Авария на фильме «Убить Билла»: как избежать ошибок, снимая настоящие трюки
Авария, произошедшая во время съемок фильма «Убить Билла»
В интервью сайту Deadline, которое вышло спустя два дня после публикации в The New York Times, рассказавшей о несчастном случае, Тарантино частично взял вину за произошедшее на себя. Он сам проехал по узкой покрытой песком дороге и убедил Турман, что это безопасно. Затем оператор попросил кое-что изменить: он хотел, чтобы машина ехала с другой стороны, чтобы свет в кадре был похож на конец дня. Хотя Тарантино и не проехал по дороге еще раз, но в другую сторону, он вполне закономерно предположил, что подобная перестановка не изменит условия вождения. Тем не менее, по словам режиссера, это повело за собой серьезные последствия. На дороге оказался поворот: из-за этого и случилась авария, в результате которой Ума Турман получила травмы, которые останутся у нее на всю жизнь.
Со своей стороны, Турман в одном из своих постов в Instagram заявила, что не винит Тарантино в случившемся и считает, что в этом виноваты продюсеры Харви Вайнштейн, Э. Беннет Уолш и Лоуренс Бендер, по факту — владельцы фильма. Да, возможно, эти люди действительно отвечали за картину, но не они занимались логистикой. Гнев Турман, скорее, направлен на то, как они обошлись с этим инцидентом после и попытались его «прикрыть».
На съемках фильма «Убить Билла» (2003) / Фото: Miramax
Остается два вопроса. Как подобного можно избежать и какие меры предосторожности должны принимать кинематографисты, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем?
Это достаточно простые вопросы, но на них не так-то просто ответить. Многие профессионалы, так или иначе занимающиеся кинопроизводством, против того, чтобы во всем винить съемочную группу «Убить Билла». «Неважно, что говорит Тарантино, — считает один из них. — Скорее всего он и понятия не имел, что делала команда». «Поле зрения, контроль окружения, информация, полученная при разведке локации — вопросов при съемках с автомобилей великое множество. Четкой пошаговой схемы работы просто нет», — добавил другой.
Третий собеседник сказал: «Когда происходит что-то плохое, вы понимаете, что раньше даже не предполагали, что такое может случиться». Нет какого-то единого способа избежать подобных происшествий, однако сделать несколько выводов все же стоит.
Экшн «на камеру»
Фильмы, вроде «Убить Билла», которые используют практические (не CGI) трюки, требуют продолжительной подготовки, которая начинается за несколько месяцев до основных съемок. При этом подготовка эта может быть самая разная, в зависимости от проекта.
Сцена из фильма «Малыш на драйве»
На съемках «Малыша на драйве» постоянно работали координаторы трюков и водители-каскадеры. Все они старались воплотить видение режиссера Эдгара Райта, репетируя и исполняя различные трюки. Затем они вместе с режиссером и оператором Биллом Поупом решали, где расположить камеры, как распределить съемки первого (с актерами) и второго юнита (с каскадерами).
На съемках фильма «Взрывная блондинка»
«Взрывная блондинка» может похвастаться сложными практическими сценами драк (иногда снятыми длинными кадрами). Здесь координатор трюков, следуя подсказками режиссера, работал с профессиональными каскадерами, чтобы определить хореографию сцен, а затем репетировал их с Шарлиз Терон, решая, где ее нужно заменить дублершей и как замаскировать эти переходы. После этого они вместе с главами департаментов (вплоть до художественного) выясняли логистику сцен, чтобы правильно расположить страховочные маты. В обоих случаях на первом месте стоял вопрос безопасности съемочного процесса. Он накладывал ограничения на творческую сторону проекта и требовал тщательной подготовки каждой трюковой сцены.
На съемках фильма «Убить Билла» (2003) / Фото: Miramax
Очевидно, что на «Убить Билла» все это тоже занимало значительную часть работы. В фильме можно увидеть одни из самых впечатляющих схваток в новой истории американского кинематографа, при этом картина как можно больше полагалась на мастерство профессиональных актеров, которые при этом не были каскадерами. Многое из того, что там было отснято, гораздо опаснее, чем кадр, из-за которого Ума Турман попала в аварию. И судя по тому, как Тарантино описывает свой подход к его съемке, он не считал, что сцена требует такого же тщательного планирования, тестов и репетиций.
Координирование съемочной группы
Чтобы такой фильм, как «Убить Билла», появился на свет, Турман и Тарантино должны были безоговорочно друг другу доверять. В этом смысле можно понять, почему режиссер решил сам проехать предполагаемый путь на автомобиле и лично заверить актрису, что это безопасно. Но даже учитывая, что Тарантино — это центр вселенной на съемочной площадке, режиссер не отвечает за логистику.
На съемках фильма «Убить Билла» (2003) / Фото: Miramax
На площадке за это ответственны несколько людей, в том числе второй режиссер (в американском кино — первый ассистент режиссера), менеджер производства и линейный продюсер. Менеджер производства работает с главами департаментов и отвечает за то, чтобы у всех было необходимое оборудование и команда. Второй режиссер координирует департаменты, составляет расписание и в целом управляет работой производства. Линейный продюсер на площадке следит за работой второго режиссера и менеджера производства и за тем, чтобы происходящее вписывалось в бюджет, расписание и общие цели, которые поставили режиссер и студия. Все эти люди ответственны за безопасность, но традиционно роль второго режиссера здесь куда больше.
На съемках фильма «Убить Билла. Часть вторая» (2004) / Фото: Miramax
Судя по описанию Тарантино, он (и, надо полагать, вся съемочная группа) не посчитал тот самый злополучный кадр каскадерским трюком. Хотя детали того, как велась подготовка к его съемкам до инцидента, остаются неизвестными, даже в ситуациях, когда сцена не предполагает никаких трюков, автомобильные эпизоды с актерами требуют особой осторожности. Начальники транспортного департамента в Лос-Анджелесе известны своим тщательным подходом тестированию стабильности автомобилей. Почему же опасения о безопасности машины высказали Уме Турман, но не второму режиссеру, линейному продюсеру или самому Тарантино (по крайней мере, так он сказал Deadline) — сказать сложно.
Если бы опасения были озвучены, а сцена — правильно подготовлена, вряд ли уважаемый второй режиссер Билл Кларк, работавший с Тарантино, не заменил Турман дублершей Зои Белл, соответственно отредактировав вызывной лист.
Психологическое давление
Вся киноиндустрия была потрясена, когда на съемочной площадке фильма «Полуночный ездок» погибла 27-летняя ассистентка оператора Сара Джонс. Детали этого инцидента поражают, поскольку команда приняла множество совершенно безответственных решений, из-за чего и произошло это несчастье, которого вполне можно было бы избежать. Для многих членов съемочных групп данная история оказалась пугающе близкой. они ассоциировали себя с участниками событий и задумались: «А высказались бы мы против?»
На съемках фильма «Полуночный ездок»
Многие признались, что промолчали бы. Учитывая сегодняшнее состояние кинематографа, где все в первую очередь стараются воплотить режиссерское видение, стремление снять нужный кадр иногда принимает армейские черты. Никто не хочет стать причиной задержки съемок. Именно поэтому после смерти Джонс студии приняли решение разместить на вызывных листах телефоны анонимных горячих линий. Об опасностях на производстве нужно сообщать.
Сара Джонс / Фото: Curtis Baker / Warner Bros.
В конце концов Рэндалл Миллер, режиссер «Полуночного ездока», признал свою вину и был осужден за то, что непреднамеренно стал причиной смерти Джонс. Но это Рэндалл Миллер — имя, мягко говоря, неизвестное в широких кругах. Даже у него на площадке никто не запротестовал. Представьте, каково это быть тем, кто скажет самому Квентину Тарантино и его команде: «Кажется, автомобиль не совсем безопасен».
Время — деньги
В статье The New York Times Турман рассказала о том давлении, которое оказывали на нее.
«Квентин пришел ко мне в трейлер, и не хотел слышать слова „Нет“, как и любой режиссер. Он был в ярости, поскольку тратил на меня слишком много времени. Но мне было страшно. Он сказал: „С машиной все хорошо, я обещаю. Нужно всего лишь проехать по прямой дороге“. Он сказал: „Нужно ехать на скорости 40 миль в час, иначе твои волосы не будут развеваться на ветру, как надо. Придется снимать все сначала“. Но я была как будто в ловушке. Водительское сидение не было закреплено. Дорога была песчаной и далеко не прямой».
Кадр из фильма «Убить Билла. Часть вторая» (2004) / Скриншот
Тем, кто не снимает кино, это объяснить сложнее всего. Если главная звезда фильма не чувствовала себя в безопасности, почему же она поддалась давлению? Съемка фильма — дорогое удовольствие, причем главная часть расходов — это время. Очень легко переставить камеру, настроить кадр на съемку угасающего солнечного света и упустить возможность снять нужный материал. И стоить эта ошибка будет десятки тысяч долларов. Еще один съемочный день — это еще большие расходы. Это давление чувствуют даже те, кто находится на самой вершине кинематографической пищевой цепи. Когда до конца масштабных съемок, которые заняли девять долгих месяцев, остается четыре дня, при этом фильм настолько сложный, что его в конце концов пришлось делить на две части, давление наверняка зашкаливало.
Именно поэтому многие люди, занятые в индустрии, так близко к сердцу принимают произошедшее. Большинство ошибок, и не только связанных с безопасностью, совершается, когда вся съемочная группа пытается вписаться в сроки.
Источник: indiewire.com
Обложка: на съемках фильма «Убить Билла. Часть вторая » (2004) / Miramax