Скоростные эффекты «Форсажа 8»
Погоня в Гаване
Конечно, всю гонку в Гаване раскадровали заранее, а сыграли ее водители-каскадеры. Финал сцены, когда автомобиль Доминика загорается и грозит поджарить водителя, но тот разворачивает машину на 180 градусов и ведет ее спиной вперед — это сочетание каскадерских трюков и цифровых эффектов. Частично «огненную» сцену снимали на площадке, но та часть кадров, когда огонь разрушает лобовое стекло — уже работа специалистов по компьютерной графике. Они же увеличили объем огня и сделали его действительно опасным на вид.
На самом деле кабина машины была бутафорской и была поставлена на автомобиль с четырьмя ведущими колесами, что позволяло лучше управлять транспортным средством. А сверху над кабиной располагалась специальная «кабина» для водителя-каскадера.
Все крупные планы с Вином Дизелем снимали на фоне хромакея в павильоне. После чего специалисты VFX студии Pixomondo заменили фон и создали горящий мотор, используя симуляции Houdini.
Часть экшена представили с использованием цифровых автомобилей, чтобы сделать действие более динамичным. Студия Pisxomondo также создавала толпу зрителей из 500 человек, используя плагин Miarmy для Autodesk Maya.
Кадр из фильма «Форсаж 8» (2017) / Фото: Universal Pictures
Кроме того, во время съемок сцены гонки по пятикилометровой эспланаде Малекон, расположенной на северном пляже Гаваны и известной видами огромных волн, разбивающихся о камни, море было спокойным. Поэтому художникам студии пришлось имитировать волны на компьютере.
«Мы проанализировали волны в этой локации, — рассказывает VFX-супервайзер студии Pixomondo Нат Фонг Трэн, — и поняли, что их рисунок зависит не только от видимой части побережья, но и от рисунка дна в той или иной области эспланады. Мы выстроили Малекон полностью, но, чтобы создать зрелищные волны, нам пришлось построить и океанское дно». Чтобы воссоздать волны, которые посетители Малекона могут наблюдать воочию, пришлось сделать уникальную симуляцию в Houdini с помощью специального CVEX кода. Волны видно на видео ниже на 4:30.
Сцены из фильма «Форсаж 8» (2017)
«Во-первых, нам пришлось поработать с масштабом волн, — говорит супервайзер эффектов Бахадор Мерпуйя, — их невозможно воспроизвести, просто применив программу. Во-вторых, волны нужно было сделать кинематографически красивыми, а, как известно, кнопки „сделайте мне красиво“ ни в одной программе нет. Настраивать красоту приходится вручную. Но окружающий эти волны океан по-прежнему был спокойным, и это создавало визуальное противоречие между физикой отснятого материала и желаемой картинкой».
Когда волны окатывали эспланаду, в ход шла ее цифровая модель, чтобы вода «отработала» все взаимодействие с сушей.
Украсть «Глаз бога»
Сцена, в которой команда Домника Торрето выкрадывает секретное устройство и смывается от погони, снималась на фоне светодиодных телепанелей, которые отбрасывали на актеров интерактивный свет. Фон снимали на риг из шести камер на специальном полигоне, созданном для обучения спасателей реагировать во время катастроф. Это бывший завод по производству снарядов в Джорджии, где специально сохранили разрушенную индустриальную среду. Здесь спецэффектники поставили десять факелов, извергающих горючее со скоростью почти кубометр в минуту.
На съемках фильма «Форсаж 8» (2017) / Фото: Universal Pictures
В других фильмах серии подобные сцены снимали на локации, но в данном случае было сложно собрать всех актеров вместе одновременно, поэтому исполнители отыгрывали свои сцены в павильоне на гидравлических гимбалах, позволяющих воссоздать движения скоростных машин с помощью программируемого рига, а также управлять движением машин вручную «на лету».
Сцены, в которых актеры должны были обмениваться диалогами, будучи в кадре одновременно и меняя положение относительно друг друга, снимались на еще одной системе — на этот раз с помощью воздушных подушек, скользящих по эпоксидному полу площадью 900 квадратных метров.
Кадр из фильма «Форсаж 8» (2017) / Фото: Universal Pictures
«Я начинал на первом фильме серии, и тогда мы просто играли с камерами, — рассказывает VFX-супервайзер Майкл Вассель. — Сегодня наша функция изменилась. Мы делаем невероятные эффекты, которые выглядят реальными. Мы пытаемся не переходить грань убедительности и стараемся сделать так, чтобы люди думали: „Вероятно, такое можно сделать с этой машиной“».
Использование реальных машин остается главным принципом франшизы. Команда в 130 человек работала над созданием многочисленных ригов на трех континентах. «Это самый большой бюджет, с которым мы когда-либо имели дело, — говорит супервайзер спецэффектов Джей Ди Швалм. — Объем и масштаб экшн-сцен не укладывается ни в какие рамки, вряд ли на каком-то проекте было сделано нечто подобное».
Кадр из фильма «Форсаж 8» (2017) / Фото: Universal Pictures
Еще один гидравлический риг был построен для имитации движения автомобиля по разного рода покрытиям. «Даже самым лучшим актерам придется нелегко, если они просто будут сидеть в кресле, — говорит Майкл Вассель. — Если мы сымитируем скоростное движение по дорожному покрытию с помощью гидравлики, мы сможем передать стоящему в студии автомобилю гармоничные и естественные вибрации, и актеру будет проще изображать экшн-сцены».
Инновационный риг с использованием четырех гидравлических стоек с небольшими панелями сверху, на которых и были закреплены колеса машины, был собран в павильоне. При необходимости скоростные цилиндры могли поднять колеса над землей на высоту одного метра за доли секунды. В создании рига команде помогал Майк Везина, у которого был огромный опыт работы с подобными конструкциями (например, он создавал землетрясение в фильме «2012»).
Кадр из фильма «Форсаж 8» (2017) / Фото: Universal Pictures
«Мы могли программировать движение цилиндров так, чтобы задние колеса „отрабатывали“ ту же выбоину на дороге, что и передние, через соответствующий промежуток времени, — рассказывает Вассель. — Мы даже могли симулировать повороты с помощью двух джойстиков».
Эта система оказалась очень удобной для операторской группы. «Поскольку машина не двигалась, оператор мог очень четко рассчитать работу камеры и поставить светодиодные панели с интерактивным светом очень близко к объекту съемки, — продолжает Вассель. — Это было удобнее, чем при работе на гимбалах, которые бросали автомобиль в разные стороны».
Съесть авто на ужин
Возможно, вы будете удивлены, но огромный шар, раскидывающий автомобили во время сцены похищения секретного устройства — это реально отснятый материал. Джей Ди Свалм сварил трехметровый 15-тонный полый шар из колец разного диаметра толщиной в 3 сантиметра. Эта сфера, разогнанная до скорости 80 км/ч, и разбивала автомобили, едущие ей навстречу при помощи системы тросов. С автомобилей, конечно же, предварительно сняли двигатели.
На съемках фильма «Форсаж 8» (2017)
Группа спецэффектников потратила две недели на подготовку этого трюка. Они подвесили этот шар на два 60-метровых троса с 650-тонного крана. Две 300-метровые системы тросов дополнительно уравновешивали возможное движение крана с обеих сторон 50-тонными противовесами. «Мы использовали синтетические тросы диаметром 7 см, — делится Швалм. — Они надежнее, чем металлические тросы того же диаметра. Самый опасный момент — когда шар начал обратное движение с высоты 16 метров на расстоянии 30 метров от крана. В этот момент кран испытывал наибольшую боковую нагрузку».
Группе также пришлось рассчитать всю хореографию движения машин в 19-метровой зоне столкновения с шаром. Это было организовано с помощью еще одной системы тросов, которую сам шар и активировал, преодолевая определенные точки пути.
Кадр из фильма «Форсаж 8» (2017) / Фото: Universal Pictures
«У нас был пневматический крюк, который отстегнулся в нужный момент, — объясняет Швалм, — и наша сфера просто съела предложенные ей автомобили на ужин, начиная с первого, оказавшегося в момент удара прямо под стрелой крана». Эту сцену сняли за один дубль несколькими камерами.
Команда студии Rodeo FX «дорисовали» окружающую действительность и заменили шар из пластин цельным металлическим объектом, а также добавили в кадр CG автомобилей и другие эффекты.
«В этой сцене нет ни одного полностью компьютерного кадра, — говорит VFX супервайзер студии Филипп Сорейро. — Возможно, в каких-то кадрах были только крошечные части отснятого материала, а все остальное — компьютерное, но в основе всех шотов лежал отснятый материал».
Автомобильное столпотворение на улицах Нью-Йорка
Еще одна интересная сцена была поставлена на улицах Нью-Йорка с использованием сотни «автомобилей-зомби». В каждом кадре отснятого материала было по десятку реальных автомобилей. Съемки этих сцен проходили в Кливленде. Съемочная группа отказалась от радиоуправления, поэтому в каждом авто был водитель, правда, он сидел, одетый в… спинку переднего сиденья, пока камера снимала пустое водительское кресло.
На съемках фильма «Форсаж 8» (2017) / Фото: Universal Pictures
Для создания дождя из машин команда нашла три гаража, которые согласились участвовать в этой авантюре. Проблема в том, что все они находились над метро, которое в Америке расположено довольно близко к поверхности. Существовала большая вероятность, что перекрытие окажется поврежденным и машина свалится на рельсы идущего под землей состава. Поэтому команде фильма пришлось покрыть площадь перед гаражом металлическими листами, раскрасив их под асфальт. Все машины должны были врезаться в землю в разное время, чтобы обезопасить метро. А режиссер хотел видеть по семь машин в воздухе одновременно. Но кинематографисты рассчитали время падения каждой группы машин так, чтобы уложиться в требования обеих сторон. Этот бедлам снимали 20 камер.
На съемках фильма «Форсаж 8» (2017)
Студия Double Negative в этих сценах воссоздала цифровой Нью-Йорк, а также увеличила количество автомобилей в каждом кадре, сохраняя весь отснятый материал. Кроме того, в кадр попадали элементы технического обеспечения, которые были нежеланны. Художники Double Negative убрали из кадра весь «мусор», но добавили другой — обломки, пыль и стекло.
Каскадерский трюк с участием автомобилей, когда Летти пытается остановить Дома с помощью гарпунов, также поставили в Кливленде. Конечно, конструкции автомобилей были усилены дополнительными металлическими стойками. Все машины завернули в тросы, как игрушки йо-йо, — по два троса на каждый. Шины автомобилей, которые должен был тащить Плимут Доминика, были одеты в специальный пластик, легко скользящий по асфальту.
На съемочной площадке все тросы были прицеплены к шасси автомобилей, что не выглядело так зрелищно, как в финальном кадре. Студия Double Negative создала цифровые гарпуны и тросы для этих сцен.
«Нам нужен грузовик побольше»
В конце концов семейство воссоединяется на русской военной базе на побережье Берингова моря. Вторая съемочная группа снимала трюки и экшн-сцены в Исландии зимой 2015-2016 годов. В пригороде Рейкьявика были также отсняты индустриальные пейзажи, который команда спецэффектников засыпала искусственным снегом. Частичные декорации базы построили в Атланте. После чего команда Digital Domain создала всю среду в CG и объединила все локации в единый ансамбль.
На съемках фильма «Форсаж 8» (2017)
А вот для создания российской ядерной подлодки пришлось потрудиться. Интернет принес много материала для референсов, но этого было недостаточно. «Мне пришлось выписать модель лодки из Европы, — говорит VFX супервайзер студии Digital Domain Джей Бартон. — Когда посылка прибыла, лодка оказалась всего 12 см в длину. Крошечная модель! Но даже она очень помогла. Сама возможность покрутить ее в руках — большое подспорье в деле создания убедительных цифровых эффектов!»
Эту цифровую модель команда Digital Domain и расположила в сухом доке базы. Весь экшн на льду снимали на застывшем озере Миватн на севере Исландии. Однако студии Digital Domain пришлось активно поработать и над сценами гонки на льду, потому что в монтаже сцены оказались в иной последовательности, нежели были сняты. Чтобы перемещение автомобилей относительно друг друга было правильным, VFX-художникам пришлось менять их местами, ротоскопируя из отснятого материала. Студия получила подробные фотографии всех участвовавших в съемке автомобилей, а также их лидарные сканы (сканирование ультразвуком или лазером, дающее 3D изображение). Это позволило сделать точные модели всех транспортных средств для последующей анимации в полностью компьютерных сценах.
Среди них был и танк, являющийся концепт-каром компании Howe & Howe Technologies, разработанный ими для армии США. Его тоже воссоздали в CG. Однако в отдельные моменты действия он потребовал ручной анимации, потому что его гусеницы могли делать нестандартные вещи, которые не мог передать анимационный риг. Кроме того, художникам студии пришлось дорисовывать снежную среду, обсыпать трехмерные автомобили цифровым снегом и сыпать снег на их пути, устраивая сугробы.
И вот тут в игру вступает русская подлодка. По сюжету она пробивала лед и всплывала на поверхность, разбрасывая автомобили. Часть этих кадров — реально отснятые трюки с пиротехникой и машинами.
Съемочная группа нашла на локации в Исландии замерзшую лужу. «Когда мы искали локацию, это была большая дыра в земле, — рассказывает Джей Ди Швалм. — Фермер, которому принадлежит эта земля, летом набирал в нее сточную воду, зимой водоем превращался в каток. В этом искусственном озере не было рыбы, так что мы могли спокойно использовать динамит».
Сначала специалисты измерили толщину льда и рассчитали требуемую мощность зарядов. Они использовали нитрат аммония, четыре 20-килогроммовых заряда были расположены на расстоянии 6 метров друг от друга. Заряды положили в герметичные бочки и закрепили их на глубине 4,5 метров подо льдом с помощью тросов и мешков с песком. Взрывателем служили динамитные шашки.
Пять участвующих в сцене автомобилей отбуксировали на место с помощью тросов, а двигались они со скоростью 64 км/ч. Когда водитель буксира оказался в безопасности, а его груз был на нужной отметке, Швалм нажал на кнопку детонации зарядов. «Я бы ни за что не отдал этот пульт кому-то еще! — говорит он. — Сначала взрыв выгнул лед и подкинул машины на 30 метров в воздух, что нам и было нужно — это создавало иллюзию полукруглой лодки, пытавшейся взломать лед снизу. Потом газ от нитрата аммония взломал лед. Это создало иллюзию того, что лодка, наконец, прорвалась наверх. И финальный эффект — падение воды в создавшееся пространство — имитировал падение лодки назад в водоем. Оставалось только нарисовать там лодку».
Команда Digital Domain изучила все доступные материалы. Оказалось, что подъем подлодки, особенно во льдах — очень медленный и тонкий процесс. Но в данном случае субмарина прорывалась сквозь лед на скорости 100 км/ч. Это была очень сложная сцена, потому что любое изменение рельефа лодки, угла ее выхода и скорости движения кардинально и непредсказуемо изменяло симуляции. «Нам нужно было найти определенные размеры обломков льда и скорость их движения, чтобы воспроизвести вес всех объектов», — говорит VFX-супервайзер студии Никос Калайтцидис.
Финальный взрыв, когда Дом направляет свой автомобиль мимо лодки, обманывая таким образом самонаводящийся заряд, создавали на замерзшем озере Миватн с помощью изопропилового спирта. После него не остается никаких химикатов — этого требовали экологи. И команде пришлось вычистить за собой весь лед от мусора. Кстати, полет машины мимо лодки в этой сцене был каскадерским трюком. Машина взлетела с трамплина, но она должна была повернуться в воздухе — этого добились с помощью троса.
Трос отмечен стрелкой. На съемках фильма «Форсаж 8» (2017) / Фото: Universal Pictures
Художники Digital Domain модифицировали получившийся взрыв с помощью симуляций Houdini, осветив всю сцену в V-Ray для создания правильных теней и рефлексов. Студия Pixomondo перехватила сцену, чтобы разрушить цифровую модель лодки. «Digital Domain отдали нам две модели: целую „Акулу“ и полуразрушенную, — рассказывает VFX супервайзер Pixomondo Тим Хэнсон. — Но нам нужно было создать массивный внутренний взрыв, который разнес нос и корму лодки».
Даже самый финал, в котором команда Доминика знакомится с его сыном и молится за обеденным столом на крыше, потребовала визуальных эффектов, потому что ужин был снят в частичной декорации крыши на фоне хромакея. Это видно на видео ниже:
На съемках фильма «Форсаж 8» (2017)
Всего в фильме «Форсаж 8» 2600 VFX шотов, над которыми работали 9 студий: Digital Domain (775 штов), Double Negative (443 штов), Exceptional Minds, Factory VFX, Lola Visual Effects, RISE Visual Effects Studios (50 штов), Rodeo FX (300 штов), Solid FX и Trixter Film.
Полный b-roll. На съемках фильма «Форсаж 8» (2017)
Обложка: кадр из фильма «Форсаж 8» (2017) / Фото: Universal Pictures