Практика

Как начать писать музыку: аранжировка

Когда основное оборудование собрано, самое время начать писать музыку. Сделав пару-тройку набросков, новички часто остаются на этом этапе, не доводя композиции до конца. Чтобы это исправить, нужно обратиться к законам аранжировки

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Проблем с написанием мелодии у начинающих композиторов обычно не возникает. Где-то придет вдохновение и вы буквально услышите ее в голове, а где-то повезет, и вы найдете какой-либо интересный ход, играя на гитаре, фортепиано или любом другом музыкальном инструменте. Но не каждый может превратить эту мелодию в финальную композицию. Именно решением этой проблемы и занимается искусство аранжировки.
 

Что такое аранжировка?


Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Слово «аранжировка» происходит от французского «arranger» и означает «приводить в порядок». Собственно, именно этим и занимается аранжировщик — приводит трек в порядок, изменяя оригинальную композицию.

Нужна аранжировка для того, чтобы часто из совсем «сырых» идей сделать полноценную композицию, придать нужную форму, сделать наиболее красивую гармонизацию мелодий. Также аранжировка нужна, чтобы намеренно изменить музыкальный стиль произведения: вспомните вечные концерты а-ля «классика в рок-обработке». Такие афиши означают, что аранжировщик неплохо поработал, превратив сонату или симфонию в рок-трек, полностью изменив инструментовку и форму композиции.

Профессиональные аранжировщики — это не просто хорошие музыканты со знанием теории. Они также должны быть неплохими композиторами и звукорежиссерами, чтобы умело работать с тембрами и обработкой. У них должен быть хороший вкус и понимание, какие инструменты должны звучать дальше или ближе по планам, на каком такте должны подключать медные духовые или ударные и так далее.
 

Какая разница между аранжировкой и оркестровкой?


Фото: NeONBRAND
Фото: NeONBRAND

Если аранжировка, — это искусство работы с существующим музыкальным произведением, адаптируя его к исполнению в определенном жанре или составке, то оркестровку можно назвать своего рода ответвлением аранжировки. Аранжировка бывает нескольких видов.
 
  • Транскрипция — самый простой вид аранжировки. Берется обычная мелодическая партитура и перекладывается на несколько инструментов с несколькими изменениями или же без них вовсе.
  • Адаптация — более свободная форма аранжировки, позволяющая добавлять новые текстуры и мелодии, исходя из творческого замысла.
  • Сокращение — этот подход используется, когда, например, композицию для оркестра нужно испольнить в более камерном составе, например на одном или двух фортепиано. Сокращение часто используется композиторами на репетициях, когда физически невозможно всегда вызывать целый оркестр.
  • Расширение — совершенно противоположный сокращению вид аранжировки. Именно этим и занимается оркестровка: простая партитура, например, для клавишных, превращается в масштабное оркестровое произведение.

Существует намного больше видов аранжировок, однако это основные. Важно отметить, что термин «аранжировка» сейчас в основном применяют для эстрадной музыки, а слово «оркестровка» — для академических произведений и киномузыки. Конечно, эти условности довольно размыты на практике, однако ,чтобы не путаться самому, стоит понимать, какая разница между этими словами на самом деле.
 

Как сделать аранжировку для композиции?


С точки зрения звукорежиссуры нужно более-менее равномерно заполнить весь частотный спектр. Для этого надо умело обращаться с инструментами, чтобы не допускать частотных конфликтов. Вместо очередной партии для фортепиано, например, попробуйте использовать контрабас, если партитура выполняет функцию ритм-секции.

Пожалуйста, не добавляйте по 10 гитар в вашу композицию, если только в этом нет определенного художественного замысла! Пожалейте звукорежиссера, который будет потом сводить вашу аранжировку в финальный микс.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Пусть пример этот довольно «прямой», однако, уверен, понятный. Поэтому вам необходимо хорошо знать диапазоны музыкальных инструментов, для которых вы планируете писать. Сейчас вам необязательно иметь их дома, достаточно найти информацию в интернете, а благодаря библиотекам сэмплов можно даже на них поиграть, выбрав нужные тембры и модели инструментов прямо на примере ваших партитур.

Обычно выделяют всего пару компонентов, необходимых для полноценной композиции: это мелодия и аккомпанемент. Если представить стандартную картину художника-мариниста, то корабль будет мелодией, а фон — аккомпанементом. Аккомпанемент сопровождает мелодию по ходу композиции. Он бывает ритмическим и гармоническим.

Если говорить более подробно, то есть мелодическая линия, ритм-секция и аккомпанемент. Мелодическую линию может вести вокал или солирующий инструмент, за ритм-секцию обычно отвечают ударные и бас, а аккомпанементом становятся фоновые инструменты вроде пэдов или гитар, которые ведут гармонию, играя аккордовую последовательность.

Фото: Wooozxh
Фото: Wooozxh

Прошу заметить, что это все-таки довольно условно, так как где-то и барабаны могут сыграть мелодию, а где-то и голос выполнить ритмическую функцию.

Чтобы понять, как это издавна работает в составе симфонического оркестра, обратимся к книге Шамриной Е.А. «Инструментоведение»:

«Смычковые инструменты использовались универсально, во всех фактурных функциях. На них легла основная нагрузка. Они стали носителями самой разной выразительности — и мелодической певучести, и моторности, и динамичности; струнные излагали основные темы и принимали деятельное участие в их разработке. Деревянные инструменты использовались в дополнение к струнным, у них могла звучать и мелодия, и гармония — в удвоении струнных, в диалоге с ними. Медные инструменты выполняли преимущественно роль гармонических, ритмических голосов, активно использовалась их динамическая мощь. Ударные, естественно, подчеркивали гармонические басы и ритм (в партитуре даже не выписывалась партия литавр, а литаврист играл по партии трубы). Литавры использовались для усиления мощи звучания в tutti, а также как инструмент, наделенный характерной окраской (к примеру, для изображения раскатов грома). Практически каждая из оркестровых групп охватывала весь диапазон звуков, воспринимаемых человеческим ухом». 

Искусство аранжировки — очень интересно и полезно для композиторов. Зная, какую функцию выполняет каждый из инструментов, можно смело планировать форму вашей композиции, не боясь утратить мелодию или потерять гармонический аккомпанемент.
 

Обложка: Tom Pottiger

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 28945
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 16217
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 7717
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 6162
Практика

Россия vs США: звукорежиссеры у нас и у них

Артем Нужин, владелец звуковой компании T.I.M. Sound Company и звукорежиссер шоу «Последний герой», «Мастер Шеф» и «Каникулы в Мексике», рассказал, за что борются американские профсоюзы, чего никогда не будет делать звукорежиссер в Америке и чему стоит поучиться у российских специалистов

18 марта 3773
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 3717
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее