Практика

Основы оркестровки

Оркестровка – одно из самых увлекательных занятий для музыкантов, только вот знаете ли вы, что это такое и как правильно оркестровать композицию?

  • 19 июня
  • 1561
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Повторение пройденных тем и прочитанных статей — весьма полезное занятие, однако стоит раз и навсегда понять разницу между оркестровкой и аранжировкой. При аранжировке оригинальная композиция может всячески изменяться. Например, появляется другое развитие или, наоборот пропадает какая-то из частей. Может быть добавлена модуляция, изменена гармония, добавлены новые инструменты и так далее.

Фото: Karsten Schneidermann
Фото: Karsten Schneidermann

При оркестровке же музыкальная композиция остается практически неизменной, основная работа происходит с мелодическими линиями. Звучит это просто, но на деле существует множество нюансов, на которые следует делать поправки при написании. Знаменитый русский композитор Н.А.Римский-Корсаков вывел три основных правила оркестровки:

1 В оркестре нет дурных звучностей.

2 Сочинение должно быть написано удобоисполнимо; чем легче, практичнее партии исполнителей, тем более достижимо художественное выражение мысли сочинителя.

3 Сочинение должно писаться на действительно существующий оркестровый состав или на действительно желаемый (если автор имеет в виду ввести что-либо новое), а не призрачный, что делают до сих пор многие, помещая в свои партитуры медные инструменты неупотребительных строев, на которых партии оказываются исполнимыми только оттого, что играются не теми строями, для которых они предназначены автором.

Кстати, последним композиторы занимаются до сих пор, после чего нередко конфликтуют с исполнителями. При этом использование нестандартных инструментов может быть очень кстати, если хорошо продумать все нюансы.
 
Об инструментах Диего Стокко

Николай Андреевич своей книге «Основы оркестровки» также не оставил без внимания и самые распространенные проблемы человека, который занимается оркестровкой:

Большею частью занимающийся оркестровкой переживает следующие фазисы развития:

1 Период стремления к ударным инструментам — низшая ступень; в них он полагает всю прелесть звука и на них возлагает все свои надежды.

2 Период любви к арфе — всякий аккорд ему представляется необходимым удвоить звуком этого инструмента.

3 Обожание деревянных и медных духовых инструментов, стремление к закрытым звукам, причем струнные представляются или с надетыми сурдинами, или играющими pizzicato.

4 Период высшего развития вкуса, всегда совпадающий с предпочтением всему другому материалу смычковой группы, как самой богатой и выразительной.

«Против этих заблуждений — 1-го, 2-го и 3-го периодов — следует бороться при самообучении. Лучшим пособием всегда будет служить чтение партитур и слушанье оркестровых произведений с партитурой в руках. Здесь трудно установить какой-либо порядок. Слушать и читать следует все, а преимущественно новейшую музыку: она одна научит, как надо оркестровать, а старая даст полезные в отрицательном смысле примеры.»

Книга была написана в 1913 году, но эти правила и трудности остаются актуальными и сейчас. Когда вы приняли к сведению все правила и осознали, что это — работа не из легких, самое время понять, когда нужна оркестровка.
 

Зачем это нужно?


Симфонический оркестр до сих пор широко используется в киномузыке. С его помощью можно лучше передать драматичность момента и выделить то или иное событие. Как правило, композиция начинается с простого наброска на фортепиано, после чего это разрастается в большое произведение. Отличным примером является главная тема «Интерстеллара», где все начинается с небольшого перебора нот на органе, а затем «взрывается» всем оркестром.
 
Музыка к фильму «Интерстеллар» (2014)
 

Какие инструменты использовать?


Это зависит исключительно от вас. Вы можете сделать свой состав с блэкджеком и гитарой, а можете и использовать стандартные составы симфонического оркестра. Как вы уже знаете, важно лишь быть реалистичным, чтобы музыканты действительно смогли все это сыграть на записи.
 

Стандартный состав — это какой?


В состав симфонического оркестра входят 4 группы инструментов:
  1. струнные смычковые;
  2. деревянные духовые;
  3. медные духовые;
  4. ударные.
Помимо этого, не забудьте определиться с рассадкой. Самые распространенные — это американская и европейская.

Фото: сайт Минкультуры России
Фото: сайт Минкультуры России
 

Что важно в оркестровке?


Задач при оркестровке множество. Главная — это, пожалуй, сохранять баланс и гармонию инструментов между собой. Также нужно достичь того, чтобы каждая мелодия «читалась» и словно «вытекала» одна из другой, никаких случайных конфликтов между инструментами быть не должно.
 

Как оркестровать композицию?


«Лучшим пособием всегда будет служить чтение партитур и слушанье оркестровых произведений с партитурой в руках», но мы все-таки попробуем выделить основные советы для отдельных групп инструментов, чтобы знать, с чего начать.

Струнные

Фото: Jan Strecha
Фото: Jan Strecha

Это — «сердце» оркестра. Баланса между инструментами достичь несложно, что и делает группу струнно-смычковых инструментов основной. Многие люди ассоциируют оркестр именно с ними в первую очередь. В партиях для струнной группы инструментов можно вести гармонию и разные мелодии, так как они охватывают сразу несколько регистров. Игра различными приемами вроде pizzicato добавит определенную текстуру композиции.
 

«Благородство, мягкость, теплота тембра и ровность звучности на всем протяжении каждого из представителей смычковой группы составляет одно из главных преимуществ ее перед другими оркестровыми группами. Каждая из струн смычкового инструмента носит, впрочем, до не которой степени свой особый характер, столь же мало поддающийся описанию на словах, как и общая характеристика их тембра.»
 
«Основы оркестровки» Н. А. Римский-Корсаков
 


Деревянные духовые

Фото: Pexels
Фото: Pexels

Деревянные духовые имеют отличный набор тембров и регистров, что добавляет плотности оркестру. Возможность играть легато явно не помешает, а то, что при этом эти инструменты могут без проблем играть и быстрые пассажи, делает эту группу по-настоящему уникальной.
 

«Пытаясь охарактеризовать тембры четырех родовых представителей деревянной группы с психологической стороны, я беру на себя смелость сделать следующие общие, приблизительные определения для двух регистров — среднего и высокого:



Флейта — тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, с оттенком поверхностной грусти в миноре.

Гобой — тембр простодушно-веселый в мажорных и трогательно-печальный в минорных мелодиях.

Кларнет — гибкий и выразительный тембр для мелодий мечтательно-радостных или блестяще-веселых в мажоре и для мелодий мечтательно-грустных или страстно-драматических в миноре.

Фагот — тембр старчески-насмешливый в мажоре и болезненно-печальный в миноре.»

«Основы оркестровки» Н. А. Римский-Корсаков
 

Медные духовые

Фото: Сhris Bair
Фото: Сhris Bair

Самое важное, что нужно знать об этой группе инструментов — медные выдают очень мощный звук. Это делает их главными, когда речь заходит об акцентах, но с великой мощью и силой, как говорится, приходит великая ответственность, так что нужно быть очень внимательным к партитуре.
 

«Обладая значительно меньшею подвижностью по сравнению с деревянной, медная духовая группа превосходит остальные оркестровые группы силою своей звучности. Рассматривая относительную силу звучности каждого из родовых представителей этой группы, практически следует считать за равные: трубы, тромбоны и контрабасовую тубу. Корнеты по силе уступают им незначительно, валторны же в forte звучат почти вдвое слабее, а в рiапо могут звучать почти что с ними вровень. Возможность такого уравнения основывается на применении к валторнам динамических оттенков степенью сильнее, чем у прочих представителей медных; напр., когда у труб или тромбонов поставлено рр,— у валторн следует ставить р. Напротив в forte для уравнения силы звучности валторн с тромбонами или трубами следует удваивать валторны: 2 Corni = 1 Trombone = 1 Tromba.»

«Основы оркестровки» Н. А. Римский-Корсаков
 


Ударные

Фото: Matthijs Smit
Фото: Matthijs Smit

Эта группа инструментов также отлично помогает, когда нужно акцентировать какой-нибудь момент в композиции или же сделать ритм более явным. Ударные также можно использовать в композиции для добавления текстур, которых в этой группе инструментов много.
 

«Применение ударных инструментов всегда желательно в связи с ритмическим рисунком которого-нибудь из голосов данного оркестрового куска. Мелкий, затейливый ритм есть достояние треугольника, бубна, кастаньет и малого барабана; крупный и простой остается на долю большого барабана, тарелок и тамтама. Удары forte этих инструментов почти всегда совпадают или с сильными временами музыки, или с ясно выраженными синкопами, или, наконец, с отдельными sforzando оркестра; ритмические же мотивы треугольника, малого барабана и бубна весьма разнообразны. Бывают случаи применения ударных с самостоятельным ритмом, им одним принадлежащим и неподдержанным какими-либо из инструментов с определенной высотой звука. Нередки также случаи, когда ударному инструменту поручают ритмический мотив, упрощенный по сравнению с ритмическим мотивом других оркестровых инструментов.»

«Основы оркестровки» Н. А. Римский-Корсаков
 


Лучший способ научиться оркестровке — это слушать музыку и, конечно, практиковаться, ведь сейчас возможно сыграть за целый оркестр, даже не выходя из дома.
 

Обложка: Larisa Birta

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8973
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4658
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3841
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2046
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1769
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1632
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее