Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 4900
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Начинать поздно — нормально


Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола» (1998) / Фото: PolyGram Filmed Entertainment
Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола» (1998) / Фото: PolyGram Filmed Entertainment

Пока мне не исполнилось двадцать пять, я не относился ни к чему серьезно. И если вы спросите моего совета о работе в кино, то я вам так и скажу: «Не парьтесь ни о чем до двадцати пяти». Но в двадцать пять, как мне кажется, в вашей голове должно что-то щелкнуть, ведь вы уже прожили четверть века и кое-что узнали о жизни. Это самое подходящее время, чтобы заняться чем-то серьезно, но прежде — не стоит.

Помню, в то время у меня был знакомый, с которым я когда-то учился в школе. Он снимал рекламу и зарабатывал этим деньги. Его реклама была полной ерундой. Но тот факт, что он сумел найти работу и был достаточно смел, чтобы называть себя режиссером, вдохновил меня. И он зарабатывал деньги. И ему было двадцать четыре. А мне было двадцать пять, работы не было, и это меня удручало, ведь я знал, что для того, чтобы преуспеть в каком-то деле, нужно посвятить ему хотя бы лет пять.

Я начинал паниковать. Я помнил, что Стивен Спилберг в свои двадцать шесть уже снял свой первый фильм. Я подумал об этом и к двадцати шести тоже снял свой первый фильм — короткометражку «Трудное дело». И с тех пор, как я начал заниматься кино в двадцать пять, я не прекращал работать. Ни в чем у меня не было большего интереса и мотивации. Я сразу понял, что это мое.
 

2Владейте ситуацией


Если вы не владеете ситуацией, значит, вы не хозяин положения. Чтобы им стать, нужно нести полную ответственность за все, что вы делаете. Ни к чему раболепие и зависимость — будьте королем своего собственного королевства. Вокруг каждого из нас есть мир, который пытается навязать нам, кем быть. И внутри каждого из нас есть мир, который хочет утвердить себя.

Вопрос в том, какая сторона одержит верх. Мир снаружи кажется шумным и агрессивным, но только потому, что мы бываем не уверены в себе. Мир вокруг старается навязать вам, кто вы есть. А вы стараетесь сказать самому себе, кто вы есть. Это вечное противостояние.
 

3Сомнения в себе — обычная вещь


На съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros. 
На съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros.

Каждый проект требует нескольких лет твоей жизни и ответственности. Разумеется, это сопровождается сомнениями, которые я всегда пытаюсь выбить из себя, хотя и понимаю, что без сомнений нельзя. Знаете, в начале каждого проекта у меня обычно случается кризис где-то на недельку, когда я думаю: «А хорошо ли мы все продумали?». И меня всего просто пронизывают сомнения. Но потом они проходят.
 

4Состояние дискомфорта необходимо


Вам должно быть комфортно в состоянии дискомфорта. Этому меня научило карате. Страх дискомфорта хуже, чем сам по себе дискомфорт. Иллюзия боли — вот с чем вам необходимо примирить себя.
 

5Сценаристу необходимо быть проактивным


На съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros. 
На съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros.

Без всяких сомнений труд сценариста — самый болезненный и тяжкий во всем процессе кинопроизводства, потому что этот труд не так активен, как, например, работа режиссера. Режиссура — это как если бы я был шеф-поваром, а передо мной были всевозможные ингредиенты. Ингредиенты на столе, и все, что нужно — это действовать. Это такой интерактивный опыт. Но опыт сценариста не такой. Когда ты пишешь, есть только ты и печатная машинка, понимаете? Поэтому сценаристу необходимо быть активнее, чем любому другому участнику кинопроцесса. Взять и пригвоздить себя к столу и клавиатуре очень непросто, ведь ты знаешь, какое огромное количество проектов можно было бы поставить! Заниматься режиссурой — увлекательно и этому сопутствует совместная работа и общение. У сценариста такого нет.
 

6Не позволяйте раздумьям мешать вам


В спорте, если ты начинаешь задумываться о происходящем, все перестает получаться. Но если не позволять мыслям отвлекать тебя, начинаешь преуспевать. Творческий процесс, как мне кажется, очень похож на спорт в этом плане. Начать стоит с того, чтобы понять свои творческие барьеры, а затем забыть о них и действовать интуитивно.
 

7План нужен для импровизации


На съемках фильма «Большой куш» (2000) / Фото: Screen Gems
На съемках фильма «Большой куш» (2000) / Фото: Screen Gems

Мне нравится думать, что у нас есть план, которого можно придерживаться и которым мы можем руководствоваться. Ведь раз нам есть, чем руководствоваться, значит у нас есть, вокруг чего импровизировать, и каждый может позволить себе столько импровизации, сколько считает нужным.
 

8Наслаждайтесь своим делом


Любопытный факт о режиссерах: мало кто из нас ходит на площадки друг к другу. Но я слышал разные страшные истории о том, что происходит на площадках у других, и это зачастую озадачивает меня. Я считаю, что каждый, кто хочет быть режиссером и добивается этого, делает это делом своей жизни и должен быть благодарен за такую возможность. И поэтому легкость — это качество, которого я стараюсь придерживаться в своей работе. Кинопроизводство должно быть в радость. На мой взгляд, нет причин не проводить время на площадке хорошо. Пока вы получаете удовольствие от того, что делаете, это не работа. Я наслаждаюсь каждым днем съемок и мне не приходится делать над собой усилия для позитивного мышления.
 

9Держите себя в форме


На съемках фильма «Шерлок Холмс» (2009) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Шерлок Холмс» (2009) / Фото: Warner Bros.

Снимая кино, очень легко разжиреть. Потому что часто эта работа состоит из ожидания. За время создания фильма я, бывало, набирал до тридцати фунтов. Чтобы такого не случалось, где-то начиная с «Револьвера» я стал устраивать на площадке «олимпийские съемочный игры»: кто выше прыгнет, кто сделает больше отжиманий, приседаний и тому подобное. Это помогает привести в тонус себя и всю команду.
 

10Ошибки можно пережить


Я снял фильм «Унесенные», за который меня едва не стерли в порошок. А потом был не слишком успешный «Револьвер». Моя карьера тогда висела на волоске. Хотя «Револьвер» я все равно люблю, да и «Унесенные» мне нравятся. Я не жалею об этих картинах. Никто не знает самый лучший способ распорядиться картами, которые у тебя на руках. Распорядился ли я в этих случаях своими картами правильно? Вероятно, да. Другой вопрос, удастся ли тебе с достоинством принять критику. А потом начать очередную историю с начала.
 

11Будьте своей собственной аудиторией



На съемках фильма «Агенты А.Н.К.Л.» (2015) / Фото: Warner Bros.

Фильм, который я снимаю, и который получается в итоге — это немного разные фильмы. Через какое-то время работы над картиной ты понимаешь, чего требует материал, его природа подсказывает тебе это. В случае «Меча короля Артура» мы сначала сделали версию на три с половиной часа. В середине я заснул. Так я понял, что нам предстоит немало работы, и в итоге мы сократили фильм еще наполовину. Энергия фильма должна быть такой, чтобы удерживать мое внимания так же, как и внимание любого другого зрителя.
 

12Кино должно развлекать


Я пришел в кино, потому что хотел делать фильмы, которые бы развлекали зрителя. Я чувствовал, что именно такого кино нам не хватает. И свою работу я вижу в том, чтобы сделать интересный развлекательный фильм. А в каком формате он будет и какие техники я буду использовать — это все второстепенные вопросы. Главное, чтобы кино выглядело хорошо.

Источник: Evan Carmichael, Film School Rejects
 

Обложка: на съемках фильма «Шерлок Холмс» (2009) / Warner Bros.

 


Комментарии

Комментариев: 1

На словах красиво. А на деле он несколько лет подряд оскорблял Мадонну а-ля «ты плохая актриса». Постоянно рисуется на публике, лицемерный тип.

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 4619
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3669
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2911
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 2009
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1856
Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

  • 4 ноября
  • 1686
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее