Практика

16 советов Ханса Циммера для кинокомпозиторов

К 60-летию любимого композитора Кристофера Нолана, Ридли Скотта и Гора Вербински публикуем список его профессиональных принципов: алгоритм работы, необходимость ошибок и философия музыки

  • 12 сентября 2017
  • 4025
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Любите то, что делаете


Я никогда не думал о том, чем я занимаюсь, как о карьере. Я не написал ни одной ноты только лишь ради денег. Я всегда просто хотел заниматься любимым делом, поддерживать своих друзей и, по большому счету, никогда не взрослеть. Я играю музыку — это все, что я делаю.

Ханс Циммер и Гор ВербинскиХанс Циммер и Гор Вербински
 

2Проводите время с лучшими


Я ужасно учился в школе и мне не удалось закончить университет.  Я как-то сразу занялся музыкой. Мне удалось устроиться ассистентом, разносившим кофе. В первый же день я оказался в одной комнате с Николасом Роугом, которому я до сих пор поклоняюсь как режиссеру, и Стэнли Майерсом, великим композитором. И я видел, как они продумывали решение какой-то сложной сцены. Но важно даже не то, что я наблюдал за их работой, а то, что я просто находился с ними рядом. Я считаю, что начинающему очень полезно хотя бы просто побыть какое-то время рядом с лучшими людьми в своем деле. 
 

3Работа требует времени


Когда я начинал заниматься музыкой, люди работали на звукомонтажных столах Steenbeck и K-E-M. Только спустя какое-то время появился Avid. И поскольку цифровые технологии в работе со звуком чуть опережают цифровые технологии в работе с изображением, я и мои коллеги были первопроходцами, а значит - понятия не имели, как работать со всеми новинками. И поначалу звучало все это просто ужасно. Это я к тому, что научиться с чем-то работать можно только потратив на это время. Я глубоко убежден, что если ты хочешь добиться успеха в чем-то, тебе необходимо потратить на это по меньшей мере десять тысяч часов. 

Ханс ЦиммерХанс Циммер
 

4Осваивайте компьютер


Я довольно плохой исполнитель, но хороший программист. И я постоянно пытаюсь объяснить хорошим музыкантам, желающим стать композиторами, что им нужно учиться работать на компьютере так же усердно, как они практикуются в игре на гитаре или фортепиано. Компьютер — это тоже музыкальный инструмент, и чем виртуознее ты с ним обращаешься, тем лучше можешь с его помощью выражать свои идеи. 
 

5Начинайте с концепта


Начинайте работать над музыкой к фильму с разработки концепта необходимого звукового мира. Максимально сократите звуковую палитру, чтобы не закопаться в тысяче ненужных вам пресетов.
 

6Отталкивайтесь от себя

 
Музыка Ханса Циммера к фильму «Интерстеллар» (2014)

На «Интерстелларе» Кристоферу Нолану нужна была тема, которая бы отражала отношения отца и ребенка. И я написал такую тему, думая о своем сыне. 
 

7Не бойтесь ошибиться

 
Сочиняя, я всегда думаю, какая музыка лучше подойдет для того или иного фрагмента и как глубже наполнить фильм звучанием. И чтобы это понять, необходимо экспериментировать. Поэтому нельзя стоять на месте, нельзя повторяться, необходимо меняться. Никому не нравится, когда кто-то видит твои ошибки. Но ошибки необходимо совершать, если хочешь сделать что-то новое и оригинальное. Имейте мужество эти ошибки совершать. 
 

8Пробуйте новое 

 

Музыка Ханса Циммера к фильму «Король Лев» (1994)

Важно не бояться пробовать что-то новое. Еще и потому, что это помогает находить новые проекты и новых интересных людей. Например, «Король Лев» был для меня важным проектом. Но делал я его по каким-то «неправильным» причинам. Прежде всего, я занялся им ради своей дочери. До этого я делал взрослое кино, а тут мне захотелось сделать музыку для такого фильма, на премьеру которого я мог бы отвести ребенка. И в итоге работа над этим фильмом оказалась удивительно эмоциональным опытом. Я был поражен глубиной мультфильма и своим внутренним откликом на него. Я думал, что писать для мультфильмов легко, но это было сложно именно в эмоциональном плане. Удивительно, что именно благодаря «Королю Льву» мной заинтересовался Терренс Малик и пригласил меня на «Тонкую красную линию». 
 

9Растягивайте границы


Своей самой высокой оценкой я считаю не «Оскар», не «Грэмми», а похвалу перкуссионистов, с которыми мы записывали музыку к фильму «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Это очень профессиональные, опытные люди, игравшие все и на всем, на чем только возможно. И я услышал, как они сказали: «О, это что-то новенькое, такого мы еще не делали». Мне это очень лестно, потому что мои амбиции сводятся к тому, чтобы пробовать что-то новое.  
 

10Работайте со страстью



Музыка Ханса Циммера к фильму «Черный ястреб» (2001)

Помню, как на «Черном ястребе» Ридли Скотта я однажды проработал 72 часа подряд. Никто меня об этом не просил, просто я сам очень хотел сделать что-то экстраординарное, хотел помочь рассказать эту историю каким-то необычным способом. И в этом нет ничего сверхчеловеческого. Это нормальное желание. 
 

11Найдите лучших исполнителей


Мне кажется, что записывающее оборудование и носители не так уж важны. Гораздо важнее исполнители и команда, с которой вы работаете. Не трудно догадаться, что вы получите два совершенно разных результата, если пригласите играть первого встречного и кого-нибудь из лучших музыкантов. Важно, правда, понять, где необходимо задействовать того или иного исполнителя.
 

12Пространство записи очень важно


Перед записью я всегда изучаю место, где она будет производиться. Пространство, где люди будут играть, так же важно, как и качество инструментов. Мне вообще больше нравится записываться в местах, вроде церквей и усадеб, а не в студиях. Если бюджет не позволяет, то подойдет школьный зал или заброшенный склад. 

Работа над саундтреком к фильму «Интерстеллар»​Работа над саундтреком к фильму «Интерстеллар»​
 

13Музыка не меняется на записи


Я продумываю звучание в тот момент, когда сочиняю. Так уходит больше времени, но зато сильно упрощает задачу музыкантам на этапе записи. Я не вношу никаких изменений в звучание в студии и не позволяю это делать режиссерам. Запись — это процесс получения необходимого звучания через исполнение, а не переписывание уже сочиненного материала. Нет ничего хуже, чем коллектив скучающих музыкантов, ожидающих, когда кто-то поменяет аранжировку.
 

14Учитесь слушать

 
Если вокруг меня собирается несколько музыкантов, — а это могут быть люди самых разных культур, — что первое и самое необходимое, что нам всем нужно сделать? Нам нужно послушать друг друга. От этого идет уважение и симпатия. И только так музыка может стать прекрасной — только если музыканты будут слушать друг друга. В этом и состоит философия музыки — нет правильных и неправильных нот, а есть последовательность нот, которая отражает то, как музыканты взаимодействуют друг с другом. И без умения слушать тут никуда.
 

15Преодолейте свои страхи 

 
Всю жизнь меня преследует страх сцены. Например, в 2000 году я давал концерт в Бельгии. Вы не представляете, чего мне это стоило. У меня была тысяча отговорок, почему я не могу выступить. Но все-таки я преодолел себя и сделал это. Наверное, именно потому, что это было так страшно для меня, я не смог это не сделать. Причем концерт начался не с той ноты. Что мне было делать? Или разрыдаться на месте, или рассмеяться! Но никто не стал меня ругать, бросать в меня предметы — я ужасно благодарен за это публике. Зато тогда я понял, что нужно относиться к себе проще, нужно уметь смеяться над собой. 

Ханс ЦиммерХанс Циммер​
 

16Будьте собой


Нет, вы не можете звучать так же, как Ханс Циммер. Потому что вы — это не я, вы — это вы. И ровно так же я не могу звучать, как какой-либо другой композитор. 

Источник: Evan Carmichael, Gear Slutz.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2491
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1866
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1575
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1553
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1410
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1402
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее