Главная / Практика / Как работает коллективный герой в кино

Как работает коллективный герой в кино

Коллективный герой — это группа персонажей, которые объединены общим конфликтом. Он может быть внешним, как в фильмах-катастрофах, и внутренним — когда герои сталкиваются с похожими личностными проблемами. У каждого персонажа есть своя сюжетная линия и одинаковое количество экранного времени. Особенность сюжета — все ключевые события герои проживают синхронно, как если бы это был один персонаж.

Понятие «коллективный герой» пришло в кино из литературы. Под этим понятием также подразумевали группу персонажей, которые объединены общей социальной средой, ценностями, профессиями или семейными узами. Коллективный герой вступал в конфликт с обществом, судьбой или другой группой героев.

Первые коллективные герои в кино демонстрировали противостояние масс: разных общественных классов, наделенных коллективным сознанием. Яркий пример — фильмы Сергея Эйзенштейна «Октябрь» (1927) и «Броненосец „Потемкин“» (1925), где каждый персонаж внутри коллективного героя является типичным для своей эпохи и борется с классовым неравенством.

В современном кино коллективный герой как прием имеет много возможностей. С его помощью режиссеру проще выразить свою идею или отношение к проблеме, поскольку зритель видит сразу нескольких людей, застигнутых врасплох. Главным героям необязательно представлять общую социальную группу, иметь одинаковые ценности, быть родственниками или находиться в одном времени и пространстве. Они могут быть даже не знакомы друг с другом, но в какой-то момент их сюжетные линии пересекутся благодаря общей проблеме.

Представление героя

Коллективный герой действует в истории так же, как индивидуальный. Это значит, что сюжетная линия каждого из героев проходит через все ключевые события истории: завязку, кульминацию и развязку. Даже если герои находятся в разных местах или временных отрезках, эти события должны происходить с ними одновременно.

В фильме Пола Томаса Андерсона «Магнолия» главные герои сначала кажутся незнакомыми людьми. Однако по мере развития сюжета мы узнаем, что часть героев связана семейными узами, а часть — случайным стечением обстоятельств, которым посвящен фильм.

Личный конфликт каждого из героев показан в начале фильма короткими сценами. Перед нами группа разных людей из Калифорнии: Фрэнк — ведущий тренингов для мужчин, Эрл — умирающий от рака пожилой миллионер, его молодая жена Линда, Джимми — пожилой ведущий программы «Что знают дети», Джим — добрый полицейский, Клаудия — молодая наркоманка, Донни — бывший вундеркинд из 1960-х, который работает в магазине электроники, Стэнли — ребенок-вундеркинд, участник «Что знают дети».

Фильм Дэнни Бойла «На игле» начинается с закадрового монолога героя-рассказчика Марка Рентона. Мы знакомимся с его друзьями детства: забавным, безобидным Кочерыжкой, эксцентричным, вспыльчивым Больным, правильным, спокойным Томми и агрессивным, жестоким Бегби. Здесь же мы узнаем, в чем заключается их общий конфликт — пристрастие к героину.

В коллективном герое один из персонажей может выступать как рассказчик. Он может выглядеть как главный герой, однако его основная функция — связывать всех персонажей внутри коллективного героя и выражать идею фильма. Кроме того, герой-рассказчик обычно воплощает в себе качества всех персонажей внутри коллективного героя.

Марк Рентон в фильме «На игле» является как раз таким персонажем. Его образ восходит к архетипу Трикстера в мифологии — героя-плута, который совершает плохие поступки не со зла, а ради игры. Марк умен, он осознает, что делает, когда принимает героин, ему удается избежать тюрьмы и смерти от передозировки, ему одному из героев удается уехать в Лондон и начать новую жизнь.

Развитие конфликта

По мере развития конфликта в «Магнолии» мы узнаем, что часть героев приходится друг другу родственниками. Ведущий передачи «Что знают дети» Джимми — отец наркоманки Клаудии. А ведущий тренингов для мужчин Фрэнк — сын умирающего от рака миллионера Эрла. Джимми хочет помириться с Клаудией, приходит к ней домой, но она выгоняет его. Фрэнка застают врасплох во время интервью: журналистке удалось выяснить, что он скрывает от прессы смерть своей матери. После интервью Фрэнку сообщают, что его отец Эрл, который много лет назад бросил Фрэнка с матерью, при смерти и хочет его видеть.

Семейные проблемы лежат в основе личного конфликта каждого персонажа «Магнолии»: бывший вундеркинд Донни влюбляется в бармена и хочет поставить себе скобы на зубах, чтобы привлечь его внимание, полицейский Джим очень хочет завести семью и влюбляется в Клаудию, жена смертельно больного Эрла Линда внезапно осознает, что любит его, а ребенок-вундеркинд Стэнли понимает, что отец использует его ум ради денег.

В «На игле» отношения главных героев друг с другом такие же сложные, как и их отношения с героином. Марк Рентон называет своих друзей — заклятые друзья. Они будто олицетворяют те стороны его личности, которые он в себе ненавидит. Возможно поэтому Марк так легко предает своих друзей — одного за другим. Из-за него Томми расстается со своей девушкой и садится на героин, Кочерыжка не проходит собеседование, а потом попадает в тюрьму. В закадровом тексте Марк прямо говорит, что он хочет куда-то деться от своих друзей, потому что они напоминают ему его самого.

Кульминация

В фильмах с коллективным героем обязательно должна быть точка, где сюжетные линии всех персонажей пересекутся. Чаще всего эта точка — середина фильма или его кульминация.

В «Магнолии» сюжетные линии героев начинают пересекаться уже в первых сценах, однако самые напряженные моменты происходят в середине фильма. В эти моменты Линда признается Эрлу, что всю жизнь изменяла ему, у Стэнли происходит нервный срыв посреди программы «Что знают дети», Джимми падает в обморок, Джим теряет свой пистолет во время дежурства, а Донни отвергает его возлюбленный.

В кульминационном моменте «Магнолии» персонажей застает дождь из лягушек. Эта сцена восходит к Библии, к десяти карам египетским. С одной стороны этот дождь напоминание о наказании, с другой — о Божьем замысле. После дождя Линда приходит в себя в больнице, Стэнли просит отца быть добрее к нему, Джим спасает жизнь Донни и находит свой пистолет, Клаудия мирится с матерью, а Фрэнк прощает Эрла.

В «На игле» в середине фильма Марк Рентон переезжает в Лондон и устраивается на работу агентом по недвижимости. Однако его заклятые друзья скоро напоминают о себе. Сначала к нему приезжает Бегби, которого разыскивают в Шотландии за вооруженное ограбление, а затем и Больной. Вместе они вынуждают Марка пойти на сделку по покупке и продаже крупной партии героина.

Сделка оказывается успешной. Бегби, Больной, Кочерыжка и Марк получают на четверых большие деньги. Устав от своих друзей, которые приносят в его жизнь только разрушение, Марк решает сбежать от них со всеми деньгами. В финальном закадровом монологе он честно признается, что он подлец, но обещает себе исправиться.

Как создать коллективного героя

Пол Томас Андерсон написал сценарий «Магнолии» за 10 дней. Изначально у него был только образ Клаудии, под который подбирались остальные персонажи.

Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что герои «Магнолии», которые связаны семейными узами, причиняют друг другу боль. В то время как герои, которых связывают случайные обстоятельства, напротив — проявляют участие и поддержку.

Интересны также параллели между персонажами «Магнолии» внутри коллективного героя. У Клаудии конфликт с отцом Джимми, но она влюбляется в полицейского, которого зовут так же — Джим. В фильме сразу два мальчика-вундеркинда — взрослый Донни и маленький Стэнли, где Донни — наглядный пример того, какое будущее ждет Стэнли, если он не найдет в себе силы изменить свою жизнь.

Режиссер не случайно назвал фильм «Магнолия» и поместил на постер лица героев в лепестках. Магнолии символизируют непорочность, благородство, чистоту, можете заказать цветы в Москве с доставкой и сами оценить их красоту. Здесь нет четко выделенных лепестков — все лепестки будто соединены друг с другом. В этом образе режиссер вероятно хотел передать неразрывную связь героев, а возможно и всех людей на Земле.

Персонажи «На игле» служат зеркалом друг для друга, воплощают внутренние противоречия героя-рассказчика Марка Рентона, а также олицетворяют собой то, с чем они сами борются — пристрастие к героину.

В «На игле» коллективный герой демонстрирует не только портрет поколения. На примере судеб героев мы видим различные варианты, чем может закончится зависимость от героина: тюрьмой, смертью, одиночеством.

Функции коллективного героя

Коллективный герой нужен, когда стоит задача передать образ эпохи, поколения, мышления, показать типичного представителя определенной группы людей или усилить погружение зрителя в историю.

В «Магнолии», с помощью коллективного героя, режиссер хотел выразить мысль о том, что даже случайные события на самом деле не случайны. Все в этом мире связано.

В фильме «На игле» герои являются портретом поколения внутри своей группы (молодежь Шотландии 1990-х). В этом коллективном герое можно также проследить мысль , что героин может толкнуть на предательство даже близких людей.

Еще по теме

Цифровая революция «Терминатора 2»
Джеймс Кэмерон за свою карьеру (которая пока и не думает заканчиваться) снял как...
Дело принципа: региональное телевидение не может или не хочет подружиться с цифрой?
Грань будущего: живи, умри и снова Сколько раз наиболее ожесточенные...
Как Джесси Лингард начал отвлекаться от футбола и практически завершил игровую карьеру
Джесси Лингард всегда был активным пользователем социальных сетей, не в...
10 захватывающих сериалов про единоборства, которые стоит посмотреть каждому
Единоборства всегда привлекали внимание зрителей своим сочетанием физической силы, ловкости...
дом дракона 2 сезон дата выхода
Когда выйдет 2 сезон Дома дракона: дата релиза, сюжет
Еще до старта 1 сезона проекта создатели обрадовали поклонников новостью...
Сериалы декабря 2024
Премьеры сериалов в декабре 2024 года
Последний месяц года традиционно радует зрителей яркими премьерами. В том...
Операторская премия «Белый квадрат»: за что номинировали фильмы в 2019 году
Критерии премии операторского искусства «Белый квадрат» Главный критерий выбора номинантов...
Основы мастеринга: что, как и зачем
Мастеринг — это финальный процесс обработки фонограмм перед производством компакт-диска,...