Практика

Как начать писать музыку: аранжировка

Когда основное оборудование собрано, самое время начать писать музыку. Сделав пару-тройку набросков, новички часто остаются на этом этапе, не доводя композиции до конца. Чтобы это исправить, нужно обратиться к законам аранжировки

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Проблем с написанием мелодии у начинающих композиторов обычно не возникает. Где-то придет вдохновение и вы буквально услышите ее в голове, а где-то повезет, и вы найдете какой-либо интересный ход, играя на гитаре, фортепиано или любом другом музыкальном инструменте. Но не каждый может превратить эту мелодию в финальную композицию. Именно решением этой проблемы и занимается искусство аранжировки.
 

Что такое аранжировка?


Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Слово «аранжировка» происходит от французского «arranger» и означает «приводить в порядок». Собственно, именно этим и занимается аранжировщик — приводит трек в порядок, изменяя оригинальную композицию.

Нужна аранжировка для того, чтобы часто из совсем «сырых» идей сделать полноценную композицию, придать нужную форму, сделать наиболее красивую гармонизацию мелодий. Также аранжировка нужна, чтобы намеренно изменить музыкальный стиль произведения: вспомните вечные концерты а-ля «классика в рок-обработке». Такие афиши означают, что аранжировщик неплохо поработал, превратив сонату или симфонию в рок-трек, полностью изменив инструментовку и форму композиции.

Профессиональные аранжировщики — это не просто хорошие музыканты со знанием теории. Они также должны быть неплохими композиторами и звукорежиссерами, чтобы умело работать с тембрами и обработкой. У них должен быть хороший вкус и понимание, какие инструменты должны звучать дальше или ближе по планам, на каком такте должны подключать медные духовые или ударные и так далее.
 

Какая разница между аранжировкой и оркестровкой?


Фото: NeONBRAND
Фото: NeONBRAND

Если аранжировка, — это искусство работы с существующим музыкальным произведением, адаптируя его к исполнению в определенном жанре или составке, то оркестровку можно назвать своего рода ответвлением аранжировки. Аранжировка бывает нескольких видов.
 
  • Транскрипция — самый простой вид аранжировки. Берется обычная мелодическая партитура и перекладывается на несколько инструментов с несколькими изменениями или же без них вовсе.
  • Адаптация — более свободная форма аранжировки, позволяющая добавлять новые текстуры и мелодии, исходя из творческого замысла.
  • Сокращение — этот подход используется, когда, например, композицию для оркестра нужно испольнить в более камерном составе, например на одном или двух фортепиано. Сокращение часто используется композиторами на репетициях, когда физически невозможно всегда вызывать целый оркестр.
  • Расширение — совершенно противоположный сокращению вид аранжировки. Именно этим и занимается оркестровка: простая партитура, например, для клавишных, превращается в масштабное оркестровое произведение.

Существует намного больше видов аранжировок, однако это основные. Важно отметить, что термин «аранжировка» сейчас в основном применяют для эстрадной музыки, а слово «оркестровка» — для академических произведений и киномузыки. Конечно, эти условности довольно размыты на практике, однако ,чтобы не путаться самому, стоит понимать, какая разница между этими словами на самом деле.
 

Как сделать аранжировку для композиции?


С точки зрения звукорежиссуры нужно более-менее равномерно заполнить весь частотный спектр. Для этого надо умело обращаться с инструментами, чтобы не допускать частотных конфликтов. Вместо очередной партии для фортепиано, например, попробуйте использовать контрабас, если партитура выполняет функцию ритм-секции.

Пожалуйста, не добавляйте по 10 гитар в вашу композицию, если только в этом нет определенного художественного замысла! Пожалейте звукорежиссера, который будет потом сводить вашу аранжировку в финальный микс.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Пусть пример этот довольно «прямой», однако, уверен, понятный. Поэтому вам необходимо хорошо знать диапазоны музыкальных инструментов, для которых вы планируете писать. Сейчас вам необязательно иметь их дома, достаточно найти информацию в интернете, а благодаря библиотекам сэмплов можно даже на них поиграть, выбрав нужные тембры и модели инструментов прямо на примере ваших партитур.

Обычно выделяют всего пару компонентов, необходимых для полноценной композиции: это мелодия и аккомпанемент. Если представить стандартную картину художника-мариниста, то корабль будет мелодией, а фон — аккомпанементом. Аккомпанемент сопровождает мелодию по ходу композиции. Он бывает ритмическим и гармоническим.

Если говорить более подробно, то есть мелодическая линия, ритм-секция и аккомпанемент. Мелодическую линию может вести вокал или солирующий инструмент, за ритм-секцию обычно отвечают ударные и бас, а аккомпанементом становятся фоновые инструменты вроде пэдов или гитар, которые ведут гармонию, играя аккордовую последовательность.

Фото: Wooozxh
Фото: Wooozxh

Прошу заметить, что это все-таки довольно условно, так как где-то и барабаны могут сыграть мелодию, а где-то и голос выполнить ритмическую функцию.

Чтобы понять, как это издавна работает в составе симфонического оркестра, обратимся к книге Шамриной Е.А. «Инструментоведение»:

«Смычковые инструменты использовались универсально, во всех фактурных функциях. На них легла основная нагрузка. Они стали носителями самой разной выразительности — и мелодической певучести, и моторности, и динамичности; струнные излагали основные темы и принимали деятельное участие в их разработке. Деревянные инструменты использовались в дополнение к струнным, у них могла звучать и мелодия, и гармония — в удвоении струнных, в диалоге с ними. Медные инструменты выполняли преимущественно роль гармонических, ритмических голосов, активно использовалась их динамическая мощь. Ударные, естественно, подчеркивали гармонические басы и ритм (в партитуре даже не выписывалась партия литавр, а литаврист играл по партии трубы). Литавры использовались для усиления мощи звучания в tutti, а также как инструмент, наделенный характерной окраской (к примеру, для изображения раскатов грома). Практически каждая из оркестровых групп охватывала весь диапазон звуков, воспринимаемых человеческим ухом». 

Искусство аранжировки — очень интересно и полезно для композиторов. Зная, какую функцию выполняет каждый из инструментов, можно смело планировать форму вашей композиции, не боясь утратить мелодию или потерять гармонический аккомпанемент.
 

Обложка: Tom Pottiger

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 464
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 396
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2066
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2011
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1062
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1368
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее