В преддверии Нового года мы по традиции смотрим на достижения года уходящего. Американская киноакадемия уже выбрала свои 10 фильмов, которые будут бороться за «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты». Мы не совсем разделяем мнение киноакадемии, и потому составили свой список.
 

1«Алита: Боевой ангел» (реж. Роберт Родригес)

Визуальные эффекты  «Алита: Боевой ангел» (2018) 

Главный персонаж картины создан с помощью компьютерной графики. Таких фильмов в году не так уж и много, но это требует особой работы с каждым кадром. Поскольку действие фильма разворачивается на Земле, Алиту сделали фотореалистичной.

Особое внимание уделили глазам, размеры которых увеличены. Это сделали, чтобы отдать дань уважения происхождению героини — японская манга. Возможно, это было не лучшее художественное решение, но судить это мы сейчас не будем. Цифровые глаза прошли особый путь развития в студии WETA Digital и для Алиты их сделали физически верными со специально «выращенной» радужкой. Они абсолютно живые.

 

2«Капитан Марвел» (реж. Анна Боден)

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел» (2019)

В категории «Лучшие визуальные эффекты» фильмы Marvel стоят всегда. VFX в них — часть повествования. При этом саму награду они еще ни разу не получили. Однако отказать им в том, что их кино — прекрасный аттракцион, совершенно невозможно.

«Капитан Марвел» — это первый фильм 2019 года, в котором появляются омоложенные персонажи. Над молодыми Сэмюэлом Л. Джексоном и Кларком Греггом работали VFX-художники студии Lola VFX. Свое сотрудничество с Marvel студия начала с создания тощего Стива для стартового фильма серии «Первый мститель». У них есть своя технология цифровой ретуши, которую они использовали еще до того, как это стало мейнстримом. И успешно продолжают это делать сегодня.

Кроме того, в фильме есть цифровой кот, которого невозможно отличить от настоящего! Не дайте себя обмануть — CG-кота в картине больше, чем живого.

 

3«Джон Уик — 3» (реж. Чад Страхельски)

Визуальные эффекты фильма «Джон Уик — 3» (2019)

Да, это не та картина, в которой визуальные эффекты — главное. Здесь они выполняют функцию «персонажей второго плана». Но зато они отлично интегрированы в повествование и не бросаются в глаза. А это — очень важно! Ведь вы верите тому, что видите. Вам и в голову не приходит, что стекла витрин, которые персонажи разбивают локтями в схватке в оружейном магазине, цифровые. Или падение Уика с крыши отеля в самом начале фильма — сшито на этапе постпродакшна.

Не забудем и о поединке на мотоциклах. Вся сцена сделана с помощью эффектов: хореография движений выстроена и реализована в павильоне вручную с помощью хромакейных помощников.
 
Визуальные эффекты фильма «Джон Уик — 3» (2019)

При просмотре фильма эта идея совершенно не приходит в голову. Точно так же остальные эффекты незаметно вплетаются в повествование и помогают рассказывать историю.
 
Визуальные эффекты фильма «Джон Уик — 3» (2019)

Одним словом, визуальные эффекты в третьем «Джоне Уике» выполняют свою исконную функцию — незаметно дополнять то, что слишком опасно или нельзя снять совсем. В этом и заключается смысл существования эффектов в принципе.

 

4«Дамбо» (реж. Тим Бертон)

Визуальные эффекты фильма «Дамбо» (2019)

Еще один компьютерный главный герой. Правда на этот раз все проще: это животное, а не человек. И у этого героя нет ни одной фразы, а значит, ему не анимировали артикуляцию. Это одновременно облегчало и усложняло задачу. Сложность была в выражении эмоций персонажа, чтобы зрители понимали их без слов.

 

5«Аладдин» (реж. Гай Ричи)

Визуальные эффекты фильма «Аладдин» (2019)

Игровое переосмысление анимационной классики в данном случае прошло на ура. Здесь не только полеты на ковре, но и цифровой Джинн. Это первый фильм из двух, где появляется полностью цифровой, хотя и слегка модифицированный Уилл Смит. В этой ленте он синего цвета и выглядит совершенно замечательно. VFX-художники использовали захват движения для создания Джинна.

 

6«Человек-паук: Вдали от дома» (реж. Джон Уоттс)

Визуальные эффекты фильма «Человек-паук: Вдали от дома» (2019)

Занимательное приключение, которое полностью держится на эффектах. Для съемок фильма волшебники-декораторы построили кусочек Венеции в Лондоне, чтобы площадку можно было заливать водой.

Для фильма модернизировали несколько симуляций, включая симуляцию воды. Этим по традиции занимается компания Scanline VFX.

Но главная «эффектная» сцена — это иллюзия, которая наводится на нашего героя дронами. И она почти полностью цифровая. Это большая экшн-сцена, над которой сотрудники VFX-компании Framestore работали полтора года. Marvel дали им полный карт-бланш с креативностью, но по ходу дела были поправки, которые заставили студию несколько раз полностью переделать концепцию, вернее — ее наполнение.
 
Визуальные эффекты фильма «Человек-паук: Вдали от дома» (2019)

 

7«Король лев» (реж. Джон Фавро)

Визуальные эффекты фильма «Король лев» (2019)

Этот фильм оставил смешанные впечатления. С одной стороны — мы видим невероятно красивую виртуальную кинематографию и абсолютно реалистичных животных, которые словно вышли из документальных фильмов канала Animal Planet. А с другой — они пляшут и поют. И это вызывает когнитивный диссонанс. Думается, именно это стало камнем преткновения в оценке картины критиками и зрителями.

Если отбросить этот факт и посмотреть только на достижения в области графики — ей просто не будет равной в этом году. Необъятные трехмерные пейзажи, реалистичное освещение и убедительные мохнатые животные. Все это — создания компании MPC, которая уже делала «Книгу Джунглей» (2016), и набила руку на компьютерных животных и пейзажах.
 
Для создания фильма применили виртуальную камеру, которую создавали для «Аватара» (2009). Сама «съемка» проходила в пустом павильоне, связанным с виртуальным пространством будущего фильма.

Интересно, что студия Disney позиционировала эту картину не как анимационную, а как игровую. Хотя правильнее было бы назвать ее фотореалистичной анимацией.

 

8«К звездам» (реж. Джеймс Грей)

На съемках фильма «К звездам» (2019)

История поиска самого себя в космосе, в которую естественным образом интегрируется весь «космический» визуал. В фильме использованы олдскульные эффекты: черный бархат и механика. Интересная находка для съемки сцены на лунной поверхности — одним из ее компонентов стал инфракрасный спектр. Он дал абсолютно черное небо, каким его видно на Луне.

Здесь много космических кораблей, невесомости и даже есть ядерный взрыв в космосе. Но все это — часть повествования.

 

9«Гемини» (реж. Энг Ли)

Визуальные эффекты фильма «Гемини» (2019)

Энг Ли опять экспериментирует. После прорыва «Жизни Пи» (2012) и тестирования съемки в 48 кадров в секунду режиссер пошел дальше: он снял картину в 4К, нативном стерео и на скорости 120 кадров в секунду. Правда в кинотеатрах мы этого не увидели, потому что они к такому еще не подготовлены. Но некое ускоренное движение кадров нам все-таки показали. Выглядит, как дурацкая телепостановка. Но такой сверхреализм интересен на боевых сценах: это добавляет им документальности, будто смотришь не постановочное кино, а живую хронику. Во всем остальном — нет.

Но главное в этом фильме — убедительный, живой и действующий цифровой человек. В отличие от нашумевшего «Ирландца» (2019), здесь молодой персонаж двигается как молодой и не вводит зрителя в заблуждение.

Студия WETA Digital пошла дальше. После цифровой Рейчел в «Бегущем по лезвию 2049» (2017) они сделали отличного цифрового парня, используя мокап и полностью цифровую голову для переноса данных. И, кажется, перешли зловещую долину. Если говорить о том, что визуальные эффекты вовлечены в сюжет фильма незаметно, то это тот самый случай.

 

10«Ирландец» (реж. Мартин Скорсезе)

Визуальные эффекты в фильме «Ирландец» (2019) 

Кино от стримингового видеосервиса Netflix не выходил на большие экраны в нашей стране. Но Netflix в России есть, картину посмотрели все и мы будем считать ее вышедшей в российский прокат. Обойти ленту с точки зрения визуальных эффектов просто невозможно.

С фильмом Скорсезе сложилась очень интересная ситуация: актеры, которым больше 70 лет, были омоложены несколько раз, поскольку их герои по сюжету проходят путь в разных возрастах, начиная с 24 лет. Вместо того, чтобы нанимать молодых актеров для исполнения ролей персонажей в молодости, режиссер воспользовался услугами компании Industrial Light and Magic для омолаживания своих любимых ветеранов.

Роберт Де Ниро отказался играть в шлеме с камерой и с маркерами на лице. Поэтому студия ILM разработала безмаркерный вариант технологии захвата мимики и создала персонажам полностью цифровые головы, омолодила и перенесла на них игру актеров. И это — по-настоящему прорыв в технологиях! На этот раз омоложение совсем не мешало смотреть кино, а что лица цифровые — практически не было заметно.
Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix

Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix

Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix

Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix

Проблема возникла с неомоложенными движениями престарелых персонажей, их язык тела остался старческим даже в 24 года. И этот диссонанс очень мешал. Не удивимся, если «Оскар» за лучшие визуальные эффекты достанется этому фильму, но также не удивимся и в случае, если этого не произойдет, а позже награда будет вручена исключительно за техническую разработку.

Это действительно шаг вперед для индустрии. Новый метод позволяет захватывать мимику актеров, при этом совершенно не мешая оператору-постановщику снимать игровой элемент картины. Более того, теперь совершенно необязательно для омолаживания использовать дублера для лица, как это делает компания Lola VFX. А вот дублеры для тел не помешают, но здесь тоже были технические ограничения.

Думается, что в ближайшее время эту технологию окончательно «допилят» и она точно получит распространение.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: кадр из фильма «Алита: Боевой ангел» (2018) / 20th Century Fox

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 11546
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 10302
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 4986
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4093
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее