Выживший» демонстрируют разные грани мастерства и новаторства Любецки.

Ему по плечу съемка в «цифровом космосе», длинные кадры и работа в экстремальных природных условиях. При этом неизменным остается особый поэтический взгляд, умение погрузить зрителя в действие визуальными средствами и пристрастие к широкоугольной оптике и естественному свету. Не зря в свои соавторы Любецки часто выбирают Терренс Малик, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту, режиссеры для которых изображение является не вспомогательным иллюстративным элементом, а главным инструментом передачи эмоций и смыслов.

 

3Михаил Кричман



Михаил Кричман — поэт и одновременно философ киноизображения. Визуальному решению его картин свойственна холодноватая созерцательность, отстраненность, медитативность вместе со скрупулезной работой с формой, следование классическим законам изобразительного искусства. Он снял все фильмы Андрея Звягинцева, периодически работает с Алексеем Федорченко, иногда с зарубежными режиссерами.

Кричман отмечает, что стиль оператора не важен, поскольку первостепенно соответствие режиссерскому замыслу, но отметим, что в снятых им картинах часто встречается длиннокадровая техника, плавная динамика, сложные композиции с отражающими поверхностями и богатая символическая наполненность.

 

4Рэйчел Моррисон

Рэйчел Моррисон на съемках фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Disney/Marvel Studios
Рэйчел Моррисон на съемках фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Disney/Marvel Studios

Американская киноакадемия на протяжении всей истории обходила женщин в операторской номинации, однако Рэйчел Моррисон удалось нарушить эту «традицию». В 2018 году с фильмом «Ферма „Мадбаунд“» она стала первым оператором «в юбке», претендовавшей на награду. Но и без этого ее фильмография впечатляет.

В начале карьеры Моррисон стала звездой независимого кино и любимицей «Сандэнса» благодаря реалистичному документальному духу изображения таких картин как «Станция „Фрутвейл“» (эта лента, кстати, снималась на 16-мм пленку). А уже спустя несколько лет Моррисон работала над марвеловским комиксом «Черная Пантера», где ей визуальными средствами удалось совместить эпический масштаб и динамизм с камерностью и интимностью.

 

5Бенуа Деби

Бенуа Деби на съемках фильма «Пляжный бездельник» (2019) / Фото: Neon
Бенуа Деби на съемках фильма «Пляжный бездельник» (2019) / Фото: Neon

Бенуа Деби работает с крайностями: то пускается в художественную провокацию и эстетический бунт с Гаспаром Ноэ и Хармони Корином, то делает более спокойное и традиционное кино Вима Вендерса и Жака Одиара.

Его коньком можно назвать смелое использование цветного и неонового света и головокружительное, «невозможное» движение камеры в пространстве, наполняющее изображение трансцендентальной силой. «Вход в пустоту» — одна из самых ярких (в том числе в буквальном смысле) картин фильмографии Деби, да и вообще мирового кино.

 

6Кристофер Дойл

Митч Глейзер и Кристофер Дойл на съемках фильма «Игры страсти» (2010) / Фото: Annapurna Productions
Митч Глейзер и Кристофер Дойл на съемках фильма «Игры страсти» (2010) / Фото: Annapurna Productions

Кристофер Дойл — самобытный оператор, которому удалось в своем творчестве объединить западное и восточное видение. Он снимал картины корифеев американского авторского кино, вроде Гаса Ван Сента и Джима Джармуша, большие уся-экшны китайца Чжана Имоу, ленты самых разных представителей азиатского кинематографа. Но наиболее плодотворное сотрудничество сложилось с Вонгом Кар-Вайем.

«Чунгкингский экспресс», «Любовное настроение», «2046» — в этих лентах Дойл демонстрирует, что значит писать кино светом и цветом и как изображение способно передавать тончайшие нюансы чувств.

 

7Родриго Прието

Родриго Прието на съемках фильма "Ирландец" (2019) / Фото: Netflix
Родриго Прието на съемках фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix

Еще один оператор, не знающий жанровых, форматных, бюджетных ограничений — Родриго Прието. За двадцать лет в большом кино он снимал и авторские драмы («Сука-любовь»), и исторические блокбастеры («Александр»).

В числе режиссеров, чьи фильмы он снимал: Спайк Ли, Педро Альмодовар, Бен Аффлек, Мартин Скорсезе, Энг Ли. Среди его любимых инструментов можно назвать ручную камеру, стедикам, игру с бликами. Также стоит отметить интерес Прието к сочетанию разноформатных изображений — в рамках одного фильма он может совмещать разные камеры, оптику и пленку.

 

8Хойте Ван Хойтема

На съемках фильма «Интерстеллар» (2014) / Фото: Warner Bros. Pictures
На съемках фильма «Интерстеллар» (2014) / Фото: Warner Bros. Pictures

Хойте Ван Хойтема заменил Уолли Пфистера на посту постоянного оператора Кристофера Нолана. И ясно почему — Ван Хойтеме подчиняется масштаб, он способен создавать грандиозное изображение, подчеркивающее значимость, силу экранных событий, исполинский драматизм блокбастерного формата IMAX.

Но при этом Ван Хойтема не чужд и более камерных, тонких вещей — в его фильмографии присутствуют «Она» Спайка Джонса и неординарный шведский хоррор «Впусти меня». Особо стоит отметить мастерство Хойтемы в создании убедительного натуралистичного света и смелое обращение с цветом.

 

9Шон Прайс Уильямс

На съемках «Послушай, Филип» (2014) / Фото: Tribeca Film
На съемках «Послушай, Филип» (2014) / Фото: Tribeca Film

Шон Прайс Уильямс является едва ли не самым востребованным оператором американского независимого кино, постоянно работающим с Алексом Россом Перри и братьями Сэфди.

Уильямсу, оперирующему малыми средствами, удается вглядываться в человека, создавать кадры простые, но щемящие душу, углубляющие незатейливые, казалось бы, истории.

Характерная черта снятых им картин — обилие пронзительных крупных планов и чуть размытое зернистое изображение. О своем методе работы Уильямс подробно рассказывал нам в интервью.

 

10Юрген Юргес

Юрген Юргес / Фото: Gordon Timpen
Юрген Юргес / Фото: Gordon Timpen

Возможно, «Дау» со всей своей мегаломанией оказался проектом более интересным для обсуждений и споров, чем для просмотра. Однако, это не умаляет уникальной титанической операторской работы Юргена Юргеса, ветерана европейского кино, в послужном списке которого присутствуют фильмы Райнера Вернера Фассбиндера, Вима Вендерса и Михаэля Ханеке.

Ему удалось создать условия, при которых съемка стала возможной «когда угодно и где угодно» без большого количества оборудования, с минимумом искусственного света, в импровизационном формате, незаметно для непрофессиональных актеров, да еще и на 35-мм пленку. Дополнительной сложностью стала продолжительность съемок, занявших целых три года.

«Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля кажется заслуженной наградой труда Юргеса.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Обложка: Рэйчел Моррисон на съемках фильма «Ферма „Мадбаунд“» (2017) / Фото: Netflix

Комментарии

Комментариев: 6

А где Плифтоп Шпитовски?

Витторио Стораро, Линус Сандгрен, Мэтью Либатик, Калеб Дешанель, Эд Лэкман, Роберт Ричардсон?

Раз уж пошла такая пьянка, удивлюсь, почему в списке отсутствует Энтони Дод Мэнтл.

А где Витторио Стораро?! Тем более недавно был юбилей. Да и ,,Золотую ленту,, он совсем недавно получил!

Действительно, странный список. Роберт Ричардсон где же?

А где же Брюно Дельбоннель?

Смотрите также

Популярное
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1426
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1313
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4464
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5331
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее