Главная / Подборки / 10 фильмов, снятых без готового сценария: от «Касабланки» до «Отрочества»

10 фильмов, снятых без готового сценария: от «Касабланки» до «Отрочества»

01. «Касабланка» (Майкл Кертиц, 1942)

Трейлер фильма «Касабланка» (Майкл Кертиц, 1942)

В это трудно поверить, но фильм, который сегодня входит во все возможные списки лучших и необходимых к просмотру картин, создавался в жуткой неразберихе, в том числе и без завершенного сценария. Дело в том, что «Касабланка» рассматривалась студией Warner Bros. как проходное кино, призванное удовлетворить госзаказ на околовоенную тематику (США как раз только вступили во Вторую мировую). Производство велось настолько небрежно, что к моменту начала съемок готово было едва ли не полсценария. Пока сценаристы (а их в итоге набралось четыре человека) заканчивали свою работу, группа начала съемки в хронологическом порядке. Другой особенностью съемок стали частые импровизации: некоторые реплики, впоследствии ушедшие в народ, родились на площадке спонтанно или появились уже на озвучании, а знаменитый финал придумали лишь в последние смены. Между тем, именно за сценарий (наряду с режиссурой и главной номинацией) «Касабланка» была удостоена «Оскара».

02. «Бульвар Сансет» (Билли Уайлдер, 1950)

Трейлер фильма «Бульвар Сансет» (Билли Уайлдер, 1950)

Другая золотая голливудская классика. Но здесь незавершенный сценарий был частью хитрого плана. Режиссер и автор текста Билли Уайлдер, хорошо знакомый с существовавшей на тот момент в Голливуде цензурной системой, понимал, что ему не дадут снять фильм так, как он его задумал. Поэтому он предоставлял контролирующим инстанциям сценарий по частям, постепенно перейдя таким образом к съемкам, а потом и завершив их. Так режиссер обманул систему, а система в ответ назвала его предателем, ведь более мрачного изображения голливудских реалий экран еще не видывал. Впрочем, Уайлдеру все сошло с рук, когда картина собрала внушительную кассу. А за неоспоримые художественные достоинства ее вскоре и вовсе признали одной из вершин американского кино.

03. «Восемь с половиной» (Федерико Феллини, 1963)

Трейлер фильма «Восемь с половиной» (Федерико Феллини, 1963)

Великий Федерико Феллини вообще довольно вольно обходился со сценариями, но «Восемь с половиной» — это, пожалуй, лучший пример того, как подобная вольность может приводить к кинематографическим озарениям. Уже на этапе подготовки Феллини элементарно забыл, о чем же хотел делать фильм, и решил сделать это сюжетом картины — его герой теряет интерес к ленте, которую должен снимать. Смены носили импровизационный характер, а вместо диалогов актеры иногда просто бормотали что-то невнятное — только на этапе постпродакшна это все озвучили более осмысленными репликами. Вот такой странный творческий процесс, результатом которого, однако, стала картина, перевернувшая понимание феномена кино во всем мире.

04. «Топаз» (Альфред Хичкок, 1969)

Фрагмент фильма «Топаз» (Альфред Хичкок, 1969)

Всем известна фраза Альфреда Хичкока о том, что для хорошего фильма нужен сценарий, сценарий и только сценарий. И ее правдивость маэстро ужаса доказал на практике. При всей щепетильности к работе, однажды Хичкок был вынужден начать съемки без готового сценария. Речь идет о картине «Топаз». Режиссер разошелся во взглядах на будущий фильм со сценаристом и автором одноименного романа-первоисточника и был вынужден нанять другого драматурга. Вот только произошло это буквально накануне съемок. Итог неутешителен — фильм собрал смешанные отзывы, провалился в прокате и сегодня рассматривается как свидетельство заката творческого гения Хичкока.

05. «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

Трейлер фильма «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

«Челюсти» открыли длящуюся по сей день эпоху блокбастеров, однако культовый статус картины не предвещало ровным счетом ничего. Как позже вспоминал исполнитель одной из ведущих ролей Ричард Дрейфус: «Мы начали снимать без акулы, без актеров и без сценария». О подробностях производственного ада картины можно почитать в нашей статье о фильме, а здесь скажем пару слов о сценарии. Сырой текст постоянно дописывался и переписывался, а из-за технических накладок и других обстоятельств некоторые сцены и реплики приходилось сочинять на ходу. Яркий пример — самая известная цитата из картины («Нам понадобится лодка побольше») была актерской импровизацией. Удивительно, но картине весь этот кавардак пошел только на пользу.

06. «Чужой 3» (Дэвид Финчер, 1992)

Трейлер фильма «Чужой 3» (Дэвид Финчер, 1992) 

Дэвид Финчер известен своим педантизмом, и, надо полагать, черта эта в нем укрепилась благодаря тому хаосу, в котором он был вынужден снимать свой дебют. На третью часть «Чужого» молодого постановщика пригласили после того, как проект сменил нескольких режиссеров, а сценарий десятки раз переписали разные авторы. Но несмотря на несколько лет подготовки, к моменту начала съемок текст еще не был закончен. Зато были возведены гигантские декорации, внутри которых нужно было разыграть хоть какой-то сюжет. Положение Финчера осложнялось постоянным вмешательством со стороны продюсеров. Последние продолжали переделывать историю даже на монтаже, чего режиссер уже не выдержал и покинул проект. Закономерный результат — не самый лучший фильм франшизы и масса дурных воспоминаний для Финчера. Зато на удивление приличная касса.

07. «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (Гор Вербински, 2006)

Трейлер фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (Гор Вербински, 2006)

Впечатляющие сборы первых «Пиратов Карибского моря» стали неожиданностью для Disney, так что окрыленная успехом студия впопыхах назначила премьеры сразу двух сиквелов. Когда стало ясно, что сроки слишком уж сжатые, встал вопрос: или закрывать проекты, или рискнуть и подогнать производство под даты. Режиссер Гор Вербински принял вызов и, пока дописывался сценарий, начал съемки трудных экшн-сцен. «Сундук мертвеца» же в итоге оказался самой кассовой частью «пиратской» франшизы.

08. «Железный человек» (Джон Фавро, 2008)

Трейлер фильма «Железный человек» (Джон Фавро, 2008)

Из всех экранных адаптаций Marvel «Железный человек», пожалуй, остается самой достойной. И это странно, поскольку у фильма были большие пробелы в сценарии. Конкретнее, представление о действии было скорее общим и почти отсутствовали диалоги. Джефф Бриджес вспоминает, что перед тем, как выйти на площадку, созванивался со сценаристами, чтобы придумать, что же ему делать в кадре и какие реплики произносить. Актер даже называл картину «200-миллионным студенческим фильмом». Тем не менее некоторые считают, что именно такая, скажем так, «свободная» атмосфера определила живую энергетику ленты.

09. «Как сумасшедший» (Дрейк Доримус, 2011)

Трейлер фильма «Как сумасшедший» (Дрейк Доримус, 2011)

Без сценария можно снимать не только большие голливудские проекты, но и маленькое инди-кино. Это доказал Дрейк Доримус. Он давал молодым актерам Антону Ельчину и Фелисити Джонс общее представление о ситуациях, предлагая им разыграть их так, как они считали нужным. Смелый эксперимент обернулся одной из лучших романтических картин последнего десятилетия, к тому же увенчанной призами «Сандэнса».

10. «Отрочество» (Ричард Линклейтер, 2014)

Трейлер фильма «Отрочество» (Ричард Линклейтер, 2014)

Почти каждый фильм Ричарда Линклейтера — это эксперимент, призванный расширить границы кинематографа. «Отрочество» выделяется тем, что фильм снимали на протяжении двенадцати лет — режиссер хотел зафиксировать естественный процесс взросления своего героя. Иметь готовый сценарий в первый же день съемок в таком случае было бы странно. Вместо этого у Линклейтера изначально была концепция, а для каждых съемок, которые проводились несколько дней ежегодно, отдельно писался свой сценарий. При этом импровизация на площадке не допускалась — чего-чего, а этого Линклейтер очень не любит.


Обложка: на съемках фильма «Касабланка» (1942) / Warner Bros.