7 правил хорошего кино от Джона Фавро
Скарлетт Йоханссон и Джон Фавро на первой конференции Tribeca Talks 2017
Йоханссон, записавшая свои вопросы в старомодный блокнот (что очень понравилось Фавро), смогла вывести несколько важных правил как для независимого, так и для студийного кино.
Быть режиссером — это то же, что быть родителем
Сын Джона Фавро описал работу своего отца так: «Папа сидит в кресле и смотрит телевизор». «Это достаточно точное описание работы на съемочной площадке: ты внимательно следишь за каждым дублем и стараешься помочь актерам не забыть, что именно они изображают в данный момен, ведь сцены идут не по порядку. Быть режиссером — это то же, что быть родителем. Я люблю своих детей, но у каждого свои особенности — все это очень похоже на работу тренера команды атлетов, который хочет, чтобы каждый выложился по полной и принес победу», — рассказывает Фавро.
Импровизация и хорошая игра — разные вещи
Как и у многих актеров, карьера Фавро началась с импровизационной комедии в Чикаго. Именно там он приобрел свои навыки, отточив их подобно музыканту: «Все это очень похоже на командный вид спорта. Нельзя задавать вопросы, нельзя отказываться — тогда шоу сорвется. Когда я учился импровизации, я также узнал о режиссерском мастерстве, драматургии, актерской игре, монтаже — я занимался всем подряд. Это было очень открытое и творческое занятие, даже раскрепощающее: я не чувствовал, что проделанная мною работа имеет высокую ценность. Мы показывали новые скетчи каждую неделю. Было очень приятно обрести такую творческую свободу, и на первых порах я не судил себя строго, а после только улучшал свои навыки», — говорит Фавро.
Кадр из фильма «Черная вдова»
Он также заметил, что, хотя фильм можно исправить на монтаже, актеру приходится учиться многому. Хорошие актеры импровизации должны понять, как привнести в свою игру достоверность, и даже неопытные исполнители могут это добиться, если они «достаточно умны и их любит камера». «Если актер понимает, о чем сцена, то он может вести себя в соответствии с контекстом. Очень трудно вычитывать с актером сценарий и разбирать его по частям — они должны самостоятельно понимать человеческое поведение. Хороший актер должен быть умен, точен, подвижен, он должен понимать людскую природу, в нем должна быть изюминка», — говорит Фавро.
Неудача бывает полезнее, чем успех
«Победы и поражения всегда находятся неподалеку», — считает Фавро. Йоханссон приводит в пример неудачную картину режиссера «Ковбои против пришельцев». Он отвечает: «С кем не бывает». Актриса делится своим опытом: «Со мной недавно произошло то же самое (на фильме „Призрак в доспехах“)». Фавро говорит, что был настолько погружен в процесс создания фильма, что даже не рассчитывал на нелестные отзывы критиков: «Когда ты долгое время катишься под откос, то, когда все же сталкиваешься с землей, чувствуешь себя растерянным и не понимаешь, где находишься. Успех, однако, может также сбивать с толку. Слишком много переживаний связано с таким большим вниманием к твоим поступкам. Все это слишком публично».
После своего провала Джон Фавро выпустил малобюджетную семейную комедию «Повар на колесах», сборы которой оказались довольно внушительными для независимого фильма — 46.8 миллионов долларов по всему миру.
«На успехах ничему не учатся. Это иллюзия развития. Чего нельзя сказать о неудаче — она указывает, куда расти дальше. Думаю, я бы не добился многого, если бы не „Ковбои против пришельцев“, „Руди“ и „Затура“».
Если вам сложно, подражайте другому режиссеру
«Мы все подражаем и имитируем кого-то поначалу, как музыканты. Потом мы учимся импровизировать и находим свой стиль», — рассказывает Фавро. Когда он не знает, как решить ту или иную проблему, он думает, как поступили бы его любимые режиссеры, будь они на его месте.
Работайте только над любимыми проектами
Фавро соглашается быть режиссером фильма, производство которого займет два или три года, только если он ему очень нравится: «Я живу фильмами, дышу ими, они мне снятся. Мне нужно погружаться в них. Я взялся за „Железного человека“, когда увидел, насколько продвинулась вперед компьютерная графика в „Трансформерах“, а также после того, как понаблюдал Роберта Дауни в роли Тони Старка: во мне что-то екнуло. Вслед за Дауни в проект потянулось множество других классных актеров».
Бережно обращайтесь с классикой
«На «Книге джунглей», «Короле льве» и «Железном человеке» Фавро составил список особенно важных сцен, которые хотел бы увидеть в новом фильме любой фанат первоисточника. Затем он возвращался к проекту и решал, что нужно улучшить, что изменить, а что — и вовсе вырезать. Ему удалось сохранить основные черты характера Тони Старка, заменив при этом Вьетнам на Афганистан. Из диснеевского мультфильма «Книга джунглей» Фавро отлично помнил сцену с участием Маугли и удава Каа (его в новой версии озвучила Скарлетт Йоханссон), а также момент, в котором Маугли верхом на Балу сплавлялся по реке.
«„Королю льву“ уже больше двадцати лет — зрители будущей картины выросли в эпоху видеокассет. Мне пришлось тщательно исследовать сценарий и определить для себя детали, которые очень затрагивают зрителя», — рассказывает режиссер. С новым «Королем львом» Фавро хочет добиться такого же эффекта, которого достигают музыкальные группы во время туров. Что-то вроде выступления Принца в перерыве Супербоула: «Он исполнил давно известный хит так же, как его запомнили все, только лучше».
Записывайте на бумагу
Собственные сценарии Фавро любит записывать в старомодной толстой тетради, из которой нельзя вырывать листы. Там он может набросать идеи и заметки, и только потом перейти к написанию аутлайна и в конце концов — к сценарию: «Хорошо это или плохо — неважно, я не оцениваю и не редактирую. Я просто записываю идеи, пока они не исчезли. У меня лежит множество незаконченных сценариев. Затем приходит время, и я вновь берусь за них и что-то меняю. Я никому об этому не рассказываю, мне не платят».
Источник: indiewire.com