Главная / Практика / Винтажная одежда в кино

Винтажная одежда в кино

Кино, в отличие от театра, дает возможность зрителю разглядеть все фактуры и детали костюма, и такая фальшь, как, например, синтетическое кружево воротничка у героини XIX века сразу вызывает недоверие к происходящему на экране. Чтобы этого не произошло, художники по костюмам стараются или собрать собственную коллекцию тканей и отделок, или потратить время на поиски нужного текстиля и вещей в винтажных магазинах и на блошиных рынках.

Художник по костюмам Пако Дельгадо / Фото: Disney
Художник по костюмам Пако Дельгадо / Фото: Disney

Сюзанна Бакстон, художник по костюмам популярного сериала «Аббатство Даунтон», рассказывает, как им удается собрать на шоу такое большое количество красивых вещей, создающих у зрителя ощущение подлинности происходящего: «Создать достоверный гардероб для персонажей, живущих в то время, было для нас проблемой, поскольку тогда шили одежду из красивых тканей, которые сегодня трудно достать. Поэтому, мы много использовали винтажа, старинных тканей — например, расшитые бисером платья двадцатых годов. Мы распарывали их и выстраивали новое платье вокруг красивых уцелевших фрагментов, но нам было очень трудно добиться от них того же веса и качества».

Кадр из сериала «Аббатство Даунтон» / Фото: ITV

Кадр из сериала «Аббатство Даунтон» / Фото: ITV

Кадр из сериала «Аббатство Даунтон» / Фото: ITV

Кадр из сериала «Аббатство Даунтон» / Фото: ITV

С той же проблемой столкнулся художник по костюмам Пако Дельгадо, создавший костюмы для фильма «Девушка из Дании» (2016). «Мы купили много антикварных платьев, разобрали их и использовали фрагменты для создания новых костюмов. К сожалению, подлинные платья 1920-х годов почти не выжили, во-первых, из-за хрупкости материалов: шифоновые платья, обильно вышитые бисером и стеклярусом, как правило, полны дыр, потому что шифон не выдержал вес стекла. К тому же, 1920-е годы в Европе — это период между двумя войнами, и многие вещи исчезли после Второй мировой войны, потому что из-за нехватки материалов их перешивали. Если в гардеробе висело бабушкино платье 1920-х годов, то, вероятнее всего, его порезали и сделали в 1950-х годах несколько новых блузок».

Кадр из фильма «Девушка из Дании» (2015) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Девушка из Дании» (2015) / Фото: Universal Pictures

Костюмы для фильма «Девушка из Дании» (2015) / Фото: J. Berliner / ABImages

Костюмы для фильма «Девушка из Дании» (2015) / Фото: J. Berliner / ABImages

У нас в стране, в далекие советские годы, было тяжело даже с простыми натуральными тканями, не говоря уже о дорогих, роскошных. Поэтому, чтобы как-то выкрутиться при создании костюмов к исторической картине, художники «Мосфильма» и Киностудии им. Горького давали объявление в газету о покупке у населения старинной одежды и аксессуаров.

Художник по костюмам Элеонора Маклакова вспоминает о своей работе над фильмом «Красное и черное»: «Случалось, что купленных материалов хватало только на лиф или на канзу. Тогда сцену выстраивали так, чтобы костюм не попадал в кадр целиком. В фильме есть эпизоды, где Наталью Белохвостикову снимают только до талии: ее героиня появляется в кадре в „платье“ с рукавами жиго, собранными из остатков подлинной полосатой органзы, или в канзу из фрагментов видавшей виды кружевной сорти-де-баль. Платье Натальи Бондарчук тоже выкроено из разнородных фактур, лиф и рукава из тафты от нижней юбки конца XIX века, а канзу из кусков подлинного кружева, прикрепленного к лифу по причине ветхости» (Примечание: канзу — накидка, прикрывающая декольте; рукава жиго — объемный в верхней части рукав; сорти-де-баль — дамская нарядная накидка).

«Красное и черное» (1976) / Фото: Киностудия им. Горького; Эскиз Элеоноры Маклаковой / Фото: РГБИ
«Красное и черное» (1976) / Фото: Киностудия им. Горького; Эскиз Элеоноры Маклаковой / Фото: РГБИ

Сегодня, конечно, у российских художников появилось больше возможностей для создания исторических костюмов. Хотя, к сожалению, в России блошиные рынки скромнее по ассортименту и дороже по цене — сказывается то тяжелое положение, в котором оказалась страна в ХХ веке. Но в Европе они безусловный источник вдохновения для художников по костюмам. Рассказывает художник Колин Этвуд: «Иногда я безо всякой цели встаю рано утром в субботу и иду к открытию на Portobello Road [лондонский блошиный рынок] до того, как туда хлынут покупатели, и брожу в поисках интересного. Приятно найти там какие-нибудь странные пуговицы или старые шляпные булавки, да просто странные вещи, которые продают в лотках перед павильончиками — эти находки всегда стимулируют мое вдохновение».

Художник по костюмам Колин Этвуд / Фото: AP / TASS

Художник по костюмам Колин Этвуд / Фото: AP / TASS

Лондонский блошиный рынок Portobello Road / Фото: Portobello Road / Facebook

Лондонский блошиный рынок Portobello Road / Фото: Portobello Road / Facebook

Прокат старинной одежды

Часто на помощь художникам по костюмам приходят магазины или прокатные конторы, предоставляющие подлинные костюмы ХХ века. В Нью-Йорке и Голливуде большой популярностью пользуется магазин винтажной одежды Хелен Уффнер (Helen Uffner Vintage Clothing). Она начинала свой бизнес по аренде винтажной одежды в небольшой квартире на Мюррей-Хилл в 1978 году. Сегодня Helen Uffner Vintage Clothing занимает площадь в 6200 квадратных метров.

Кадр из фильма «Зелиг» (1983) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Зелиг» (1983) / Фото: Warner Bros.

Сотрудничество Хелен с кинематографом началось с продажи в 1982 году собственной коллекции одежды 1920-х годов художнику по костюмам Санто Локвасто для фильма «Зелиг». Фильм был снят в интересном жанре псевдо-документальной хроники, где подлинные кадры кинохроники перемежались с игровыми сценами, снятыми «под старину». Для этого оператор Гордон Уиллис использовал старое съемочное оборудование и даже топтал негативы в душе. Поэтому в «Зелиге» исключались новые костюмы, и Локвасто приобретал подлинные вещи, которые уже успели отфактуриться временем.

Кадр из фильма «Зелиг» (1983) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Зелиг» (1983) / Фото: Warner Bros.

За последние 35 лет Уффнер помогла своими подлинными костюмами таким фильмам, как «Из Африки» (1985), «Вдали от рая» (2002), «Часы» (2003), «Королевство полной луны» (2012), «За канделябрами» (2013) и прочим фильмам и сериалам.

Кадр из фильма «Часы» (2002) / Фото: Miramax

Кадр из фильма «Часы» (2002) / Фото: Miramax

Кадр из фильма «Вдали от рая» / Фото: Focus Features

Кадр из фильма «Вдали от рая» / Фото: Focus Features

Кадр из фильма «Из Африки» (1985) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Из Африки» (1985) / Фото: Universal Pictures

Художник по костюмам Кэтрин Мартин шесть месяцев провела на складе у Хелен, подбирая бисерные платья и мужские смокинги 1920-х годов, которые она показывала режиссеру Базу Лурману в качестве источника вдохновения для фильма «Великий Гэтсби».

Кадр из фильма «Великий Гэтсби» (2013) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Великий Гэтсби» (2013) / Фото: Warner Bros.

В Великобритании также есть несколько известных прокатных складов подлинной одежды, благодаря которым любимые во всем мире сериалы «Пуаро Агаты Кристи», «Мисс Марпл», «Дживс и Вустер» и другие смотрятся предельно аутентично. Одним из таких популярных у кинематографистов мест является компания Cosprop, британский дом по аренде костюмов для театра и кино, которым владеет дизайнер Джон Брайт.

Через актрису Пегги Эшкрофт Джон познакомился с художником по костюмам Дженни Бивен, которая предложила ему стать со-художником на фильме «Бостонцы» (1984). Сотрудничество это было настолько успешным, что вместе они поработали на двенадцати фильмах, в основном для компании Merchant-Ivory, получили пять номинаций и одного «Оскара». Cosprop для Дженни Бивен — палочка-выручалочка. Она и ее помощники при содействии Брайта имеют право вносить изменения в старинные костюмы, чтобы они больше подходили персонажам фильма.

Но Дженни слишком хорошо знает об опасности работы с хрупкой, старой одеждой и никогда не забудет историю, связанную со съемками фильма «Госфорд Парк» (2001), когда она надела на актрису Клоди Блейкли винтажное зеленое вечернее платье. «Снимали три вечерние сцены в течение примерно шести недель. Актриса должна была носить это платье каждый день, и оно не выдержало и стало расходиться по швам, буквально рассыпаться на куски», — вспоминает Бивен. Каждый день платье пытались как-то подклеить, чтобы оно дотянуло до конца съемок.

Кадр из фильма «Госфорд Парк» (2001) /  Фото: Entertainment Film Distributors
Кадр из фильма «Госфорд Парк» (2001) /  Фото: Entertainment Film Distributors

Cosprop выручил Бивен и на съемках фильма «Король говорит!» (2010), поскольку маленький бюджет и сжатые сроки не позволили шить одежду на каждого персонажа. К тому же, подлинная винтажная одежда смотрелась на персонажах убедительнее. Например, актер Гай Пирс (король Эдуард VIII) носил почти исключительно подлинную одежду в фильме — «она была невероятно побита молью, но мы все равно ее использовали, поскольку костюмы выглядели идеально».

Кадр из фильма «Король говорит!» (2010)  / Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма «Король говорит!» (2010)  / Фото: The Weinstein Company

Ну и конечно, не обойтись без услуг складов подлинного костюма на масштабных исторических проектах.

Кадр из сериала «Вавилон-Берлин» / Фото: X Filme
Кадр из сериала «Вавилон-Берлин» / Фото: X Filme

Художник по костюмам Пьер-Ив Гаро, работая над сериалом «Вавилон-Берлин», действие которого происходит в 1920 — 1930 годах, и в котором было задействовано до 7000 человек массовки, также прибегал к помощи европейских прокатных контор. «Я часто думал, работая над „Вавилон-Берлин“, что мы снимаем двенадцать художественных фильмов одновременно. Логистика была очень сложной: параллельно работало несколько съемочных групп, съемочный период длился 180 дней, снимали три режиссера, в отделе костюма работало более 50 сотрудников и требовалось огромное количество костюмов». В это же время в Англии снимали «Фантастические звери и места их обитания» и это стало нашей проблемой, потому что действие этого фильма также происходило в 1920-х годах, и нам пришлось прочесать половину Европы, чтобы найти 3500 костюмов. Мы обратились в 19 компаний по прокату костюмов в Германии, Англии, Франции, Австрии и Италии».

Кадр из сериала «Вавилон-Берлин» / Фото: X Filme
Кадр из сериала «Вавилон-Берлин» / Фото: X Filme

Конечно, создание правильной исторической атмосферы в фильме напрямую зависит от костюмов. И чтобы максимально к ней приблизиться, художники по костюмам используют все возможное в рамках бюджета — кому-то его хватает только на покупку воротничков и брошек (можно обойтись и этим, если все построить грамотно), а кто-то может себе позволить покупку на интернет-аукционах или аренду подлинных костюмов в Европе. В любом случае, работа с подлинным костюмом — ни с чем не сравнимое удовольствие, которое через экран передается зрителю.
 


Обложка: герои сериала «Аббатство Даунтон» / Фото: ITV

 

Еще по теме

5 причин снимать свой веб-сериал
Кинофестиваль в Остине считается мероприятием в первую очередь для сценаристов....
Топ Ган Мэверик отзывы
Лучший со времен “Безумного Макса”: что пишут о “Топ Ган: Мэверик” критики
Пресса, критики и зрители тепло приняли сиквел боевика 1986 года...
фильм где жена утопила детей
Как называется фильм, где жена героя Ди Каприо утопила детей?
Два маршала прибывают на остров, где находится тюрьма для душевнобольных...
Естественная луна при дневном свете: как снимать «сказочную» ночь в пустыне
Знакомая многим ситуация: режиссер хочет снимать экстерьерную сцену ночью и...
Аниме по манге
10 культовых аниме, снятых по манге
В мире аниме существует множество замечательных адаптаций манги, которые позволяют...
фильмы похожие на Голодные игры
12 фильмов и сериалов, похожих на «Голодные игры»
Люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации, они вынуждены бороться за выживание...
Что называют эффектом Кулешова и как он применяется в монтаже
На заре развития кинематографа монтаж выполнял исключительно утилитарные функции. Ключевым...
иди и смотри 1985 отзывы
За 3 дня из ребенка в старики: отзывы о фильме “Иди и смотри” (1985)
В Советском Союзе особое внимание уделяли фильмам о ВОВ. Это...